Неделя о мытаре и фарисее

06.02.2012
Просмотры: 727

5 февраля, в неделю о мытаре и фарисее и день Собора новомучеников и исповедников Российских, Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную литургию в Михайловском соборе города Пятигорска. После евангельского чтения Епископ Феофилакт обратился с проповедью к прихожанам храма.

"Святитель Феофан Затворник размышляя над сегодняшним Священным Писанием говорит следующее: "фарисей перечислил свои права на услышание и вышел из церкви ни с чем. Худо не то, что он так делал, как говорил; так и следовало ему поступать, а худо то, что он выставил то, как особенное нечто, тогда как сделавши то и думать о том не следовало. — Избави нас, Господи, от этого фарисейского греха!"

В сегодняшней евангельской притче мы видим двух молящихся людей в храме мытаря и фарисея. Фарисей говорил о том, что он делает в течение своей жизни: что постится, приносит жертву Богу, не совершает никаких злых дел. И в принципе фарисей говорил правду, потому что все то, что он сказал, он делал. Если посмотреть на такого человека сегодня, то можно было бы сказать, что он вполне благополучен, он действительно старался жить хорошо.

И вот мытарь, жизнь которого наполнена многими недобрыми делами, но вместе с этим нельзя сказать, что в жизни мытаре не было добрых дел, что это был образ воплощенного зла. Наверняка, в его жизни было место любви, состраданию, добрым делам. Но обо всем этом мытарь не вспоминал. Мытарь, войдя в храм и стоя, даже не в самом храме, а в притворе бил себя в грудь и говорил: Боже, милостив буди мне грешному. Он не чувствовал в себе права быть услышанным, он не чувствовал в себе права присутствовать в доме Божием, он не чувствовал в себе права поднять голову к небу и совершенно смело смотреть в это небо, потому что в самом себе он это небо не видел.

Как продолжает дальше размышлять святитель Феофан Затворник на этот евангельский отрывок, он говорит: от того мы плохо молимся, что считаем иногда себя благополучными. Этот мытарь напротив, не чувствовал себя благополучным человеком, он знал, что в его сердце достаточно боли и страстей. Фарисей, зная, что он делает добрые дела, хвалился этим, думая быть услышанным, но эта похвала не принесла фарисею облегчения. Оттого Господь и говорит, что "всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лк. 14,11).

Когда человек приходит искать Бога, то он должен, прежде всего, четко понимать Его отсутствие в своей собственной жизни. Когда человек приходит испить воды, делает он это только от того, что испытывает в себе недостаток этой живительной влаги. И испытывая жажду, находит источник и, прикасаясь к нему, наполняет себя им. Не собою наполняет источник, но источник наполняет его. Такая жажда воды, способна утолить жаждущего, такая же жажда Бога способна утолить жаждущую душу.

Но чтобы жажда эта обнаружилась, человек должен совершенно искренне, честно и прямым взглядом рассмотреть свою собственную жизнь, найти в ней не то, что мы должны делать: творить милостыню, любить, исполнять пост, совершать добрые дела, но найти в своей жизни то, что мы не сделали. Мытарь вышел более оправданным из храма, нежели фарисей, потому что душа последнего не искала общения с Богом. Как говорит Господь в Священном Писании: "не жертвы хочу, но милости" (Мф. 9,13). Бог ищет нашего сердца, всей нашей души, Бог ищет нашей милости к каждому из нас и если мы совершаем свою жизнь понуждаемой от этой милости к Богу, то тогда наша молитва может рождать только слова рожденные мытарем: "Боже, милостив буди мне грешному".

727
Фотогалерея