Лечение особых детей как образ жизни

11.09.2014
Просмотры: 2720

Адаптационно-восстановительный центр "Виктория" открылся в Черкесске 16 марта 2012. Основной идеей создания является реабилитация и социальная адаптация детей с особенностями развития. Задача центра – помочь ребенку полнее раскрыть свои возможности и способности. Развивающие и обучающие занятия проходят таким образом, чтобы в доступной и интересной форме сформировать у детей необходимые знания и навыки, научить их самостоятельно двигаться, мыслить, рассуждать. О работе центра журналисту РИА КЧР рассказала основатель центра "Виктория" Зухра Темрезова.

Центр "Виктория" открылся в марте 2012 года. Вы первый центр в Карачаево-Черкесии, который занимается с детьми с заболеваниями ДЦП, синдром Дауна, аутизм?

Вы знаете, дело даже не в республике. Такие заболевания, как аутизм, раньше считались сбоем на генетическом уровне. Врачи и ученые были уверены, что это не лечится, такие дети не податливы, плохо адаптируются. По большому счету, родителям таких детей раньше говорили: "Если хотите здорового ребенка, то родите себе другого. А с тем ребенком вы можете жить, учитывая, что у него аутизм, ДЦП или синдром Дауна, но не нужно от него ничего требовать". В мире сейчас идет совсем другая тенденция — ученые пришли к выводу, что все лечится, все реабилитируется. Диагноз, конечно, никуда не уходит, но изменения большие. В ходе такое понятие, как нейрогенез. То есть те клетки мозга, которые погибли из-за родовой травмы, гипоксии, они могут восстанавливаться. Мозг пластичен, особенно у детей. И для восстановления этих клеток необходим процесс познания.

— Чем отличия между "Росинкой" и "Викторией"? (Республиканский стационарный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями)

— "Росинка" — у них курсовое лечение, то есть дети проходят лечение курсами несколько раз в год, к нам же основная масса наших деток ходит на постоянной основе. Это и адаптационные группы, это детский сад, на полдня, на целый день, ежедневные занятия ЛФК, у логопеда, массаж, кинезиотерапия, психокоррекция. Такое лечение наиболее приемлемо для детей. Детки с такими сложными заболеваниями, как ДЦП, аутистический спектр, синдром Дауна, различные формы задержки психического и психомоторного развития, такие детки не владеют какими-то элементарными навыками. Многие из них не говорят, не держат голову, у них очень плохо развиты какие-то моторные функции, и ежедневные занятия дает самый эффективный результат. Для родителей это очень тяжелая, трудная задача, но, в зависимости от особенностей ребенка, в период от нескольких месяцев до нескольких лет ребенок начинает овладевать этими функциями. Чем раньше начинают с ребенком заниматься, тем, во-первых, быстрее идет обучение, и, во-вторых, все функции в объеме, наиболее возможном для ребенка, начинают восстанавливаться.

— Есть ли в центре какие-то особые методики?

— У нас есть особые методики, это связано с тем, что у нас большая свобода выбора, так как мы частный центр, и дело не только в финансах. Например, наши аутисты сидят все на диете безглютеновой, безкозеиновой. Есть уже через год изменения в поведении — и концентрация взгляда, и уменьшение агрессии, дети становятся более податливы к обучению. И я видела таких детей, абсолютно восстановленных, которые к тому моменту, когда они достигли школьного возраста, они ничем не отличались от других своих сверстников. Но это годы родители положили на то, чтобы вылечить такого ребенка до состояния, что он может с обычными детьми ходить в школу. Это, в частности, касаемо аутизма.

Для ребят с ДЦП мы используем такие методики, как Войта, pnf, Адели-метод и многое другое. Инструкторы постоянно повышают свою квалификацию, чтобы быть в курсе всего нового.

— Насколько важна для детей социальная адаптация, ведь многие из них, по сути, не видят ничего, кроме родителей, врачей и больниц?

— Для таких детей очень важно посещать садик, если не садик, то хотя бы детскую площадку, должны приходить какие-то родственники, знакомые, друзья. При центре работает Лекотека, где посредством игры, ребята осваивают навыки самообслуживания, взаимодействия друг с другом. Занятия в Лекотеке бесплатные и включают также работу с родителями.

Должны быть какие-то посылы, информационные, тактильные, то есть занятия с таким ребенком очень важны, и они важнее, чем, например, с обычным, здоровым ребенком, который все это сможет сделать сам. И если годами заниматься, то, в принципе, мы получаем результат. Дети могут невнятно говорить, да, они могут медленнее выражать свои мысли и эмоции, но, это абсолютно обычные, абсолютно интеллектуально развитые дети. И у них у них настолько богатый внутренний мир, незамыленный взгляд на вещи, что если человечество сможет это раскрыть, то очень много может получиться.

— Какие проблемы в центре стоят наиболее остро?

— Ключевой проблемой я бы выделила проблему с подбором персонала. Люди не готовы. И дело даже не в том, что нет грамотных кадров — мы отправляем специалистов, они повышают свою квалификацию, но они не готовы воспринимать детей и так, как мы их воспринимаем, так, как хотим, чтобы их воспринимали. Но когда человек сам не видит результатов своей работы и даже не верит в это, то, как бы ни прискорбно это было, мы с этим человеком прощаемся. И так уходят 80% персонала. В центре педагогики в Москве, который мы считаем своими учителями, нам говорили, что самая большая опасность, которая ожидает специалиста, это то, что в течение длительного времени прогресс происходит настолько медленно, что, практически, еле заметен и родителям, и специалистам. Но его надо уметь увидеть и быть готовым, что даже если нам кажется, что ничего не происходит, надо продолжать занятия и возможно, использовать другие тактики.

— Есть ли в центре какие-то методики финансовой поддержки для детей?

— Есть такие люди, которые помогают адресно деткам. Есть такие детки, которым мы находим спонсоров. Если спонсор, например, вложит в центр "Виктория", то какая-то прибыль, какие-то дивиденды к нему придут не скоро. А так он может адресно поддержать какого-то ребенка, и получит благодарность от его мамы, и увидеть, как его деньги могут помочь.

— Расскажите о применяемых практиках оказания психологической помощи для родителей.

— Некоторые мамы на приеме не могут сдержать слез, и тогда психолог приглашает маму в кабинет и так начинается очень важный для семьи процесс- процесс понимания и принятие ситуации. Пока мы отводим ребенка в группу, чтобы познакомить его с другими детками, психолог начинает, не предупреждая, беседу, которая, в принципе, заканчивается словами, приходите, мы в вами обязательно переговорим. Психолог проводит занятие, где они проговаривают, обсуждают проблему, то есть очень часто родители даже бояться подумать о будущем ребенка. Вместе с психологом они проговаривают эту ситуацию, например, насколько вы планируйте восстановить вашего ребенка? Чтобы он начал ходить, говорить, или просто ложку держать? А потом психолог задает вопрос — а что вы будете делать, если этого не произойдет? Начинается обсуждение, обсуждаются все варианты. И люди понимают, что они не одни, что им могут помочь, что это не так ведь и страшно. В любом случае надо что-то делать, нет поводов для отчаяния.

— В вашем центре проходило очень много мероприятий: фотовыставки, визиты артистов, детские праздники. Что было самым запоминающимся для детишек?

— Для детей, которые к нам приходят, любое событие-это праздник. 1 сентября мы делали детский праздник и показ мод. У кого были свои наряды, те одевали их, у кого не было, мы одалживали у других детей. Приходили профессиональные стилисты, визажисты и всех красиво одевали. Дети — кто мог сам, тот за одну ручку шел сам, кто не мог — тот шел на руках у инструктора. И эти аплодисменты были настолько искренними, что я никогда, даже на больших концертах не слышала таких оваций. Это было первое в республике такое событие, потому что упор не делался на то, что это особенные дети. Просто первое сентября, детский праздник, слово ребенок-инвалид мы вообще не употребляем. Это такие же дети. Они показывали моду, рассказывали стихи, пели, танцевали, каждый, как мог. Все, и приглашенные, и родители получили огромное удовольствие. Сейчас на каждом мероприятии мы стараемся что-то новое привнести, интересное, и каждый раз дети сами нам подсказывают, что они хотят.

Источник: http://www.riakchr.ru/lechenie-osobykh-detej-kak-obraz-zhizni/

2720