Значение документа "Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных" и его практическое применение на приходе

05.04.2014
Просмотры: 5871

В конце 90-х годов XX века возник острый резонанс в православном обществе по вопросу персонального учета данных. Некоторые настоятели приходов не могли четко сформулировать свое отношение к введению индивидуального номера налогоплательщика. Это вызвало волну распространения различных листовок довольно сомнительного содержания, в которых для вычленения из штрих кода "числа зверя" прибегали даже к нумерологии.

Ответ на вопрос об ИНН был дан Синодальной Богословской комиссией Русской Православной Церкви: "Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры".

Тем не менее, некоторые прихожане стали отказываться не только от ИНН, но и от паспортов нового Российского образца, страховых свидетельств Пенсионного фонда, полисов обязательного медицинского страхования, получения пенсий по старости.

Основной мотивацией данных поступков служило утверждение: "если Церковь не может нас защитить, защитим себя самостоятельно". К сожалению, в данной ситуации стали появляться пастыри, стремящиеся повысить свой духовный авторитет, раздувая пожар приближающегося конца света. Беда состояла еще и в том, что призывая своих пасомых отказаться от общественных благ Российского гражданина, эти священнослужители продолжали вышеозначенными благами пользоваться, чем окончательно дискредитировали себя и нанесли непоправимый вред духовному здоровью определенного количества прихожан.

Не обошлось и без раскольников и самосвятов всех мастей, объявивших Русскую Православную Церковь, утратившей Божественную благодать и широко распахнувших свои объятия для всех, кто немедленно желал идти на баррикады.

Для сохранения церковного мира и разъяснения отношения Церкви к изменениям, происходящим в общественном устройстве, стало необходимо издание документа, обстоятельно отвечающего на все возникшие вопросы.

Таким ответом стала принятая на Архиерейском соборе 2013 года "Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных".

Приведу несколько цитат: "…В обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем жизненно важным материальным и социальным благам. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль над человеком без его согласия — отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение им медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь…"

"…Церковь убеждена, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу — использование традиционных методов идентификации личности, применяемых сегодня в большинстве стран канонической ответственности Московского Патриархата. Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями. Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело человека".

"…Согласие граждан на использование средств электронного учета должно сопровождаться обязательным разъяснением всех последствий принимаемого решения. Гражданам, желающим использовать эти средства, необходимо гарантировать доступ к информации о содержании электронных записей, равно как и возможность изменять содержание данных записей или удалять их в тех случаях, когда иное не предусмотрено установленными законом требованиями общественной безопасности. Следует гарантировать и, если необходимо, усилить ответственность за утечку или ненадлежащее использование персональных данных. Документы, выдаваемые государством, не должны содержать информацию, суть и назначение которой непонятны или скрываются от владельца документа, а также символов, носящих кощунственный или нравственно сомнительный характер либо оскорбляющих чувства верующих".

"…При этом Освященный Архиерейский Собор напоминает о неприемлемости ситуации, когда отдельные миряне, а порой и клирики восхищают право от лица Церкви выносить определения о совместимости или несовместимости того или иного явления с верой Христовой и христианским образом жизни. Такое право принадлежит Собору или Синоду, опирающимся на Священное Писание и Предание Церкви и действующим в единомыслии со всем клиром и паствой".

Таким образом, на все вопросы касающиеся сбора и учета персональных данных был дан развернутый ответ.

Появление документа вызвало положительную реакцию на приходах. Прихожане получили ответы на свои вопросы. Прекратилась истерия, усиленно подогреваемая отдельными экзальтированными прихожанами. В храмах перестали раздавать листовки апокалиптического содержания. Прихожане, ранее отказывавшиеся от Российского паспорта и т. д., получили документы.

Важным этапом для Пятигорской епархии стало тиражирование вышеозначенного документа, наряду с другими соборными определениями, сделанное по благословению архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта.

Документ был вывешен для ознакомления на храмовых стендах, разошелся небольшими брошюрами, раздаваемыми за богослужением, активные прихожане раздавали документ для ознакомления своим соседям, родственникам, прохожим на улицах.

Публикация и широкое распространение "Позиции Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных" выбила почву из-под ног тех, кто обвинял Церковь в потери святости, склонял верующих к отказу от участия в Таинствах и отрицанию благодатности священноначалия.

протоиерей Евгений Субтельный, доклад на пастырской конференции "Опыт реализации решений архиерейских соборов русской православной церкви 2011 и 2013 годов в приходах Пятигорской епархии", 1 апреля 2014

5871