В очередном выпуске информационно-публицистической газеты Горячеводского казачьего общества "Лик Кавказа" журналист Татьяна Малышева подняла тему поведения казаков в быту. "Проблема обозначена. Выводы делать вам. Если не хочется слышать вослед обидные слова, надо собраться вместе и подумать над тем, как жить дальше", - так завершается публикация, приводимая ниже в сокращении.
"Как же хотелось написать о празднике Крещения Господнего на горячеводской купели в том же, что и в прошлом году, ключе — светло, радостно, на подъеме. Не выйдет! Усилия десятков казаков и казачек едва не пошли насмарку, праздник был омрачен. Да только никакие "пришлые", "иногородние", "супостаты и враги" тут не при чем. Заваруху устроил казак.
Хватив лишнего, практически на пустом месте, он устроил драку, пошел с кулаками… на своих же братьев-казаков. Еле уняли. Слава Богу, этого не видели ни священнослужители, ни наши детишки. Инцидент случился далеко за полночь, но у Купели было достаточно людей, чтобы все засвидетельствовать, оценить и разнести новость по станице. Не скроем, в местах скопления верующих с 18-го на 19-е находились люди, которые пытались устроить провокации, вывести казаков из себя. Но ведь не поддались ребята, не дали разгореться конфликтам. А тут… никто никого не провоцировал, за человека "думал" алкоголь.
Теперь мораль. Казаки часто говорят о том, что повестка дня Кругов в последнее время суха и заштампована. Шумят мало, дают резкую оценку редко. Где, дескать, присущий казачьим собраниям накал страстей?! Ну что ж, вот вам тема для обсуждения сначала на сотнях, а затем и на Кругу. Что делать с казаком будем? Есть мнение, что выпороть дебошира надо было сразу же. Возможно, но пошла бы наука впрок, если "заправлен водкой под завязку"? Среди терцев есть и те, кто говорит: с кем не бывает, мол, давайте поймем и простим. Но это тупиковый путь. Какой пример подается молодежи, какой вывод они сделают? Мы бьемся за общественное признание, за доверие, занялись чисткой рядов, доказываем, что штампы устарели и не имеют к казакам никакого отношения. Тратим деньги и силы на то, чтобы подарить людям праздники, предоставляем им возможность посмотреть на нас, порадоваться, поменять негативное мнение. Но все усилия разбиваются, и люди снова начинают обзывать всех нас "ряженой алкашней". Мы вынуждены краснеть и прятать глаза, а тем, кто виновны, абсолютно не стыдно ни перед жителями станицы, ни перед своими братьями-казаками. Они четко усвоили: в наших рядах не принято осуждать своих, за них всегда будет кому заступиться. А сами в случаях, когда к месту воля, отвага и сила, отсиживаются в кустах, но когда не надо — тут как тут кулак и шашка наголо… Здесь они "герои"…
Почитайте статью Тамары Михайловны Лобовой "Вспомним, что мы казаки" ("Казарла", декабрь 2011 г.). Это будет очень полезно. "В Кисловодской станице, — цитирую автора, приводящего примеры реального отношения в прошлом самих терцев к казачьему пьянству, — пьяный казак затеял драку с женой и случайно ударил мать, которая бросилась защищать невестку. На Кругу казаки решили отрубить ему руку, которой он мать ударил. И в ногах у старейшин валялся и плакал, и головой о землю бился, просил, чтобы руку не отрубили. У него семья — как же он работать будет, чем детей кормить? Прислушались казаки только к его матери. Выпороли казака, да так, что две недели шевельнутся не мог. Если казак шел по станице, не дай Бог, слегка качаясь, то полагалось пять плетей — самое легкое наказание. А за поротого в станице ни одна казачка замуж не шла, и в строю его сотник по плечу плеткой должен был ударить, напомнить о его грехе".
Да, в праздники, в кругу своих, казаки выпивали, пели и веселились… но, выходя за порог, стакан оставляли дома. Так откуда нам привнесли лояльное отношение к пьяницам и дебоширам? Сами ответьте на этот вопрос. И если вы способны рассуждать, то сможете ответить на него честно. А тем, кто считает, что казачье пьянство чуть ли не неотъемлемая часть традиций и культуры, хочется вновь напомнить о том, что отразила в своей статье Т. М. Лобова. Казаки участвовали во всех войнах в истории становления Российского государства. Как вы себе представляете безмозглое существо, которое 2пальцем ткни, оно упадет", на передовой? Как вы себе представляете идущего в бой за веру, глубоко верующего человека (и, значит, соблюдающего посты, когда нельзя ни грамма) поднимающим с пьяных глаз многокилограммовое боевое оружие? Воин под мухой не воин! То, что боевые сто граммов на фронтах Великой Отечественной (и не только) были нормой — это факт, но ведь не пьянили они, а лишь разгоняли кровь.
P.S. Итак, проблема обозначена. Выводы делать вам. Если не хочется слышать вослед обидные слова, надо собраться вместе и подумать над тем, как жить дальше…"
"Лик Кавказа", 30-01-2012, № 1(35).