20 марта 2014 в Пятигорске состоялась встреча архиепископа Пятигорского и Черкесского с учениками гимназии №4. После обращения к старшеклассникам, архиерей ответил на вопросы молодежи и педагогов.
Основным содержанием выступления архиепископа Феофилакта стали вопросы христианской антропологии. Архиерей обратил внимание аудитории на первые заповеди, данные Создателем человеку: возделывать сад эдемский и давать имена, то есть познавать окружающий мир. Человек становится мерою всех сотворенных вещей, но мера для самого человека — Бог.
Затем архиепископ ответил на вопросы аудитории.
"Говорят, что нет плохих народов, а есть в любом народе плохие люди, почему же все так плохо относятся к мусульманам". — "Я бы назвал причиной фобии по отношению к мусульманам ту ситуацию, когда люди убивают других людей и заявляют, что делают это ради ислама, когда боевики в Сирии заявляют, что сирийцы-христиане должны либо выехать из страны, либо принять ислам, и так далее".
"Почему разрушается институт семьи?" — "Когда я говорю о необходимости сохранять чистоту, девственность, студенты, люди на несколько лет старше вас, хихикают, им кажется это смешным. Это, конечно, частный пример, но наглядный, — пример того, как постепенно люди отказываются от, казалось бы, непоколебимых принципов жизни. Семья, это уже не союз мужчины и женщины, а союз любого количества любых партнеров. Эти партнеры считают, что надо сначала попробовать разных партнеров, а потом уже остановить свой выбор на одном из них. И в этом процессе проб, который современное общество считает социально приемлемым, теряется сама основа семьи, из-за чего общество переживает. Но ведь нельзя всерьез принимать возможность "пробного брака" и ждать при этом, что люди будут жить вместе всю жизнь, заботиться друг о друге, воспитывать детей и внуков".
О религиозной свободе. — "Когда я ехал на встречу с вами, видел сценку. На светофоре мама с ребенком, ребенок рвется, хочет идти, мать его не пускает, показывает на светофор. Ниспровергатели традиции действуют так же, как этот ребенок, отрицают объективную реальность вокруг них, которую они не могут поменять. Ну что это такое, кто-то придумал, что на красный свет нельзя идти, а я хочу и пойду. Ну что это такое, что-то написано в Библии, да еще неизвестно кто и как это написал, а я должен этому следовать? — ни за что. Это не борьба за свободу, это борьба против реальности, попытка поставить свое "я" в центр мироздания, стать, собственно говоря, богом. Такое самозванство плохо кончается, и, в любом случае, ничего не дает человеку. Это отчасти печально, а отчасти смешно".