Малоизвестные сведения о чудесах Моздокской (Иверской) Иконы Божией Матери на Северном Кавказе

25.07.2014
Просмотры: 5827

В последние годы, в связи с поездками из дома на работу и с работы домой, я часто бываю в пригородном зале Пятигорского железнодорожного вокзала, где после реконструкции развернута часовня во имя Иверской иконы Божией Матери. Внутри небольшой углового помещения часовни располагается Иверский образ. Это обычный поздний список. Ростовая икона Богоматери расположена и на стене. Зайти в часовню удается не часто – она утром и вечером бывает закрытой. Но, стоя возле нее, или сидя напротив, я нередко думаю об одном из особых чудотворных афонских списков Иконы 1874 года, находящемся в Лазаревском храме Пятигорска, и еще больше – о варианте Иверской иконы – очень почитаемом на Кавказе Моздокском образе Божией Матери.

Связанная своим происхождением и жизненной судьбой с горной Осетиейхорошо известная грузинская царица Тамар, правившая в конце XII- начале XIII в., накануне монголо-татарского разорения, передала в дар жителям осетинских селений особый список древней Иверской иконы. Крупная икона (размерами 124 на 102 см, была выполнена благочестивым иконописцем, который перед началом работы строго постился в течение 40 дней. Царица Тамар восстанавливала старые и строила многие новые церкви в Осетии и в одной небольшой церквушке в Куртатинском ущелье в селении Майрам-кау пребывала эта Икона около шести веков. Это время было очень сложным для христиан и христианства в горах Кавказа. Представители языческого и мусульманского мира могущественные завоеватели: монголо-татарские ханы, Тимур, турецкие султаны и их зависимые союзники — крымские ханы, персидские шахи, не раз совершали нашествия на эту землю.

Осетинские переселенцы-христиане из Куртатинского ущелья на более плодородные земли округи города Кизляра несли с собой и старинную святыню. По пути их движения в районе Моздока состоялось знамение, вынудившее оставить Икону на том месте, где путники остановились на ночь. Этого, по преданиям, требовала сама Икона. Епископ Гаий торжественно встретил Образ и поместил его сначала в Моздокский храм, но вскоре перенес во вновь возведенную часовню на том месте, где останавливались переселенцы. В скорее, в 1797 году, усилиями казаков станицы Луковской и других окрестных селений, на месте часовни возник храм во имя Успения Божией Матери. Это место вскоре стало очень популярным среди паломников, причем не только христиан, но и мусульман.

В середине XIX века почитание Образа было настолько великим, что святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский назвал его "Апостолом", совершающим намного большее воздействие на местных жителей в деле упрочения христианства, чем любые, действующие в крае, миссионеры.

С 1895 года был организован ежегодный крестный ход со старинной Иверской (Моздокской) Иконой Божьей Матери. Крестный ход проходил через христианские и мусульманские аулы Осетии, Кабарды, терские станицы, и древняя святыня вызывала у жителей благоговейные чувства.

В это и непосредственно предшествующее время с Иконой связывались многочисленные, все новые и новые чудеса исцеления больных, факты помощи Образа в трудных жизненных ситуациях и заботах. Один из ярких фактов был связан с нашей землячкой, жительницей Кисловодска.

Речь идет о супруге одного из известных и авторитетных начальников гарнизона Кисловодской крепости Марии Кирилловне Жердевой.

С 1843 г., или, возможно, с 1842 г., воинским начальником на крепости становится Подполковник и кавалер (с 1846 г. – полковник) Иван Семенович Жердев стал командиром крепости и значит начальником Кисловодской слободы в конце 1842 года и исполнял обязанности кисловодского коменданта до самой смерти 10 ноября 1857 г., что было отмечено на эпитафии его могилы на слободском кладбище. Со своей женой Марией Кирилловной он прожил в Кисловодске около 15 лет. Супруги имели много детей, последний из которых родился в 1856 г. Дом коменданта находился на правой верхней стороне нынешней улицы Ярошенко (Дондуковской) примерно напротив пансионата Ганешина (Клиники им. В.И.Ленина). В южном конце той же улицы слева на склоне береговой террасы р. Ольховки, вблизи гарнизонного госпиталя, располагался сад коменданта.

Мария Кирилловна продолжала жить в Кисловодске и после смерти своего мужа вплоть до ее кончины 17 декабря 1898 года, то есть еще 41 год. В посемейных списках жителей слободы с 1860-х годов М. К. Жердева значилась как вдова полковника и домовладелица. Была известна и как благотворительница. После смерти полковницы, от ее сестры Агриппины Кирилловны, стало известно, что последние пять лет жизни она получила после того как молитвенно прибегла к помощи Моздокской Иконы Божией Матери.

Дело было так.Примерно в 1892 году она заметила небольшой сначала нарост у себя на левом виске. Он вскоре начал быстро расти и стал мешать даже лежать на левом боку. Дочери Марии Кирилловны обратились в врачам, которые в большом количестве съезжались на курорт во время сезона. Один из них квартировал у Жердевых. Состоялся консилиум, после которого врачи предложили оперативным путем удалить опухоль. При этом отмечалось, что операция будет очень сложной и в ее ходе может открыться смертельное кровотечение. Но и в том случае, если от операции отказаться, опухоль может сама лопнуть и тогда наступит неминуемая смерть.

Больная отказалась от операции всецело предалась на волю Божию.Как глубоко верующая женщина она устремилась в Моздок на поклонение к чудотворной Иконе. Когда в июле 1893 года ехали сначала на поезде до Прохладного, больная постоянно кашляла и задыхалась. В Моздоке сразу же Мария Кирилловна пошла на вечернюю службу и ей посчастливилось прикоснуться больным местом непосредственно к Иконе, которую временно вынули из киота. Вернувшись домой, полковница после утренних и вечерних молитв мазала опухоль маслом, привезенным из Моздока. И такое лечение продолжалось с июля 1893 по март 1894 года. Одной мартовской ночью шишка лопнула и из нее, вместо крови. Вышла белесая мучнистая жидкость. Дочери волновались за мать, помня, что говорили врачи о неминуемой смерти при разрыве опухоли, и послали за врачом в Пятигорск. Врач прибыл и очень удивился тем, что Мария Кирилловна хорошо себя чувствовала. Он выписал лекарство от себя, считая древесное масло отравой. Мария Кирилловна продолжила мазать место опухоли тем же маслом, оставив без внимание назначение пятигорского врача. Во время курортного сезона бывшую больную навестил еще один известный на Кавказских Минеральных Водах доктор Оболонский, являвшийся ранее ассистентом знаменитого профессора Захарьина. Он также выразил большое удивление тем, что опухоль фактически исчезла. Верующий доктор воскликнул: "Да, действительно, чудо Божией Матери!".

Вот такую показательную историю поведали нам "Владикавказские епархиальные ведомости" в №33 от 1 декабря 1899 года.

В ноябре 1915, желая поддержать жителей Пятигорска в тяжелое военное время, оказать духовную поддержку раненым и больным воинам и облегчить горе семей, пострадавших от войны, епископ Антонин прибыл в окружной центр вместе с чудотворной иконой Моздокской Божьей Матери. Святая Икона была торжественно встречена на станции Пятигорск и крестным ходом при многолюдном стечении народа перенесена в Пятигорский собор. После службы Владыка посетил Пятигорский госпиталь и ряд других военных лазаретов, беседовал с воинами, утешая и ободряя их в понесенных доблестных трудах.

В годы советского лихолетья и богоборчествачудотворная Икона пропала. Взорван был и храм, в котором она пребывала долгие годы. Не найдена Святая Икона еще и сейчас. Но в 1956 году трудами митрополита Антония (Романовского) почитание Иконы было установлено во всей России. В календаре теперь отмечаются дни ее чествования. Первый – это праздник Преполовения Пятидесятницы, перемещающийся каждый год, а второй – День Успения Пресвятой Богородицы, 15(28) августа. То есть, вскоре мы будем отмечать этот славный праздник.

Савенко С.Н., директор Пятигорского краеведческого музея, кандидат исторических наук

(Сокращенный вариант. Полный текст публикации — в августовском выпуске журнала "Благословенный Кавказ")

5827