Даже спустя полтора века, Кавказская война оказывает влияние на жизнь кавказских народов, их отношение к России. Северный Кавказ остается регионом, в котором переплетаются национальные интересы, звучат выстрелы, гибнут люди. Накануне Сочинской олимпиады стали слышны призывы зарубежных черкесских общин бойкотировать олимпиаду: "Сочи – место геноцида!.."
Когда мне предложили принять участие в конференции, я решила попытаться исследовать судьбу черкесского народа в Кавказской войне и после ее окончания. Начать необходимо с того, чтобы разобраться в причинах этой самой длительной войны в истории России.
Причины войны. Одна из самых важных причин войны – геополитическая. На рубеже XVIII-XIX веков Россия всерьез начинает заниматься проблемами этого региона. Стратегическое положение Кавказа таково, что тот, кто контролирует его, фактически, полностью контролирует одну из важнейших транспортных коммуникаций, связывающую Европу и Азию, а также обеспечивает себе твердое присутствие в Черном и Каспийском морях. В данной ситуации Кавказскую войну, вызвало не только сопротивление, но и столкновение интересов Российской империи и Великобритании, которые развернули активное противоборство в этом регионе. Англия традиционно рассматривала русское присутствие на Кавказе как потенциальную угрозу своему господству в Индии. Турция и Персия имели свои собственные геополитические интересы на Кавказе и в Закавказье. Во время военных конфликтов различные районы Кавказа были просто наводнены агентами Турции, о чем красноречиво свидетельствуют архивные разведданные. Второй причиной Кавказской войны можно назвать конкретную политическую ситуацию, которая сложилась в конце XVIII — начале XIX веков в этом регионе. Неоднократно, в течение XVIII века грузины просили Россию принять их в подданство. 12 сентября 1801 г. император Александр I подписал манифест "О полном присоединении Грузии к России". В результате данного решения почти весь регион Северного Кавказа оказался внутри Российской империи, и встала острая необходимость политического и экономического интегрирования его в состав России. И, следовательно, именно с начала XIX в. собственно и начинается собственно противостояние России и народов Северного Кавказа. Третьей немаловажной причиной является социально-экономический фактор. Долгие годы основным источником обогащения кавказской знати служили разбойные набеги различных общин, как друг на друга, так и на казачьи станицы, русские поселения и другие народы Кавказа. Также огромное значение на Кавказе имело пастбищное скотоводство, требовавшее постоянного сезонного перегона скота. Но Россия, укрепляясь на Кавказе, жестоко боролась против набегов, а также линиями крепостей отрезала зимние пастбища для скота. Что, естественно, полностью подрывало традиционные уклады жизни Кавказских народов. Но и экономический интерес России также был очень велик. Защищаясь укрепленными линиями от постоянных грабежей, Россия прикрывала самые плодородные в империи земли — Кубань и Ставрополье, а также районы Поволжья и отвоевывала новые богатые земли.
Сопротивление черкесов продвижению российских войск. Запад Северного Кавказа вплоть до черноморского побережья был заселен многочисленными, воинственными племенами черкесов (адыгов). У черкесов "…всякий свободный человек мог иметь рабов, а дворянин не мог существовать без них, потому что личный труд считался для него стыдом и клал пятно на весь его род. Богатство значительных фамилий мерилось исключительно числом рабов…", – писал генерал Ростислав Фадеев, участник и один из первых историографов Кавказской войны. Образ жизни черкесов доставлял массу беспокойства как продвигавшимся с севера кубанским казакам и русским, так и грузинам. А поскольку и Восточная, и Западная Грузия перешли под власть России, то ей пришлось защищать своих подданных-христиан от полуязыческих, полумусульманских народов. После Крымской войны Россия лишилась военного флота на Черном море, поэтому турки, англичане, французы, тогда враждебные России, могли легко поставлять черкесам ружья, порох, пушки и даже добровольцев, которые хотели воевать против России (в основном это были поляки). В России опасались, что земли адыгов станут плацдармом для будущей войны. Поэтому с горцами Западного Кавказа решили поступить намного жестче, чем с лезгинами и чеченцами. В покорность черкесов давно никто не верил. Восстание на Западном Кавказе было так же опасно, как пожар на пороховом складе. Было решено выселить адыгов либо в Турцию, либо – на кубанскую равнину, где поселения горцев окружались казачьими станицами.
Мухаджирство – трагедия адыгов (черкесов). На последнем этапе Кавказской войны (1862-1864 гг.) население Черкесии (адыги, убыхи, абазины и абхазы) переправлялось к Черноморскому побережью для последующего выселения в Османскую империю, захваченная же территория заселялась казаками, армянами и крестьянами из центральной части Российской империи. У "непокорных горцев" при любой возможности уничтожались посевы и запасы зерна, при нападении на села царские войска открывали огонь из артиллерии. Адыгам приходилось выгонять скот на равнинные пастбища, где он захватывался и угонялся в ближайшие станицы. Вырубались сады и виноградники для принуждения черкесов покинуть гористую часть страны и тем самым ослабить их сопротивление.
Мухаджирство – процесс переселения после окончания войны в Османскую империю и страны Ближнего Востока части коренных народов Северного Кавказа, не смирившихся с утратой свободы. После поражения горцев оно приобрело характер исхода, в основном вынужденного, насильственного, как результата политики царской администрации в крае, демагогических обещаний Турции, агитации собственных владетелей и мусульманского духовенства. Оказавшись в тяжелом положении по условиям Парижского мира, испытывая серьезные внутренние проблемы, Россия стремилась "разгрузить" край от "неспокойных" жителей и "водворить" на освободившиеся земли казачьи станицы и поселения жителей внутренних губерний страны с целью создания здесь прочной опоры российской власти. Турецкие власти развернули агитацию в пользу переселения, так как были заинтересованы, по словам самого султана, "получить народ здоровый, воинственный, воспитанный на традициях мужества, благородства и беззаветной преданности" и заселить пустынные земли, увеличив удельный вес мусульман, расселить их среди христианских народов "полосами" для укрепления распадающейся империи и пополнить свою армию. Широко распространились прокламации с призывами к "мусульманскому братству", обещаниями земель, денег, домов, всяческих благ и привилегий. Огромное влияние на соплеменников оказала позиции знати и духовенства, которые опасались утратить в условиях российского подданства свое влияние и положение. Используя патриархальные обычаи, пугая солдатчиной и утратой религии, они всячески подталкивали горцев к переселению в "единоверную" Турцию.
Переселение проходило в несколько этапов разной интенсивности в основном морским путем на турецких, российских, английских судах. Определить численность мухаджиров не представляется возможным, мнения исследователей значительно расходятся (от 500 тыс. до 900 тыс. и более). Основная масса горского крестьянства отказывалась переселяться на места, указанные царскими властями. Они также не желали идти в Турцию, куда их тянули князья, дворяне и старшины. Крестьяне целыми семействами уходили в горы и оттуда продолжали вести борьбу за свою свободу и независимость. Несмотря на то, что царское правительство май 1864 г. считало временем окончательного завершения покорения горцев Северо-Западного Кавказа, полупартизанская борьба здесь продолжалась еще и в 1865 г.
Стихийно начавшийся процесс выселения русская кавказская администрация пыталась упорядочить путем создания Комиссии по делу о переселении, выделения средств и предоставления судов, но все эти меры не дали ощутимых результатов. Мухаджиры оказались в чрезвычайно тяжелом положении, испытывали невероятные лишения, погибали массами (свыше 50%) на берегу и в пути от холода, голода, болезней. Особенно пострадали дети и женщины.
На новом месте положение мухаджиров оказалось еще трагичнее. Черкесские могилы тянулись рядами вдоль дороги, где прошли переселенцы. В лагерях, по свидетельствам очевидцев, была страшная смертность, "не прекращались погребальные песни". Окончательно разоряясь, многие попадали в рабство, продавали свои семьи, вынуждены были идти на службу в армию (хотя правительство обещало освобождение от службы на 20 лет). Отчаяние толкало на воровство и разбои. Вместо обещанных плодородных земель турецкое правительство выделило переселенцам гибельные по природным и климатическим условиям районы, помощь практически не оказывалась. Обманутые, оказавшись в безвыходной ситуации, горцы попали в "единоверной" Турции в еще более тяжелые условия социального и национального гнета. В стремлении вернуться на родину они писали, что "…в христианской России им было лучше во всех отношениях…", готовы были "идти куда угодно, хоть в Сибирь", принять христианство, однако многочисленные прошения отклонялись российскими властями. Жестко пресекались попытки нелегальной репатриации путем вторичного выселения в Турцию, ссылкой навсегда внутрь страны и пр. Несмотря на строгости, поток беженцев из Турции на Кавказ не прекращался и это "вело к неурядице и путанице" в хозяйственной и административной жизни края. Турция со своей стороны тоже применяла строгие меры (вплоть до оружия), препятствуя возвращению переселенцев в Россию, укрепляла границы, пресекая бегство. С течением времени значительная часть кавказских мухаджиров была ассимилирована. Огромные массы адыгов-эмигрантов оказались разбросанными по обширной территории Османской империи. Большой приток переселенцев и неподготовленность турецкой администрации к их принятию и размещению приводили к массовой гибели людей. Процесс депортации продолжался вплоть до Первой мировой войны, как отдельными семьями, так и целыми населенными пунктами.
Итоги войны и ее последствия. Покорение горцев Северного Кавказа и длительная Кавказская война принесли России значительные людские и материальные потери. В течение войны пострадало около 96 тыс. солдат и офицеров Кавказского корпуса. Наиболее кровопролитным оказался период борьбы против Шамиля, за который было потеряно убитыми, ранеными и пленными более 70 тыс. человек. Весьма существенны были и материальные затраты: Ю. Косенкова, основываясь на данных А. Л. Гизетти, указывает, что в 40-50-х гг. XIX в. содержание Кавказского корпуса и ведение войны стоило государственной казне 1015 млн. р. в год.
Тем не менее, Россия, достигла поставленных целей. Последствия Кавказской войны неоднозначны. С одной стороны, прекратились междоусобицы, работорговля, набеги персидских и турецких войск, ускорилось экономическое и культурное развитие народов региона, росло их взаимодействие, расширились многообразные связи Северокавказских народов с Россией. В горское общество, главным образом, в элитные слои, проникла русская культура и светское образование. На его основе у горских народов начала складывается общественная мысль и просветительство. С другой стороны, это великая трагедия, которая принесла беды и разрушения, огромные материальные и людские потери, как местным народам, так и Российской империи. Среди трагических событий, связанных с окончанием войны, особое место занимает мухаджирство. По завершении войны усилилась колонизация края выходцами из России, а ей сопутствовали значительное изменение этнической картины Северного Кавказа, формирование новых земельных отношений, дальнейшее разрушение традиционной хозяйственной культуры региона. Но Северный Кавказ, как и Закавказье, не был превращен в колонию Российской империи, а вошел в ее состав на равных правах с другими народами. Однако одним из последствий Кавказской войны стала русофобия, –широко распространившаяся среди народов Кавказа. В 1990-х годах Кавказская война также использовалась идеологами ваххабитского толка как весомый аргумент в борьбе с Россией.
Начиная работу над рефератом, я ставила цель – изучить историю покорения адыгов, их переселения в Османскую империю. Но Кавказская война – это трагедия не только горских народов. А тысячи погибших русских солдат, офицеров и казаков?.. Изучение истории войны показывает, как в угоду геополитическим интересам государств рушатся судьбы людей. Мы видим, что эти процессы сегодня идут и в Украине, и в Сирии, Палестине и Израиле. И на Северном Кавказе есть определенные силы, которые спекулируют на "черкесском вопросе", пытаются вновь разжечь пожар войны. Обращение к исторической правде в регионах, где ныне имеют место межнациональные конфликты, позволило бы в значительной степени умерить националистические амбиции, нейтрализовать причины этнического противостояния. Тем более, что судьбу горских мухаджиров частично разделили сотни тысяч казаков Кубанского и Донского войска, которые зачастую насильственно переселялись на освободившиеся от горцев земли и долгие годы, защищая новые российские рубежи, волей-неволей выполняли роль боевого форпоста империи.
Марина ПИСКУНОВА, учащаяся 11 класса Казачьей кадетской школы №19 города Пятигорска