10 июля 2014, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную литургию в Трехсвятительском храме столицы Северо-Кавказского федерального округа.
Приход в честь Трех святителей молодой, образован несколько лет назад в микрорайоне "Сельхозтехника", но здесь уже сложилась крепкая приходская община.
После чтения евангельского зачала (от Матфея, XII, 46 – XIII, 3) архиепископ Феофилакт обратился к верующим со словом, посвященным прочитанному фрагменту Священного Писания.
"Нередко, когда мы открываем перед собой повествования о жизни угодников Божиих, бывает, приходят помыслы, которые говорят, что угодники Божии – это люди, несомненно, особенные, но особенность их заключается еще и в том, что это особые избранники Божии.
Вообще, надо сказать, что очень часто мы в своей жизни относим успешность или неуспешность одних людей по отношению к другим особыми талантами, особыми благоволениями. Говорят, иногда так: вот одному есть особое некое благоволение, а другому – нет. Одним словом, в своих удачах или неудачах, благополучии или неблагополучии, избранности или неизбранности таким рассуждением человек нередко винит Создателя. Ну вот, не дано, — как говорят, — а кому-то дано.
И в жизни мы немало таким образом выстраиваем свое собственное отношение не только к тем, кто находится рядом с нами, и судим таким принципом о них, но даже и со своей собственной жизнью, если она не является добрым примером и образом евангельской жизни, жизни по Евангелию, также говорим: ну вот, есть святые угодники Божии – это особенные люди, а мы – другие, не избранные, потому и не святые.
Все это наши глупые, а нередко лживые человеческие измышления. И об этом сегодняшнее Евангелие.
Мы почитаем сегодня преподобного Амвросия Оптинского, русского угодника Божия, чтобы убедить себя в мысли – каждому из нас доступен подвиг угодить Богу, каждому из нас доступна праведная жизнь. Каждый из нас может жить этой жизнью и совершать свой подвиг, и быть успешным в том деле, в котором он трудится. Церковь не зовет всех в монастырь, Церковь зовет всех в храм. Церковь не зовет всех быть монахами и особыми, сугубыми подвижниками в посту и в горячей монастырской молитве, но зовет всех нас быть верными чадами Божиими, хранить Его заповеди и жить в меру того подвига, который тебе по силам, подвига простого – будь человеком и делай человеческое. А человеческое запечатлено и в заповедях, которые Господь нам дал…"