Вспомним, что мы казаки

30.01.2014
Просмотры: 2645

Моя биография типичнадля многих людей моего возраста. Наши родители остались после гражданской войны сиротами, их матери, если выжили, вдовами. Те, кого не замучили в лагерях, голодом и холодом, дали потомство со страшными для генокода последствиями. Постоянное истязание огромного русского народа породили генетически наследуемый страх. Работая инструктором парашютного спорта, я утвердилась в мысли, что особенно ослаб мужской пол. Как бороться с этим страхом, и возможна ли борьба? Думаю, что да. В генофонде русского народа одной из составляющих являются казаки. Сегодня, возрождая былую славу казачества, - рыцарства России, хочу подвести сознание читателей к тому, что отвага, храбрость, честность - качества наследуемые. Они в каждом из нас. Почему именно казачества? Да потому, что в потомственных казаках генокод (генофонд истреблен) еще сохранился.

Я "проснулась" после смерти отца, когда последняя ниточка, связывающая меня с моими предками, должна была оборваться. Вот тогда я стала опрашивать еще живых свидетелей нашей жуткой истории, поехала в архивы, стала выступать по радио, по телевидению, писать книги.

В свое время я окончила педагогический институт, преподаватель словесности. Долго работала экскурсоводом. Это, конечно, отложило отпечаток на мое мировоззрение, потому что пришлось не только многое познать, но и в динамике изучать отношения между людьми, особенно между кавказскими народами. Крепкие родовые связи народов Кавказа принимаются, как должное, а у русских, как анахронизм. Уничтожение родовых связей привело русских людей и казаков к краху. Французская притча об отце, сыновьях и венике нам сегодня не служит назиданием. Да что притча! Нас не учит наша собственная история! Неужели нам мало голодоморов, высылок, трудармий, постоянного унижения? Может, мы остановимся на минуту, в своем беге в никуда, посмотрим друг другу в глаза и ужаснемся: "Да мы ли это? ". Ужаснемся и опомнимся. И подставим плечо друг другу, но прежде всего отцу - матери, сестре и брату.

Толпами идут кавказские народы на похороны, поддерживают родных морально и материально в любой беде. А у нас гроб с машины снять некому. Даже соседей нет?

Многому можно найти объяснение. К примеру, - выселение народов Северного Кавказа в 1943-44 годах: чеченцев, карачаевцев, калмыков и др. Почти всех переселили компактно. Это помогло сократить потери, потому что род мог сплотить силы и люди могли поддержать друг друга. Для русских и казаков такой "поблажки" не было.

Один из моих родных был сослан в Архангельскую область, где валил лес. Другой на погибель в станицу Петропавловскую, третий в " Новую жизнь" Ставропольского края. Один из дядей после немецкого концлагеря был отправлен в Магаданскую область, другой на Дальний Восток. А сколько отстреляно?! Только в нашем роду, а в станице?! Сирот-детей из одной семьи развозили по разным детским домам в разные концы страны с одной целью - разорвать род, уничтожить родовые связи.

Мою бабушку, после нескольких ссылок на юге, сослали в Сибирь и морозили в Ачинске. Можете представить, что она мне рассказывала! Бабушка не плакала. Она рассказывала о нечеловеческих муках обыденно, как будто эти египетские казни происходили не на ее глазах и не с ней. В 1950 году в Магаданской области скончался ее старший сын. Бабушка при этом известии не проронила ни слова. Она стала перед образами на колени и благодарила Господа за то, что Он избавил ее сына от мук, а она, поверьте, знала им цену, трое сыновей дяди Вани выросли без отца. Поведение бабушки потрясло мою детскую душу. В то время, когда мама без сознания рухнула на пол, и ее потом увезли в больницу, бабушка молилась, не уронив слезы. Потом, с возрастом, я поняла, что в стране моей родной ей испепелили душу, выжгли душу у моего народа. Истребили и выжили из страны лучших людей, а от неуков и дегенератов кто родился?

Вначале кухарка правила государством, потом кухаркины дети, потом внуки, правнуки. Талантливые и способные оказались не востребованы. В 1937 году известный изобретатель Цепеллин пришвартовал свой дирижабль в Москве, в Тушино. На приеме у Сталина он поднял тост: "За ваш великий эксперимент". Годы идут, сменяются поколения, но эксперименту над живыми людьми нет конца. Подняли "железный занавес" и власти стали играть в "демократию". Реформы пошли за реформами и вдруг вспомнили о казаках. В ноябре 1991 года был издан указ о реабилитации горских народов ... и казаков.

Как давно это было. Кажется, прошла целая вечность - 20 лет! Только подумать, сколько времени кануло в Лету. Одни из тех казаков, кто поднял высоко голову в 1991 году уже ушли в мир иной, многие из тех, кто остался, отошли в сторону.

Не забыть того подъема, той непомерной радости, которые испытали казаки, поверив правителям, что они вновь нужны Отечеству. Был создан Союз казаков с Верховным атаманом во главе. Немного оперившись, робко, казаки решили добиваться закона о казачестве, о восстановлении территорий казачьих войск. В результате планомерного истребления, грабежа, выселения у казаков не осталось земли даже под ногтями.

Власти восстановили все репрессированные народы в правах, территориях, создали все условия для развития пострадавших от репрессий народов, всех, кроме казаков. О восстановлении территорий казачьих войск нельзя и мечтать. Но, какой, же казак без земли - недоумевают до сих пор казаки. И зачем тогда нужна так называемая реабилитация? У многих казаков нет на руках никаких документов о репрессии (их нет и в архивах, потому что множество документов и свидетелей, обличающих власть, уничтожены, а тысячи людей высылались без суда и следствия) и доказать факт высылки и спецпоселения невозможно.

До сих пор нет решения главной проблемы; - возврата казачьих земель, восстановление войсковых территорий, а пока этот вопрос не решен, можно ли говорить о казачестве в полном, емком значении этого слова? Как объединить тех, кто состоит в различных союзах, войсках и обществах? "Асфальтовых", "ряженых", с разными "кликухами" и "приложениями", но называющими своих детей именами своих предков, знающих, что только за одно звание "казак" их отцы, матери и деды платили жизнями. Сегодня разрабатывается новая президентская программа, которая предусматривает объединение казаков в одно войско, если можно так выразиться, под одним знаменем. И что это даст рядовому казаку? Предположительно у казаков будет единая форма и т.д., следовательно, более четко определен статус казачества России, но без решения земельного вопроса, я думаю, казачество твердо стать на ноги не сможет и очередная "реформа" еще больше уведет казаков от решения главной проблемы - восстановление войсковых территорий.

Меня интересует личность того, кто называет себя казакоми в каком направлении пойдет ее развитие. Не поймите меня неправильно. Я считаю большинство тех, кто назвались казаками после жуткого геноцида, настоящими людьми. Но некоторые атаманы в погоне за количеством стали принимать в казачьи станицы невесть кого: и пройдох, и пьяниц, и просто психически нездоровых людей. Все они надели казачью форму. Пройдут по городу или станице десять пьяных - никто и не заметит, а один казак, да еще в форме?! Сразу молва: алкаши казаки, бродяги, хулиганы. Мы у всех на виду. Но все ли мы это понимаем, понимаем меру ответственности перед светлой памятью наших предков, перед своим народом?

Однажды мне довелось присутствовать на атаманском правлении в одной из станиц. Заседание шло своим чередом, как вдруг в помещение буквально ввалился пузатый детина: нечесаный, небритый, в спортивном костюме, в комнатных тапочках и... пьяный. Вместо того чтобы вытолкать такого "казака" за дверь, его вызвали к столу, где сидели старейшины и как ни в чем не бывало, стали решать с ним какие-то вопросы. Ни атаман, ни старейшины никак не отреагировали ни на внешний вид, ни на состояние этого "казака".

Прорвало меня. После окончания заседания, я обратилась ко всем присутствующим: "Мы ли казаки? Имеем ли мы право носить это звание, если не брезгуем пьяницами и другими людьми, которые позорят наш народ? И... получила ответ: "Ну, подумаешь, выпил человек. Казаки всегда пили". Я опешила. Как всегда пили? Это, значит, и мой отец, известный всей округе трезвенник, и мой дед, рюмки не выпивший за свои 27 лет жизни, и прадед? Так возник вопрос: "Когда и сколько пили казаки?". Судя по некоторым литературным произведениям, казаки пили и денно и нощно. В тоже время никто не отрицает, что казаки были самым набожным народом среди православного населения страны. Давайте задумаемся и вспомним, что в году около 200 дней постов и постных дней, когда не только было великим грехом оскоромиться, а уж о выпивке и мысли не было! Пьянство в походах каралось смертью, а в станицах поркой. Так пили казаки или нет?

Пили: чихирь - сухое виноградное вино, самогон, бражку. В праздники созывали родных, соседей, угощали так, что столы ломились, поэтому и пьяных не было, а уж если кто перебрал и потерял контроль над собой, за такими "плеть плакала". В Кисловодской станице пьяный казак затеял драку с женой и случайно ударил мать, которая бросилась защищать невестку. На кругу казаки решили отрубить ему ту руку, которой он мать ударил. И в ногах у старейшин валялся, и плакал, и головой об землю бился, просил, чтобы руку не рубили. У него семья, как же он работать будет, чем детей кормить? Прислушались казаки только к его матери. Выпороли казака, да так, что две недели шевельнуться не мог.

Если казак шел по станице, не дай Бог, слегка качаясь, то полагалось пять плетей - самое легкое наказание. А за поротого в станице ни одна казачка замуж не шла и в строю, его сотник по плечу плеткой должен ударить, напомнить о его грехе. Четыре-пять поколений родные несли на себе позор предка, потому что фамилия была залогом социальной значимости семьи. Фамилия была и есть гарантом порядочности человека. Веками род нарабатывал авторитет в обществе, поэтому спрос и ответственность были высокими.

Так что знали казаки меру во всем и прежде всего – в зелье. В праздники ездили из гостей в гости на бричках, да верхом. Семьями. Песни пели, плясали, джигитовали, свадьбы устраивали, посиделки. Неделями шла гульба, но только в праздники, да и то больше зимой. Летом поля, огороды, скотина звали руки. "Служилые" казаки, строевые, годами дома не были. А откуда дети брались? Прабабушка рассказывала, что "наскочат" мужья только в отпуск (или на льготу) и опять война. Наши казачки сами к мужьям ездили и в Турцию и в Польшу и в Румынию. Вот так и плодились. Бывало, отец из похода вернется, а его уж дети позабыли, не признают.

Так оно и было, ведь если даже приблизительно подсчитать, то за 300 лет Россия участвовала в 150 войнах!!! Это только до 1917 года! А была ли хоть одна война без казаков? Нет! Вот и задумайтесь, прежде, чем нести околесицу о том, что казаки пили без просыпу. И сейчас многие не пьют, а клеймо на всех. Кучка выпивох вокруг себя постоянно собирает молодежь, "вешает лапшу на уши" неукам-подросткам, что первое достоинство казака в том, сколько он выпьет, а те и рады стараться.

В станицах первыми помощниками атаманам были старики. Из них выбирались десятники. Все казаки были под присмотром. И взрослые и дети. За детьми надзор был особый. Вот когда растили по-настоящему поколения. Глаз с ребенка не спускали. Кто? Вся станица. Каждый нес ответственность за ребенка. Чужих детей вообще-то нет! Любой взрослый мог залепить нахалу оплеуху или сделать устное замечание, а если об этом узнавали родные, то соразмерно вине, добавляли дома "березовой каши", но когда малолетка проявлял хорошие качества, то обязательно получал с похвалой конфету.

Почему же сегодня мы забыли о детях, которые погибают у нас на глазах. Совсем забыли о наших обычаях и внутрисемейных отношениях. Я не призываю сейчас же внести в наш быт все, что было свойственно нашим предкам. Это и невозможно. Время другое, другие нравственные ценности, другая мораль. Но почему не взять лучшее у наших предков? Восстановить наши чудесные обряды, отношения в семье и в обществах.

Главная беда сегодня в том, что мы обленились, стали безразличны, ко всему происходящему и жуткая позиция "наша хата с краю" ведет (или уже привела?) к погибели казачества и русского народа. Вы скажете: чего ради я завела заупокойную? Надо жить надеждой на лучшее, тогда это лучшее и объявится. А если так, - сядем на солнышке, откроем рот и посыплется в него манна небесная? Уже досиделись. За двадцать лет что изменилось? Вы скажете и то, и то, и это. Но нужны России "асфальтовые" казаки? И это в то время, когда жулики закупают у наших хлеборобов за гроши твердые сорта пшеницы, а нас кормят фуражным зерном, которое привозят из-за кордона. Растительный СПИД, картофельный грибок и еще уйма смертельно опасных "добавок", таких как пальмовое масло и другие. Где наши отечественные станки? Самолеты, корабли и т.д. и т.п.? Даже ложки и вилки турецкие или китайские. Вместе того, чтобы хоть немного поднять уровень жизни, и тем самым снизить заболеваемость и смертность населения, закупают на миллиарды долларов медицинское оборудование за границей, а большая часть их разворовывается. Вместо того чтобы принять и обогреть 27 миллионов русских людей, которые остались за пределами нынешней России, создают все условия для проживания невесть кого. Уничтожена деревня, уничтожена промышленность. Разбазарили страну, разворовали. А мы "за други своя"?

Моя задача - напомнить, кем мы были, что перенесли и ради чего. Времена наступили страшные. Нужна духовная подпитка, а она в ратном и повседневном подвиге наших дедов и прадедов. В подвиге православного монашества, всех Святых в России просиявших.

Надо определить свою гражданскую позицию. Самим пора спросить себя: " А казак ли я?" И могу ли я хоть немножко приблизиться к этому званию, которое еще надо заработать упорным трудом над самим собой. Надо учиться жить в казачьем сообществе. Как? Да так, как жили наши предки. Общинами, а они же были копией первых христианских общин с некоторыми "доработками" согласно казачьим обычаям. В основе всех отношений между казаками была ЛЮБОВЬ. Любовь к земле, семье, к детям. Ведь не так давно казак казака видал издалека и наши деды не задумываясь могли "за други своя живот положиша".

Пусть паны дерутся, а мы "сами с усами". Должны все видеть, все слышать, делать выводы, думать своей головой, стоять друг за друга стеной и никому чубы не подставлять, чтобы они трещали. Вот тогда можно будет сказать, что мы - сила, что мы - КАЗАКИ.

Тамара Лобова, член Союза писателей России

2645