Связи Русского государства и народов Кавказа прослеживаются с давних времен. И не просто связи, а помощь со стороны России многочисленным племенам, территории которых, начиная с XV века, подвергались нашествию со стороны крымских ханов, турецких султанов и персидских шахов. Начиная с последней четверти XVIII века, помощь России народам Кавказа, которых пытались подчинить своему влиянию Османская империя, Персия и Крым, стала фактически легитимной, так как с этого времени начало происходить вхождение Кавказа в состав Российской империи.
Правовые основы вхождения были заложены Кючук-Кайнарджийским договором, заключенным Россией и Османской империей, и завершившим русско-турецкую войну 1768-1774 гг. По условиям Кючук-Кайнарджийского договора провозглашалась независимость от Турции народов Правобережья Кубани, Большая и Малая Кабарда признавались в подданстве России, а 9 декабря 1779 года кабардинцы принесли присягу в безусловной покорности русскому правительству. В состав России вошли также Ингушетия и Осетия, что обеспечило Петербургу контроль над главной дорогой, соединявшей Северный Кавказ с Грузией. Кроме того, по условиям договора признавался независимым Крым, и, прежде всего, от турецкого султана.
Но и Турция делала все, чтобы удержаться на Северном Кавказе. В 1781 году она сооружает крепость в Анапе, укрепляет Сунжук-кале и призывает черкесов к борьбе с Россией. В 1783 году внутренние распри в Крыму дали России повод для вмешательства, в результате чего она присоединила и Крымское ханство, и зависимую от него правобережную Кубань (Константинопольская конвенция 1783 г.)
В это же время, а именно 24 июля 1783 г. в крепости Георгиевск был подписан договор о переходе Грузии под протекторат России. Этому способствовал ряд причин, в особенности постоянная опасность для Грузии со стороны Ирана и Турции, которая грозила национальному существованию первой. Единственным выходом из этого положения царь Картлийский и Кахетинский Ираклий II считал укрепление политических, культурных и религиозных связей с Россией, в связи с чем, в конце 1782 г. обратился к Екатерине II с письмом, в котором просил принять Грузию под верховную власть России. Россия также стремилась упрочить свои связи в Закавказье и вообще в кавказском регионе, поэтому решение о договоре с Грузией было принято достаточно быстро. Согласно договору, Ираклий II признавал протекторат России (ст.1), отказывался от самостоятельной внешней политики (ст.4), в Восточную Грузию вводились русские войска, а при грузинском царе должен был состоять русский представитель. Аналогичным образом совершалось и присоединение Мегрелии, Имеретии, Гурии и Абхазии, перешедших в течение первого десятилетия XIX в. под протекторат России.
Что же касается основных противников России в регионе — Османской империи и Персии, то здесь можно отметить следующее. Результатом второй русско-турецкой войны 1787-1791 года, окончившейся победой России, стало подписание Ясского мирного договора. Но Ясский мир 1791 года лишь подтвердил условия Кючук-Кайнарджийского договора и Константинопольской конвенции 1783 года, не принеся никаких территориальных изменений на Северном Кавказе. Россия согласилась вернуть Анапу и по-прежнему считала закубанские народы зависимыми от Турции. Однако Турции пришлось признать присоединение к России Крыма, а также территории между Бугом и Днестром.
По условиям Бухарестского мира 1812 г. Османская империя сохраняла за собой все ранее принадлежавшие ей земли по левому берегу Кубани, включая черноморское побережье Западного Кавказа.
До 1829 года под контролем Турции оставались Черноморское побережье Кавказа и Закубанье, что создавало для России ряд сложностей и на Северном, и на Южном Кавказе.
Однако после русско-турецкой войны 1828-1829 гг., положение изменилось в пользу Российской империи. 14 сентября 1829 года в Адрианополе был подписан мирный договор, завершивший русско-турецкую войну 1828-1829 гг., согласно которому Турция потеряла черноморский берег от устьев Кубани до северной границы Аджарии и почти весь Ахалцыхский пашалык. Все это с прилежащими районами переходило к России. Турция отказывалась от претензий на ранее отошедшие к России территории Закавказья (ст.4). Русские торговцы получили право экстерриториальности и свободы коммерции на всей территории Османской империи. Черноморские проливы объявлялись открытыми для торговых судов (ст.7).
Таким образом, Адрианопольский мир 1829 года ознаменовал собой завершение юридического закрепления пребывания всего Кавказа в составе Российской империи. В дальнейшем, отдельные статьи Адрианопольского договора были развиты в Лондонских конвенциях 1840 и 1841 гг. о международном статусе Черноморских проливов, что также было большой победой Российского государства в укреплении своего положения на Кавказе.
Что касается Ирана, то 12 октября 1813 г. в Гюлистане был подписан русско-иранский мирный трактат. Ст. "III" признавала за Россией ханства Карабахское, Ганджинское, Шекинское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Бакинское и Талышинское, а также "... весь Дагестан, Грузию с Шурагельской провинцией, Имеретию, Гурию, Мингрелию и Абхазию". Западная Грузия находилась в составе Османской империи, что подтверждалось Россией в Бухарестском договоре 1812 г. Ст. "V" предоставляла только России право содержать военно-морской флот на Каспийском море.
Итак, в результате войн с Турцией и Ираном к 1830-му году во владение Российской империи формально переходит весь Кавказ, а присоединение Ахалкалаки и Ахалцихе еще больше изолирует от османского влияния Чечню, Дагестан, Кабарду. Кроме того, присоединение закавказских пашалыков Порты позволяет Петербургу создать полосу безопасности между Грузией и Портой.
Параллельно шло заключение договоров с народами Кавказа. Хотя первоначальный этап начинается еще с конца XVII века. Так, еще в 1588 г. российское подданство добровольно приняли перешедшие р. Терек из Чечни и Ингушетии окочане. С конца XVI в. началось добровольное вхождение в состав России горских обществ Дагестана, часть которых приняла российское подданство уже к 1614 г., а к 1635 г. все дагестанские общества Каспийского побережья были ориентированы на Россию.
Что касается вайнахских народов, то одними из первых установили тесную связь с Россией карабулаки. В 1762 г. в присутствии официального представителя России союз был оформлен на массовом сходе 22 старшин, представлявших восемь наиболее крупных фамилий. В 1770 г. вхождение ингушей в подданство России завершилось. В дальнейшем, в августе 1810 года комендантом Владикавказского военного укрепления И. Дельпоццо был заключен договор с представителями шести влиятельных ингушских фамилий о принятии ими подданства России.
Чеченцы фактически находились под покровительством России с января 1771 г., но юридически это не получило никакого оформления. Только в 1807 году были подписаны следующие соглашения: "Постановление, заключенное с чеченцами о вступлении их в подданство России", "Клятвенное обещание чеченских старшин при вступлении в подданство России", "Пункты, на которых чеченский народ обязывается быть в верноподданичестве Всероссийской империи" (подлинники хранятся в Архиве внешней политики России). С чеченской стороны документы подписали пятьдесят два старшин и почетных людей; с российской стороны присягу в верноподданстве России принял граф И. Гудович.
Ногайцы стали переходить в русское подданство в 70-е годы XVIII в. В 1770 г. представители буджакской и едисанской орд явились к русскому командованию и заявили о своем "отложении" от Турции и переходе на сторону России. Манифест о присоединении Крыма 1783 г. и договор, подписанный русским послом в Константинополе, официально признали русское подданство ногайцев. Всего, согласно статистическим данным того времени, в подданство России перешли 9288 ногайцев.
В этот же период в русское подданство перешла часть абазин и адыгов, осетины. В 1774 г. к России присоединилась основная часть Осетии, а в 1781 г. в ее состав вошла и Западная Осетия. В 1783 г. акт принятия подданства России был принят карачаевцами.
Заметно усилились связи с Дагестаном и Закавказьем. В 1792 г. ряд владетелей Северо-Восточного Кавказа решили принять подданство России, а это в свою очередь усилило антироссийскую деятельность Турции в регионе, находившую всестороннюю поддержку Англии и Франции.
Вхождение в состав России северокавказских этносов в XVI-XVIII и даже в начале XIX вв. не означало тогда распространения на них военно-административной власти и законов России. Народы и владения оставались феодально-раздробленными, находясь под управлением местных князей и общинных верхов, которые многократно меняли свою позицию по отношению к Российской империи.
Нельзя утверждать, что процесс интеграции Кавказской области в состав Российской империи происходил гладко. Сложность геополитической обстановки в регионе обуславливалась в том числе и действиями заграничных эмиссаров, подстрекавших местное население на вооруженную борьбу с Россией. Что касается государственно-правовой политики России на Кавказе, то ее первые неудачи очень хорошо охарактеризованы профессором В.В. Дегоевым в его монографии "Большая игра на Кавказе", вышедшей в 2003 г. В частности, он писал: "Местные владетели и народы считали, что Россия брала их под свое покровительство, но это не означало умаление их самостоятельности, обычаев, верований, нравов и т.д. Русские власти зачастую понимали "подданство" буквально, что приводило к острым конфликтам, кульминацией которых стала Кавказская война". Так что в первую очередь, различие в социально-экономическом уровне, приводили к конфликтам.
Еще одним фактором, влияющим на взаимоотношения русского и коренного населения, являлось несходство их менталитетов. Но ведь остается фактом и то, что Россия, включив в состав империи народы Кавказа, позволила им жить по своим обычаям. Это прослеживается в нормативных актах Российской империи, например в Положении Кавказского комитета, от 5 ноября 1852 г. "Об устройстве управления в Большой и Малой Чечне" Положении Кавказского комитета от 10 декабря 1857 г. "О некоторых изменениях в управлении покорными племенами Кавказа"; в именном указе от 5 декабря 1858 г. "Об учреждении трех новых наибств на Кавказе: Шатой, Чанты и Акко"; в именном указе от 21 октября 1859 г. "Об учреждении Бжедуховского приставства в районе правого крыла Кавказской линии"; указе от 30 декабря 1869 г. "О преобразовании административных учреждений в Кубанской и Терской областях" и многих других.
Мало того, сбор этих обычаев по всем участкам Кавказской линии был предпринят российскими властями для уяснения более полной картины "народной жизни". И в дальнейшем адаты (нормы обычного права), как и некоторые нормы шариата, учитывались при разборе бытовых тяжб местного населения. А это было довольно сложно, так как представления о "правомерном" и "неправомерном" довольно сильно различались. Например, у многих народов Кавказа, когда речь шла с позиций русского права, о воровстве, оно таковым с точки зрения горцев, не считалось, а даже считалось доблестью, если был украден скот или другое имущество у соседнего племени (об этом свидетельствуют Лонгворт, Клапрот, Белл и другие авторы, занимавшиеся изучением Кавказа в первой половине XIX века). Мало того, на мужчин, не проявивших такой доблести, смотрели с презрением.
Или возьмем обычай кровной мести. Для русских властей этой было просто убийством, а для кавказца того времени — обычай, за неисполнение которого он мог не просто потерять уважение сородичей, но и даже быть изгнан из общины. Таким образом, несходство менталитетов русских и коренного населения являлось одним из факторов, который влиял на первых порах на их взаимоотношения. Но, несмотря на это, российские управленцы, учитывая ошибки и сделанные просчеты, делали все, чтобы интеграция народов в состав России прошла безболезненно.
Из представителей горцев создавались военные подразделения, горская (добровольческая) милиция для помощи в соблюдении правопорядка. В большинстве случаев отряды добровольческой милиции имели многонациональный состав — осетины, лезгины, ногайцы, кабардинцы, что способствовало интеграции народов, установлению между ними дружественных связей. Исторические факты свидетельствуют и о том, что именно отряды горской милиции, созданные на Кавказе и в Закавказье, останавливали иноземных завоевателей, как это произошло, например, в 1854 г. в районе Карсской области, в Ахалкалаке, впоследствии отданной Турции большевистским правительством.
Кроме того, в созданных из горцев военных подразделениях, учитывались их национальные особенности. Так, выделялось время для намаза, учитывались пищевые особенности: в пайках не предусматривалась пища из свинины и т.п. Именно поэтому военные подразделения и создавались по национальному принципу, так как в общевойсковых — было сложно учитывать эти особенности. Все это было зафиксировано в нормативно-правовых актах Российской империи.
Еще хотелось бы обратить внимание и на следующее обстоятельство: национальных окраин в Российской империи было много, но на военную службу, в том числе Конвой Его Императорского величества не привлекались, ни народы Севера, ни народы Сибири и Дальнего Востока, ни присоединенных в начале XIX века Польши или Великого княжества Финляндского. Представители народов Кавказа составляли привилегированные полки и бригады, составленные по национальному признаку. Именно их ценило царское правительство как воинов, верных присяге, за что они получали довольно обширные привилегии. За службу на благо Российской империи военные чины получали и большие земельные пожалования, несмотря на остроту земельного вопроса. Дети кавказских военных чинов (и не только их) обучались в пансионах на полном государственном обеспечении, получали высшее образование в лучших учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга. В дальнейшем из них формировалась военная элита России, с вытекающими из этого привилегиями.
Следует еще раз отметить, что Россия стремилась не к колонизации региона, а к расширению экономических связей и предотвращению проникновения на Кавказ агентуры Османской империи и Персии, подстрекаемых Великобританией и Францией, для которых было важно устранить Россию от европейских проблем. Несомненно, что Российская империя также преследовала свои цели. Но фактом остается и то, что в результате присоединения народы Кавказа сохранили свою культуру, национальную идентичность, в дальнейшем смогли создать национальную государственность. И те войны, которая вела Россия с восточными державами (13 с Турцией и 3 с Ираном), имели своим следствием и сохранение этнокультурных общностей на Кавказе и в Закавказье.
Свечникова Л. Г., профессор, доктор юридических наук