Сретение — слово славянское, которое на русском языке значит "встреча". В этот день Православная Церковь молитвенно вспоминает событие, произошедшее на сороковой день после Рождества Христова. Следуя предписаниям Ветхого Завета, Пресвятая Богородица и праведный Иосиф Обручник принесли Младенца Христа в Иерусалимский храм. В храме они были встречены святым Симеоном Богоприимцем и Анной пророчицей, по вдохновению Божиему узнавшими в Ребенке Спасителя мира.
Евангелие от Луки повествует о Сретении Господнем следующим образом:
"Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, 30ибо видели очи мои спасение Твое, 31которое Ты уготовал пред лицем всех народов, 32свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем" (Евангелие от Луки, II, 22-40).
В богослужебных текстах этого дня речь идет о Симеоне, который держал на руках Создателя вселенной. Симеон говорит о своей близкой кончине и о том, что, сойдя во ад, он возвестит Адаму рождение Мессии: Говори, Симеон, Кого нося на руках в храме, ты радуешься? К Кому взываешь и вопиешь: "Ныне освободился, ибо увидел Спасителя моего"? Сей — родившийся от Девы, Сей — Бог Слово от Бога, воплотившийся ради нас и спасший человека. Поклонимся Ему. Священная Дева принесла Священного в святилище к святителю. Протянув же руки, Симеон принял Его с радостью и воскликнул: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка Господи, по слову Твоему с миром". "Я добровольно иду, чтобы оповестить Адама, живущего в аду, и принести радостную весть Еве", — восклицал Симеон, ликуя с пророками...
Подчеркивается, что Младенец, принесенный в храм Иосифом и Марией, не кто иной, как Тот, Кто дал закон Моисею. Из послушания закону Он на восьмой день принял обрезание, а теперь приносится в храм Господень к Самому Себе, в дом Отца и Свой собственный дом: Сегодня Тот, Кто некогда Моисею на Синае даровал закон, повинуясь повелениям закона, ради нас, стал таким, как мы. Ныне Чистый Бог, как Святой Младенец, разверзши девственную утробу, приносится Себе Самому как Бог, освобождая нас от законного проклятия и просвещая наши души.
Старец Симеон предсказывает Божией Матери предстоящий крестный путь и Голгофу, на которую для спасения человечества будет необходимо взойти Господу Иисусу Христу, а также страдания, которые ей самой предстоит пережить, глядя на распятие ее Сына.
Сретение Богомладенца Христа с праведным старцем Симеоном явило собой встречу Ветхого и Нового Заветов, то есть Закона Божия, в древности дарованного человечеству, и нового, высшего Закона Божественной любви и благодати, принесенного всему миру Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Этот день напоминает каждому из нас о возможности нашей личной встречи с Богом, осуществляемой через соблюдение евангельской правды в жизни и наполняющей нас радостью богообщения.
Об этой радости и говорится в тропаре:
"Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший во объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение."
Митрополит Сурожский Антоний так говорит о Сретении Господнем: "Каждый из нас после своего рождения приносится в храм или приходит сам позже, чтобы быть крещеным и предстать перед Богом в воцерковлении. Это воцерковление младенца или взрослого — образ того, что тогда случилось в древнем Иерусалиме. Как поставлен был Сын Божий, ставший сыном человеческим, перед лицом Господним, так и каждый из нас, когда мы бываем крещены, приобщается жизни распятого и воскресшего Христа. Каждый из нас приходит или приносится в храм, чтобы стать до конца, без отказа Божиим достоянием, не вообще "чадом Божиим", но сыном или дочерью Божиими, вступающими в тот же путь, каким шел Господь наш Иисус Христос...
В этот праздник, который нам напоминает наше собственное воцерковление во свете крестного пути и крестной жертвы Христовой, обновим данные нами обеты крещения, вновь вступим, с новой решительностью, с новой надеждой, на путь Христов, и не станем говорить, что мы слабы, что нет у нас крепости достаточной. Господь сказал апостолу Павлу, который просил о силе: Довольно тебе Моей благодати, Моя сила в немощи совершается... И апостол Павел восклицает: И поэтому буду хвалиться я только немощью своей, чтобы все во мне было силой Христовой, и в другом месте: Все мне возможно в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе... Павел был, как мы, человек плоти и крови, ему тоже было страшно, ему тоже бывало больно, он тоже боролся за свою цельность и верность; и он победил, и он нам говорит: Последуйте за мной, как я последовал за Христом... Исполним же это слово, и станем каждый день по-новому, глубже, более совершенно — Христовыми и подобными нашему Учителю, Спасителю и Богу".
протоиерей Олег Симанович, настоятель Казанского храма села Юца