В июне 2013 журналист и путешественник Александр Волощук в честь 1025-летия Крещения Руси по благословению Епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта начал свой крестный ход с Иверской иконой Божией Матери от Тырныауза до Тибета и обратно. Очередное письмо с пути Александр прислал 4 января 2014.
"Рад приветствовать читателей сайта "Благословенный Кавказ" из столицы Монголии – города Улан-Батора, где я оказался после завершения месячных странствий по Китаю в рамках своего Крестного хода. За этот месяц я преодолел 9800 километров, пройдя и проехав по территории трех провинций и трех автономных районов Китая. Главным успехом этого путешествия считаю попадание на Тибет и достижение города Лхасы. Но расскажу обо всем по порядку.
В Китай я въехал из Кыргызстана, где в Михаило-Архангельском храме города Оша исповедался и причастился, зная, что в официально атеистическом Китае сделать это будет просто негде. На первом этапе своего китайского путешествия планировал пересечь пустыню Такла-Макан, повторив таким образом маршрут 2-го Тибетского путешествия Н. М. Пржевальского (в 1885 году он шел вдоль русла реки Хотан-дарья). Хотя и понимал, что сделать это зимой будет очень нелегко.
Но Господь распорядился по-своему. Трудолюбивые китайцы проложили через пустыню хорошую асфальтовую дорогу, которая фактически "наложилась" на путь Пржевальского. Мне оставалось только проехать этой дорогой автостопом, что и было сделано. Правда, и пешком около 20 километров по Такла-Макану я все-таки прошел, и ночевал в пустыне, и почувствовал на себе ее тяжелое дыхание. А творческим итогом преодоления пустыни Такла-Макан стал этот литературный этюд.
ТАКЛА-МАКАН
Солнце, которое не греет. Деревья, которые не дают тени. Река, которой нет. Это – пустыня Такла-Макан. В переводе с уйгурского ее название означает "войдешь – не выйдешь". Я вошел в нее. И вышел.
Бесконечное море барханов из серого песка. Тысяча километров с запада на восток, более четырехсот – с севера на юг. Колючий ветер. Черные верблюды. Труп сайгака у дороги. Здесь очень сухо. В иные годы осадков не бывает совсем.
В 1885 году через Такла-Макан прошел Николай Михайлович Пржевальский, возвращаясь из 2-й Тибетской экспедиции. Через 128 лет эту пустыню пересек и я.
Пржевальский шел вдоль реки Хотан-дарья, лишь три месяца в году доносящей свои воды до более полнокровного Тарима. Я прошел по новой асфальтовой дороге, построенной в пустыне китайцами. А вместо Хотан-дарьи увидел только сухое русло.
Пржевальскому было несравнимо сложнее. Он шел по абсолютно дикой Центральной Азии, рискуя быть убитым воинственными и недружелюбными дунганами. Мне же было куда проще – бурная китайская цивилизация потихоньку оживляет даже огромную пустыню. Но за 128 лет не поменялись ни цвет песка, ни жуткий ночной холод, ни ощущение бесконечного одиночества среди барханного моря.
Тысячелетние деревья растут вдоль русел Хотан-дарьи и Черчена. Они помнят множество торговых караванов средневековья. Две нити Великого Шелкового пути проходили когда-то по северной и южной окраинам пустыни. Внутрь же Такла-Макана никто не хотел заходить. Потому что там – верная гибель. Войдешь – не выйдешь…
…Западный Китай, Уйгурия. Пустыня Такла-Макан. Я вошел в нее. И вышел.
Следующей моей целью был Тибет – место, куда многие стремятся, но попадают далеко не все. Виной тому – китайские власти, которые ревностно противодействуют проникновению в Тибет иностранцев. И так было всегда. 130 лет назад в Лхасу не пустили Пржевальского (тогда – сами тибетцы), теперь туда не пускают иноземцев китайцы. Нужен пермит – специальная разрешительная бумага, стоящая немалых денег (от 500 $).
Из внешнего мира в Лхасу ведут пять автомобильных и одна железная дорога (Голмуд – Лхаса, самая высокогорная "железка" в мире, построенная китайцами за пять лет и идущая на высотах более 4500 м над уровнем моря). Если б лето – я поехал бы самой южной и интересной дорогой – вдоль северных склонов Гималайских гор. Но я попал в Китай зимой…
Первая попытка купить билет на самый высокогорный в мире поезд до Лхасы была в Голмуде. Услышал отказ – "У вас нет пермита". На следующий день пытаюсь купить билет до любой из станций южнее Голмуда. Снова отказывают – "Иностранцев без пермита не обилечиваем".
Выхожу на трассу и еду на юг автостопом. Но через 25 километров на первом же посту китайская полиция разворачивает меня обратно. Летом я не отступил бы и пошел в обход постов. Зимой же это гораздо проблематичнее – на Тибетском нагорье сильные морозы и пылевые бури. Здоровье дороже…
Еду в Синин, и таки покупаю билет до Лхасы! Но радость оказалась преждевременной – в поезд меня не пускают… Отказаться от Тибета? Поставить "крест" на Лхасе? Нет, надо идти до конца – ищущий да обрящет. Покупаю билет до Лхасы в Ланьчжоу. Пермит не требуют. В поезд пускают. Только бы проехать Голмуд, после него уже не высадят.
За окном проносятся кварталы двухмиллионного Ланьчжоу и несколько меньшего Синина, затем – скованное льдом альпийское озеро Куку-Нор. Проводница раздает бланки заявлений-расписок: "Я, имярек, добровольно согласился ехать на поезде Пекин – Лхаса, зная, что он идет на высотах выше 3000 метров над уровнем моря. Я знаю, что больным (такими-то болезнями) нельзя находиться на этой высоте, и ничем не болею. Дата, подпись".
Наступает темнота. В вагоне людно. Едут китайцы и тибетцы. Последние сильно контрастируют с первыми – в многослойных цветастых одеждах, в пестрых шапках и харизматичных шляпах. Пытаюсь спать. В 1.20 ночи приезжаем в Голмуд. Напрягаюсь, жду. Ничего не происходит. Через полчаса едем дальше. Слава Богу, Тибет становится реальностью!
Просыпаюсь на рассвете. Поезд мягко мчится по пустынным просторам Тибетского нагорья. Яркое солнце и замерзшие речки, стада пасущихся яков и длинношерстных овец. На щитах с названиями станций и полустанков указана и их высота над уровнем моря – 4850 метров, 4702, 4578… Первый тибетский городок Нагчу. Пржевальский сюда уже не дошел. Поселок Янгбаджан. В 14.25 самый высокогорный в мире поезд Пекин – Лхаса прибывает на конечную станцию.
А то, что случилось со мною в Лхасе, иначе, чем Божьей милостью не объясню. Уже на выходе с вокзала Лхасы меня задержали как иностранца, не имеющего пермита. Китайские полицейские предложили два варианта: либо я присоединяюсь к одной из официальных туристических групп (для этого пришлось бы выложить немалую сумму денег, которые и без того приходилось экономить), либо буквально следующим же поездом покидаю Лхасу. Я согласился уехать, но попросил, чтобы мне позволили хотя бы несколько часов посмотреть город. И тут вдруг настроение и намерения местных властей кардинальным образом изменились в лучшую для меня сторону – вскоре появился представитель туристической компании, который заявил, что их компания берет на себя расходы, связанные с моим двухдневным пребыванием в Лхасе и обеспечивает бесплатным англоязычным гидом. Более того – меня поселили в гостинице (с хорошей скидкой), туристическая компания купила мне обратный билет на поезд до Ланьчжоу и выдала 500 юаней (приблизительно 2500 рублей) "на мелкие расходы". Не иначе сам Господь помог мне через эту туристическую компанию. Ведь наверняка далеко не каждого иностранца без пермита так встречают в Лхасе… Ну и, конечно, в который раз подтвердились слова из Евангелия от Матфея: "Просите, и будет вам дано; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам".
Если же говорить о самой Лхасе, то это удивительный и незабываемый город. Прежде всего – своей необычной атмосферой и архитектурой старого города. Место паломничества буддистов всего мира. Людские потоки сюда, кажется, не иссякают никогда. Расположенная на высоте 3500 метров над уровнем моря, Лхаса, тем не менее, является городом с благоприятным и теплым климатом. Здесь, кажется, можно ночевать в палатке даже в декабре (только полиция не позволит, запихнет в гостиницу). Христианских храмов в Лхасе, понятное дело, никогда не было. Но православному человеку можно помолиться в любом месте, даже в Лхасе. Вот и я помолился мирским чином у стен легендарного дворца Потала – бывшей резиденции Далай-Ламы, превращенной китайскими властями в музей.
После Лхасы и Тибета дальнейший мой путь по Китаю пролег по его северным провинциям и автономному району Внутренняя Монголия. В городе Цзинине, остановившись в гостинице, встретил Новый год. А затем отправился дальше – уже в Монголию. Страны Юго-Восточной Азии, значившиеся в моем первоначальном маршруте, решил уже не посещать (во всяком случае, в данном путешествии). Во-первых, путешествие и так затянулось, в основном из-за того, что много времени провел в странах Центральной Азии – Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане, Афганистане. А во-вторых, не хочется "нанизывать" на себя еще несколько стран. Полагаю, что Афганистан и Тибет стали достойной заменой планировавшимся Лаосу и Камбодже.
Сейчас я в Монголии, и здесь уже есть возможность помолиться в православном храме, исповедаться и причаститься. В Улан-Баторе я остановился при Свято-Троицком храме, где принял участие в таинстве Соборования. А Рождество Христово хочу отпраздновать уже на территории России – в городе Кяхта (Бурятия). Затем с Божьей помощью продолжу свой путь на запад, на благословенный Кавказ.
С поклоном, Александр.
4.1.2014, Улан-Батор
На фото: 5534, 5547, 5548, 5550, 5556 - пустыня Такла-Макан
5568 - палаточное утро в Китае
5675 - дворец Потала (Лхаса)
5764 - на улицах Лхасы
5787 - окна старой Лхасы
5802 - на берегу Хуанхэ (Желтой реки) в Ланьчжоу".