29 февраля, в среду первой седмицы Великого поста, Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил чтение великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Свято-Никольском храме города Ессентуки. По окончании Великого повечерия архиерей обратился с проповедью к прихожанам храма.
Вновь мы молитвенно сопереживали великому покаянному канону преподобного Андрея Критского. Это удивительное творение, дающее цельное знание о человеческой душе. Преподобный Андрей говорит, что время быстро протекает тогда, когда не имеет источника жизни. Проще говоря, если само наше существование поглощено грехом, то грех вытесняет жизнь и самой жизни в нас становится меньше, тогда время начинает сокращаться. Грех, порождаемый страстью и пороком, всегда загоняет человека до смертной черты. Говоря проще грех всегда гонит человека к концу времени. И напротив Бог останавливает человека от этого бега, направляет жизнь человека не вспять к концу времени, а ввысь, в вечность.
Священное Писание наполнено образами - и преподобный Андрей запечатлел эти образы людей, - которые жили посекаемые и побиваемые грехом, и однажды они осознали, что находятся на грани своей жизни, они все вкусили, поняли, что это суета сует, ничего не дает жизнь, не дает радости. Когда-то давала, но со временем это отпадает и уже это не утешает тебя. И тогда согрешающий человек останавливается и говорит: Господи, если не Ты сохранишь мою жизнь, то напрасны труды тех, кто стережет ее. Моих трудов сохранить свою собственную жизнь недостаточно, скорее я ее растрачиваю.
Господь говорит: Я есть жизнь (Ин. 14, 6), и еще в Священном Писании мы находим слова Христа: Я есть Альфа и Омега, Начало и Конец (Откр. 1, 8). Господь говорит нам о вечности, в которой и мы можем иметь участь. Господь говорит о Себе как о хранителе времени. Господь дает нам жизнь и останавливает ее у нас. Он есть сама Жизнь. Господь являет надежду. Он дает нам время, но особое время. Время поста. Как некий новый оборот нашей жизни. Если хотите, можно привести грубое, но понятное сравнение: как новый механизм, который заводит эти часы на определенное время. Бог дает время поста, чтобы этим временем высвободить свою душу для жизни через покаяние. Ведь покаяние это изменение.
Если вспомнить притчу о блудном сыне, то покаяние является образом возвращения в отчий дом, т.е. наше возвращение к Богу. Когда блудный сын в стране далекой, расточив все свое имение, понял, что его время вышло, он встал и пошел к отцу. И отец, приняв его, вернул ему время жизни. Так и Господь нас возвращает к Себе, возвращает к источнику Жизни, дает нам возможность вкусить этого времени. И мы просим: дай нам Господи время на покаяние, но чтобы через это время нам вступит в вечность. Дай нам Господи иного времени, другой жизни по другим законам. И Бог дает нам. Только на этот призыв нужно отозваться желанием поменять свою жизнь.
Время Великого поста, - это самое удобное время, потому что можно от многого отказаться и убедиться, что это многое у тебя забирало сил жизни, воровало у тебя время. Можно пересматривая даже сегодняшний день понять, что были часы, которые я провел впустую, а ведь это украденное время. Время, которое не приблизило меня к жизни, а, напротив, к смерти. Вычеркни из своей жизни время, впустую проведенное перед телевизионным экраном, и сколько у тебя появится времени, чтобы посмотреть в глаза своих собственных детей, друзей. Сколько у тебя появится времени для того чтобы взять в руку книгу и поразмышлять вместе с ее автором.
Дай Бог, чтобы мы через этот Великий пост умножили время своей жизни. Дай Бог, чтобы этот пост для нас стал настоящим дыханием жизни, посредством которого мы могли бы этой жизни надышаться. Дай Бог, чтобы через течение поста мы, дойдя до самого источника жизни - Воскресшего Христа Спасителя, поклонившись Его воскресению, почувствовали на себе руку любящего отца, который однажды принял блудного сына из безвременья во время новой жизни. Руку, которая однажды подняла блудницу, руку, спасшую утопающего апостола Петра. Дай Господи нам поклониться воскресению Христову, со всей верой дойдя до него, и облобызать руку, благословляющую нас и поклониться Тому, Который нам дарует Свое Царство.