В ходе декабрьской встречи Архиереев Северного Кавказа с полпредом президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александром Хлопониным Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт высказал мысль о том, что в средних школах нельзя вводить религиозное образование, если оно осуществляется в форме проповеди. Позицию Епископа Феофилакта комментирует директор института государственно-конфессиональных отношений Пятигорского государственного лингвистического университета Валентина Лаза:
- Этот тезис кажется парадоксальным только на первый и невнимательный взгляд. На самом деле мысль вполне понятна, хотя мы видим попытки истолковать ее превратно. В поликультурном пространстве России, а тем более Северного Кавказа обращение в свою веру людей, принадлежащих к иной традиции, это крайне деликатная тема. И уж совершенно невозможно использовать для прозелитизма систему государственного и муниципального образования.
Именно светскость государственных институтов создает условия для стабильности в общественной жизни, является гарантом правовых отношений.
Одновременно проявлением светскости как раз становится реализация права получать знания о любой традиционной религии и культуре, тем более той, в лоне которой ребенок родился и вырос. Знание религиозных основ культуры, истории и обычаев своего народа расширяет не только кругозор, но и духовные горизонты.
Именно поэтому все модули комплексного предмета "Основы религиозных культур и светской этики " (ОРКСЭ) носят культурологический характер. Его основная задача познакомить детей с культурным ядром Российского государства, которое заключено в религиозной традиции, а не воцерковить или обратить в ислам. Через понимание традиций и обычаев, научить любить свою Родину и свой народ, знать и уважать иную культуру и религию. Такой подход позволяет безболезненно изучать любой модуль предмета представителям различных религиозных культур и традиций и тем, кому вообще чуждо религиозное мировоззрение.
Знание религиозной культуры государства полезно любому - не только гражданину или эмигранту, но даже туристу.
А религиозное образование осуществляется в конфессиональных учебных заведениях – воскресных школах, духовных училищах и семинария, медресе, хедерах и дацанах.