Вся история России сделана казаками.
Недаром нас зовут европейцы казаками.
Л. Н. Толстой
Жемчужины в короне Российской Империи
Казачество – это исключительное явление русской истории и русского народа. Нигде в мире не было подобного явления. Оно возникло на рубежах русской земли, как естественное явление в силу самозащиты русских племен от нападений соседних степных воинственных народов. С течением времени, когда Русь стала крепнуть, отсутствие на окраинах ее естественных рубежей, вынудило русский народ стремиться к расширению своей территории. В этом движении казаки явились как бы авангардом, который шел впереди, распространяя русское влияние.
Российское казачество, всегда служившее твердой опорой государственности, своею грудью, на протяжении многовековой истории нашего Отечества, самоотверженно прокладывало дорогу к расширению границ государства и крепко защищало эти границы от внешних врагов, ограждая тем возможность народу русскому устраивать и развивать сою государственную жизнь. Выдвигая кордоны и заставы, присоединяя целые области, казаки совершали победоносное шествие Российской государственности, обагряя кровью своею вновь завоеванные пределы. Устремляясь по степям Европейской России на юг, к теплым морям, Черному и Каспийскому, пробиваясь по непроходимым дебрям Урала, Сибири, Кавказа и знойным степям Туркестана, казаки содействовали расширению пределов отечества до его естественных границ — Балтийского, Черного морей и берегов Тихого и Ледовитого океанов. На путях исторического развития нашего государства казаки всегда бесстрашно принимали удары многочисленных врагов, творя великое дело собирания и оберегания земли Русской [1].
"Широкою, могучею волною, — писал атаман Терского Казачьего Войска Михаил Александрович Караулов, — разливалась Русь, по безбрежному степному пространству. А впереди ее, как соколы вырвавшиеся на волю, летят ближайшие наследники, прямые потомки славных когда-то великих, могучих богатырей святорусских – казаки" [2].
Внутреннее нравственное благородство казаков, верность тому, что принято считать для них правильным, проявляется тогда, когда речь идет о значительных событиях российской истории. Для выходцев из казаков Патриарха Гермогена вошедшего в историю и культуру России как "отца духовного" независимость Отечества от покушений на него явных и тайных врагов была превыше всего в жизни. Ему пришлось ходить в иерархах Русской Православной Церкви в непростое время. Гермоген стал для потомков, для всех последующих поколений россиян образцом непреклонного идейного борца за существование Русского царства тогда, когда царству этому грозила подлинная национальная катастрофа. Именно по зову Патриарха Гермогена обнажили свои мечи освободители Москвы — князь Дмитрий Пожарский и нижегородский гражданин Кузьма Минин, тысячи их безкорыстных соратников.
"Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Голицын при Софии ходил в Крым, осрамился, а от Палея просили пардона крымцы, и Азов взяли 4000 казаков и удержали, — тот Азов, который с таким трудом взял Петр и потерял" — записал Л. Н. Толстой 4 апреля 1870 года [3].
Доблесть и достоинство казаков проявлялась издревле, когда они, проживая на приграничной с Русью территории, постоянно вступали в вооруженные столкновения с соседними племенами и государствами, отражая набеги их войск, и сами совершали походы с целью захвата трофеев. Первоклассная казачья боевая сила на границах была всегда подготовленной и высоко дисциплинированной, потому, что военное мастерство казаки постигали с детства, и служили все из одной станицы. Сила эта была непобедимой. Находясь на царской службе, казаки принимали участие во всех войнах, которыя вела Россия. Верность казаков своему Отечеству, присяге и воинскому долгу была всегда непоколебимой [4].
Одиннадцать казачьих войск — одиннадцать жемчужин в блистательной короне Российской Империи. Три городовых казачьих полка — три бурмицкихъ зерна Белаго Царя. Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Сибирское, Астраханское, Оренбургское, Забайкальское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское казачьи войска — у каждаго своя история, — у кого, уходящая в даль веков, к истокам земли Русской, у кого еще недолгая, молодая жизнь искусственно продвинутых "на линию" полков, — все покрыты неувядаемой славой походов и боев, сражений и побед. У каждаго был свой неприятель, свой театр военных действий, свои в песнях воспетые герои [5].
Избрание на российский престол царя Михаила Федоровича Романова
Во святую и великую четыредесятницу, в первое воскресенье Православия, в 21 день Февраля 1613 года Всесословным Земским собором на Русское царство былъ избран Михаил Федорович Романов, сын Преосвященнейшего Митрополита Ростовского Филарета (в миру боярина Федора Никитича Романова) и госпожи Марфы монахини (в девичестве Ксении Ивановны Шестовой). Завершилась с избранием царя долгая смута в стране. Судьбы Божии определили спасение России, и Россия была спасена. Мудрости человеческой не было, но что мудрость, если нет благословения Божия! Недаром Авраамий Палицын, келарь Свято–Троицкой Сергиевой Лавры называл Михаила Романова "избранным от Бога прежде его рождения". "Утвержденная грамота" Земского Собора 1613 года называет Михаила Федоровича "Богом избранный Царь". Он стал Царем не по собственной воле, а по воле Бога и русского народа. Архиепископ Рязанский Феодорит 14/27 марта 1613 благословил Михаила Романова на царствование иконой Феодоровской Божией Матери. Все его царствование показало, что сила Государя – в верности Богу, сила государства – в верности и преданности народа своему Государю. Народ, чтущий Царя, благоугождает через это Богу, потому что Царь есть устроение Божие.
С избранием на российский престол царя Михаила Федоровича с казаками были установлены нормальные отношения и опала, установленная Борисом Годуновым, была снята. Разбушевавшиеся стихии внутренних и внешних сил смутного времени продолжали еще долго потрясать русское государство. На Нижнюю Волгу бежал предводитель казацких отрядов Иван Заруцкий, родом из галицийского города Тернополя. В Астрахани, которой Заруцкий овладел при помощи ногайскихъ татар зимой 1613 года, он казнил воеводу князя Хворостинина и многих других, не разбирая ни сана, ни пола, ни возраста. Выкрал из Троицкого монастыря серебряное паникадило, из котораго сделал себе стремена. Пытался вступить в сношения с персидским шахом Аббасом и рассылал грамоты от имени царя Дмитрия Ивановича, царицы Марины и царевича Ивана. За время смуты на Дон много перешло разнаго люда, часть которого присоединилась к казакам. Другая же большая часть, которой не по нутру была казачья дисциплина и строго организованная жизнь, ушла с Дона и образовала разбойничьи шайки, называя себя казаками.
Пытался Заруцкий поднять гарнизон Терков против молодого царя Михаила Федоровича Романова. Однако воевода в Терках и кабардинские владетели во главе с князьями Черкасскими Куденетом Камбулатовичем и Сунчалеем Канклычевичем мятежников не поддержали. Терский городок и Терские казаки отказались примкнуть к Заруцкому. Они говорили: "От нашего воровства уже и так много пролито христианской крови, много святых обителей и церквей Божьих разорено; так теперь нам больше не воровать, а преклониться к Государю царю Михаилу Федоровичу и ко всей земле". Тогда Заруцкий послал в Терский городок схватить и доставить в Астрахань воеводу Головина, как государственного изменника. Но казаки не выдали его. "Али вы и Головина хотите погубить также, как погубили Хворостинина", сказали они посланным и прибавили: "Нам с вами в воровском совете не быть и от Московских чудотворцев не отстать" [6].
Более того, был спешно собран отряд в составе 700 терских казаков и кабардинских воинов во главе с Сунчалеем Канклычевичем Черкасским. Этот отряд совместно со стрельцами во главе с Василием Хохловым успешно блакировали Астрахань, где засели и держали оборону сторонники Заруцкого. Терские и гребенские казаки с кабардинскими воинами и стрельцами выгнали Заруцкого из Астрахани, привели городок к присяге Михаилу Федоровичу, и 6 июля 1614 года привезли в Астрахань в оковах Заруцкого, Марину, сына его, и изменника атамана Андронова.
Отписка Терского воеводы Петра Петровича Головина Астраханскому воеводе князю Ивану Никитичу Одоевскому и окольничему и воеводе Семену Васильевичу Головину, о действиях отправленного с Терки под Астрахань, против Заруцкого, стрелецкого головы Василья Хохлова с ратью между 3 и 17 июня 1614 года:
"И я, господине, послал с Терки, преж ваших отписок, на вора на Ивашка Заруцкого под Астороханъ голову стрелецкого Василья Данилова сына Хохлова, а с ним Терских волных атаманов, и казаков, и детей боярских, и сотников, и Терских служилых людей, и стрельцов и казаков, многих людей; а пришед Астороханъ велел им, прося у Бога милости, над вором над Ивашком Заруцким и над Маринкою промышляти, сколько милосердый Бог помощи подаст…и он де голова Василей Хохлов, со всеми Государевыми ратными людьми, с Царевы протоки в царьство Астороханъ приехал Маия в 13 день, и пришли де они в Соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы, и к ним де пришли тут же в Соборную церковь Астороханские дети боярские, и сотники, и стрельцы, и посадские люди, и из монастырей власти и с посаду священники, с образы, и пели в Соборной церкови Успения Пресвятые Богородицы молебное пение с звоном, и молили де Бога со слезами за Государя Царя и Великого Князя Михайла Федоровича всеа Русии, и крест де ему Великому Государю целовали на том, что им ему Государю служити и иного Государя на Московское государьство не подаскивати; и на утряной де зоре, в субботу, вор Ивашко Заруцкой, и с Маринкою, и с Волскими казаки и со всеми своими ворами, побежал с Болды на низ по Волге…"[7].
Царь Михаил Федорович по достоинству оценил верность терских казаков и кабардинцев государству Российскому. Казакам были даны царские грамоты, которыми восстанавливались их права, существовавшие при Иване Грозном.
Владимир Ютрименко
Библиографический список:
[1]. "Грамота Российского правительства казачьим войскам" Дана в г. Омске, мая "1" дня 1919 года // Белая гвардия, №8. Казачество России в Белом движении. М., "Посев", 2005;
[2]. Караулов М.А. Очерки казачьей старины. Владикавказ. Выпускъ I);
[3]. Толстой Л.Н., ПСС в 90 томах. Т.48. М., 1952;
[4]. Краснов П. Н. Казачья "Самостийность"// Берлин. Двуглавый орел, 1922;
[5]. Краснов П. Н. Жемчужины в имперской короне // Казачий Альманах. Париж, 1939;
[6]. Потто В.А. Два века терского казачества, Т.I. Владикавказ, 1912;
[7]. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Томъ третий. СПб., 1841.