Пятигорск. 23 декабря 2013. Одной из важных тем очередного собрания Пятигорской и Черкесской епархии стал анализ приходской богослужебной практики. Касаясь этой темы в своем докладе, епископ Феофилакт подчеркнул, что для всех священнослужителей есть единый ориентир – церковный устав.
Божественная литургия, это центральное событие, вершина богослужебного дня, поэтому совершенно неоправданно совершение после Литургии молебнов и акафистов. Конечно, начать с понедельника новую жизнь не удастся. Но хотя бы в воскресные дни, в дни двунадесятых праздников, престольные дни уже сейчас нужно совершать молебны до Литургии. У акафиста есть место на вечернем богослужении.
Мы совершаем молебны с водоосвящением чуть ли не каждый день, тогда как Типикон называет только четыре дня в году для малого освящения воды и два – для великого освящения. Мы совершаем акафисты в пост, хотя церковная традиция не знает такой практики.
В советский период священников и храмов было мало, зачастую один храм приходился на несколько сот человек. Отсюда практика заочного отпевания и общих исповедей. Сегодня мы живем в других условиях и пора уже вернуться к церковной традиции и в этой сфере.
Еще год назад было принято решение об обязательной катехизации перед совершениями Таинств Крещения и Венчания. Но и сегодня приходится сталкиваться с формальным подходом к проведению бесед, что называется, "для галочки". А ведь это нужно не для отчетности, а для того, чтобы люди осознанно участвовали в жизни Церкви. К тем, кто этого не понимает, будут предприниматься меры дисциплинарного характера.
Вечернее богослужение не может начинаться в два или три часа пополудни. Если люди хотя молиться, хотят участвовать в богослужениях, но им что-то в этом мешает, задача настоятеля создать условия, а не идти по пути наименьшего сопротивления. Это путь, разрушающий церковную жизнь.
На приходском информационном стенде должно быть расписание богослужений на месяц вперед, чтобы люди знали и понимали ход церковного календаря, строили свои планы с его учетом.
Ничем не может быть объяснено сокращение кафизм до нескольких строчек из нескольких псалмов.
Эти и другие тезисы прозвучали в докладе и во время его обсуждения. Суть диалога выразилась в ответе архиерея на предложение одного из священников "издать брошюру, где было бы указано, что можно менять в уставном богослужении". – "Нельзя узаконить беззаконие".