Слово о покаянии

10.12.2014
Просмотры: 1116

10 декабря 2014, в день праздника Пресвятой Богородицы в честь иконы Ее "Знамение", архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную литургию в Свято-Георгиевском женском монастыре на горе Дубровке.

За богослужением молились сестры обители во главе с настоятельницей — игуменьей Варварой (Шурыгиной) и паломники.

После чтения Евангельского зачала (от Луки, XX, 1 – 8) архиерей обратился к верующим со словом, посвященным осмыслению прочитанного фрагмента Священного Писания.

"Нередко многие из нас задаются вопросом: почему, когда человек совершенно знает очевидные вещи, очевидные правила, законы, а все равно этот закон нарушает, — отметил архиепископ Феофилакт. — Казалось бы, все совершенно понятно – что можно делать, а что является грехом, но человек все равно преступает эту грань. Почему же так происходит? Есть ли этому какое-то внешнее объяснение?"

"Весь конфликт сегодняшней истории, как внутренний конфликт и нашей собственной жизни, заключается в том, что очевидное слово Божие мы не принимаем потому, но напротив того, ищем обоснование своего нежелания делать его. Проще говоря, оправдываем себя. Человек, который живет оправданием самого себя все больше и больше отдаляется от Бога.

Каждый из нас слышит голос Божий. Этот голос Божий мы именуем совестью. И поэтому мы понимаем что то или иное дело, сделанное, совершенное нами, было дело греховное. Но вместо того, чтобы признать свою неправоту, что было бы проявлением нашей силы, ведь только сильный человек может бороться за себя, за сое спасение, слабый уже не борется. Признать неправоту – то же самое, что почувствовать в себе болезнь и начать бороться с ней, преодолевать ее.

Но выйти на эту борьбу не всегда хватает внутреннего убеждения, не всегда хватает собственной веры, что это необходимо сделать. Это основано на опыте нашей жизни, в котором нет покаяния, а есть только горделивое свидетельство: "я прав". И эта свидетельство толкает человека на более страшный грех – самооправдание. Когда мы говорим, что нечего смотреть на собственную жизнь, лучше посмотреть на одним, или на других, или на третьих, вот они-то настоящие грешники, не то что я.

Когда человек свою жизнь не сравнивает с жизнью Господа и Спасителя Христа, когда человек свою жизнь не соразмеряет с Евангелием, его собственная жизнь превращается в постоянный упадок. Когда человек отвергается от Священного Писания и опыта Церкви, и начинает оправдывать себя, рано или поздно он становится перед выбором: жить по правде или лгать. И нередко, если человек не имеет опыта покаяния, он делает выбор лжи, как и сегодняшние слушатели Спасителя Христа.

Задав прямой вопрос о том, кто Он, они услышали прямой ответ: вы можете понять Меня только тогда, когда примете правду, которая заключается в призыве Иоанна Крестителя. А ведь Иоанна Креститель призывал к покаянию. Человек не имеющий покаяния, сокрушенного сердца о своих грехах, не сожалеющий, не болеющий о своих грехах, а переступающий через них, рано или поздно заблудится, попадет в место непроходимое.

Только покаяние по-настоящему возвращает человеку его собственную целостность и понимание смысла жизни, силу жизни, покаяние приносит человеку то самое дыхание жизни, которое мы называем благодатью Божией, присутствующей в нашей жизни".

1116
Фотогалерея