День торжества закона

14.01.2015
Просмотры: 1098

14 января 2015, в день памяти святителя Василия Великого, праздник Обрезания Господня, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную литургию в храме Трех Святителей города Пятигорска.

После чтения Евангельского зачала, архиерей обратился к верующим со словом, посвященным осмыслению прочитанного фрагмента Священного Писания (от Луки, II, 20-21, 40-52).

"Человек в своей жизни всегда имеет возможность сделать выбор – поступать так или иначе. Часто выбор, когда хотели, не как надо бы, а как почитали будет лучше, приводит человека к бедствию. Грань между добрым и недобрым, грехом и праведностью определяется в слове Божием. Бог называет грех – грехом, а доброе – добрым. Он повелевает делать и призывает не делать.

Выбор человека всегда остается за самим человеком, но для того, чтобы это повеление Божие, для того, чтобы воля Божия в человеке с ясностью прослеживалась, была очерчена всей жизнью, человека с древности посвящали Богу, заключали завет.

Родители по своей вере приносили свое чадо к Богу, чтобы над ним совершилось действо, навсегда запечатлевающее, что отныне этот человек принадлежит Ему, Богу, и эта принадлежность в том числе определяет и самого человека в дальнейшем в его собственных поступках. Господь, придя в мир, родившись от Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Сам говорит о том, что Он пришел не нарушить, но исполнить Закон. И обрезание, которое совершается над Ним, является исполнением Закона Божия, который Сам Господь установил и Сам же применяет Его.

Сегодняшний праздник – это праздник торжества слова Божия, и это торжество заключается в том, что Сам Бог исполняет Свое слово. Повелев приносить посвящение Богу, Сам Господь приходит к этому действу, Сам Господь не пренебрегает этим действием, но исполняет Свое же слово.

В сегодняшнем Евангелии есть еще одно очень трогательное повествование, в котором однажды лишь только воспоминает отрочество Иисуса Христа. Когда Он в двенадцатилетнем возрасте вместе с Приснодевой и праведным Иосифом Обручником посещал Иерусалим, чтобы помолиться в храме Господнем.

Вот родители ведут свое Чадо в дом Божий. Мы видим образ доброго воспитания и назидания родителями своих чад. Они не посылают своего первенца с родственниками или знакомыми, но сами вместе с Ним приходят на праздник в Иерусалим и там проводят Пасху. Там, в храме, в доме Божием назидаются словом Божиим, общением с людьми, исповедующих истинного Бога. Это первое, что в сегодняшнем Евангелии назидает.

Всякое воспитание происходит от собственного примера. Здесь слово не всегда бывает сильным, но дело всегда сильно. И мы видим плоды этого доброго воспитания. Отрок Иисус остается в храме, так, что родители в первое время думали, что Он идет с другими родственниками, когда они возвращались из Иерусалима в свой город Назарет, в котором жили. Поняв, что Его там нет, они вернулись в город, как сегодня мы слышали у апостола, и начали искать отрока Иисуса, и нашли Его в храме.

Удивительная тяга к храму является и особым духом, которым жил Сам Господь и Спаситель Христов в Своей земной жизни, и эта тяга обозначается Им Самим словами: разве вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему.

Это доброе назидание Отрока Христа должно сегодня для каждого из нас стать ответом, пожалуй, на один из важных и главных вопросов: в чем является подлинный смысл и подлинная ценность моей собственной жизни. Она является в том, чтобы быть наследником Самого Бога. Ведь смысл и ценность жизни заключается не в самой себе, как таковой, а в том, что мы наследники Царства Божия, мы призваны быть наследниками Царства Божия. И когда человек, четко понимая, осознает свое особое призвание, осознает цену своей жизни, вся его жизнь становится подлинно христианской, где в центре жизни Сам Господь и Спаситель Христос.

Найдя Отрока в храме, Мария и Иосиф Обручник увидели, как Он разумно отвечает и внимательно задает вопросы людям, которые там находились, в том числе и священникам. Все же вокруг удивлялись знанию этого Отрока, откуда Он, не имея на их взгляд доброго, хорошего образования, мог так разумно и твердо отвечать, зная слово Божие. Ответ на этот вопрос мы знаем. Ведь перед ними быть Сам воплотившийся Господь.

Еще мы видим, что добрая жизнь верующего человека всегда является живым словом Божиим в самом человеке. Что будет, если вдруг на земле будет утеряно Священное Писание. Вот вдруг станет так возможно, что не останется ни одного экземпляра Священного Писания, которое было бы у человека, тогда сам человек должен стать открытой книгой Священного Писания. И прежде всего, к этому Господь призывает и каждого из нас: идите и научите народы.

Бог призвал каждого из нас быть открытой книгой Священного Писания. Это означает, что мы должны жить словом Божиим. Если мы им живем, то это слово Божие через наше собственное естество и пример жизни нашей касается тех, кто находится рядом с нами. Отрок Иисус, несомненно, жил этим словом, потому и находящиеся в храме изумлялись познанию его. Это было не книжное познание от того, что Он прочитал и запомнил. Это было познание опыта жизни от того, что Он так всегда поступал и делал.

Сегодняшний день, – это день торжества Закона, день торжества слова Божия, которое Сам Господь исполняет, и все, что говорит, то и творит. Это день нашей надежды и радости, ибо в Своем слове Он нам сказал: где Я, там будете и вы. И мы верим, что это слово исполнится на каждом из нас, и ради исполнения этого слова живем покаянием, молитвой, надеждой, верой и любовью".

1098
Фотогалерея