Принципы работы священнослужителей в общественных советах


Доклад иерея Александра Нартова на заседании круглого стола "Об участии священнослужителей в работе общественных советов"

Создание Общественной Палаты РФ в 2005 году положило начало формированию в России нового общественного института, общественных советов при государственных органах различного уровня. С 2006 года общественные советы образуются при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах. С 2011 года такие советы создаются при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах.

За девять лет общественные советы доказали свою необходимость и значимость. Они стали общественным институтом, который снимает множество вопросов в работе того или иного госоргана. Был наработан колоссальный опыт, выявлены слабые места. С 2012 года после Указа Президента РФ под номером 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" началось переосмысление роли общественных советов. Если раньше суть деятельности общественного совета сводилась к обеспечению взаимодействия работы госоргана с гражданами РФ и общественными образованиями, а принятые решения, как правило, носили рекомендательный характер. То уже сегодня общественный совет оценивается как площадка общественного обсуждения и оценки деятельности госоргана. Более того, можно услышать, высказывания экспертов, которые говорят, что общественный совет должен осуществлять общественный контроль деятельности государственного органа. Трудно говорить пока об эффективности такого контроля, но очевидно, что общественные советы востребованы и являются стабилизирующим фактором в жизни государства.

С момента начала формирования общественных советов в них начинают включать православных священнослужителей. Это не только не противоречит законам РФ, более того, в указе Президента РФ № 668 от 23 мая 2011 года указано, что общественные советы при МВД РФ "образуются в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций". Разрешение на включение представителей религиозных организаций также не противоречит Конституции РФ, потому как общественный совет является образованием не государственным, а общественным. Церковь, как известно, хотя и отделена от государства, но не отделена от общества, более того, представители Русской Православной Церкви во многих случаях выражают мнение большинства населения России, так как согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в январе 2010 года, доля граждан России, считающих себя православными, составила 75%. Конечно, эта цифра совсем не отражает количество прихожан в наших храмах, но четко говорит о том, в какой религиозной традиции живет большинство наших сограждан.

Участие священников в общественных советах особо ощутимо в наших республиках Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской. Это не только свидетельство присутствия в них славянского и православного населения, но и показатель уважительного отношения к ним и поддержке их.

Протоиерей Валентин Бобылев — благочинный церквей в Кабардино-Балкарии, который по болезни не смог сегодня быть здесь, поделился со мной впечатлениями от работы в общественных советах республики. Он отметил, что присутствие священника в общественных советах региона позволяет не только озвучивать позицию Церкви, но и выражать взгляды русского населения. Кроме того, в общественных советах всегда уважительно относятся к священнику и прислушиваются к его мнению.

Учитывая это, деятельность общественных советов налагает большую ответственность на включенных в них священнослужителей.

Наш круглый стол призван обозначить ориентиры этой деятельности, дать рекомендации и обменяться опытом.

Итак, священнослужитель в своей деятельности в общественном совете должен руководствоваться, во-первых, конечно, христианской верой, основанной на Священном Писании и Предании и традициях Церкви, во-вторых, на законах Российской Федерации. Если говорить о деятельности общественных советов, то вся она отражается, как правило, в положении о совете. В силу этого, каждый священник, член такого совета, должен с этим положением обязательно ознакомиться.

Объединив основные моменты, можно выразить некоторые принципы деятельности священнослужителя в общественном совете:

1. Священник, как известно, призван в личной и общественной деятельности подавать пример добродетельной христианской жизни. Евангелие учит нас: "так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5:16). Эта же ответственность лежит на священнике и в качестве члена общественного совета. Внешний вид священника, его поведение, культура общения должны быть примером и образцом. К тому же, слово священника становится более весомым, если оно зиждется на его личном добром примере.

2.            Участие священника в работе общественного совета в большинстве случаев носит пассивный характер. Учитывая, как меняется сегодня Церковь и как меняются общественные советы, оставаться пассивными уже нельзя. Нужно принимать активное участие в дискуссии, вносить предложения к работе общественного совета, проявлять инициативу. Если мы останемся пассивными, значит, нам это не интересно, но это не так!

3.            Священник может стать стабилизирующим элементом в работе советов. Хотя сегодня на советах мы редко можем наблюдать оживленную дискуссию, либо столкновение мнений. Но, если советы начнут меняться и в них войдут люди с "иным" мнением, люди с активной гражданской позицией, то обсуждения в советах могут стать, мягко говоря, оживленнее. Священник в любом случае может и должен, следуя евангельскому слову, призвать участников обсуждения к уважительному отношению друг к другу.

4.            Если на совете принимается какой-либо документ, то священник должен обязательно участвовать в его обсуждении и выработке. Если в документе присутствуют моменты, которые хоть как-то способны разделить общество, священник должен высказаться об исключении таковых из документа. Наша задача всегда и везде объединять и примирять. Именно поэтому Церковь не участвует в политической жизни. Мы не делим людей на своих и чужих. В Церкви нет разделения на эллина и иудея, на варвара и скифа, как пишет святой апостол Павел .

5.            Либеральные ценности захватывают все больше умов наших сограждан. В своей работе в совете священник должен настаивать на сохранении традиционных ценностей народов, живущих на Кавказе. На сохранении нашей культуры, языка и веры.

6.            В общественных советах, как представляется, наша основная задача, способствовать стабильному и гармоничному развитию гражданского общества. Мы с Вами имеем закон Божий, который зиждется на абсолютной правде. Если этот элемент правды мы сможем внести в общественную жизнь, уверен, общество оздоровится и окрепнет.

Завершая свой доклад, хотел бы остановиться на одном моменте. Обычно членам общественных советов выдаются удостоверения. Такие удостоверения выдаются и в советах при отделах МВД. Мы с Вами, получая такое удостоверение, можем расценить его как некое позволение нарушать правила. Пользуясь возможностью, хотел бы призвать относиться к своему статусу члена общественного совета не с позиции прав, а с позиции обязанностей и ответственности. Когда священник нарушает правила дорожного движения и при этом оперирует своим удостоверением члена общественного совета, то он унижает себя, более того, он дискредитирует себя как священника, а также дискредитирует деятельность общественных советов. Будем же ответственно относиться к своему статусу священника и общественника.

Просмотров: 4711

Поделиться

VK:39834