Религиозные войны

03.12.2013
Просмотры: 2798

Описывая современную ситуацию на Северном Кавказе, эксперты из телевизора и монитора привычно рассуждают о контактной зоне двух миров, проходящей по предгорью. Сейчас вообще много говорят о "войне цивилизаций". Действительно, разделение на "мы" и "они", уже прочно вошло в нашу систему координат, повседневную жизнь и разговоры. Что хорошо для "них", - плохо для "нас", и наоборот. Вопрос ношения хиджабов, строительства мечетей, экспансия "этнических мусульман", воспринимаются как фронты, где "православная" цивилизация обязана защитить себя от наступления ислама. О том, что славянское население, придерживающееся православных ценностей, оттесняется кавказцами, несущими с собой законы шариата, сейчас говорят и пишут многие аналитики. Причину такого развития событий они видят в действиях властей, которые "нас" всячески утесняют, а перед кавказцами-мусульманами открывают все двери.

Слона то я и не приметил

На самом деле, в концепцию противостояния по религиозному и национальному признаку не вписываются очень многие очевидные факты, лежащие на поверхности. Например, что делать с русскими мусульманами? Существуют многочисленные сообщества в социальных сетях, где они знакомятся, общаются, с целью сохранить свою национальную культуру, остаться именно русскими и именно мусульманами.

Куда определят сторонники концепции "войны миров" православных осетин, абхазов, грузин? Вся история их народов на Кавказе давно и прочно связана с христианством, более того, остатки древних храмов и часовен находят в Дагестане, Ингушетии, Чечне. Настоящая россыпь христианского наследия находиться на территории Карачаево-Черкесии, древнейшие храмы на территории России и нерукотворный наскальный Лик Христа уже привлекают множество паломников со всех уголков мира. Последний грузино-осетинский конфликт показал: христианская солидарность между осетинами, русскими и грузинами легко уступает место политике и национальным чувствам. Чеченский батальон "Восток" стал единственным исламским формированием в пятидневной войне, и внес свою лепту в победу России.

Не находится места в концепции конфликта цивилизаций и язычникам, сообщество которых в Кавказских Минеральных Водах уже выросло из детских штанишек и активно примеряет на себя респектабельный деловой костюм, активно влияя на национальную политику в регионе, подтверждением чему был последний "Славянский съезд". Конечно, сторонники "войны миров" могут причислять их к христианской стороне по принципу "крови", но в религиозном плане они от православия находятся еще дальше, чем мусульмане. Если исламисты исказили учение о едином Боге, то язычники исповедуют многобожие, и, соответственно, стоят намного дальше от христиан. Почему борцов за Православную Русь не смущают безбожные союзники, вот загадка, на которую в религиозно-нравственной плоскости ответа не найти.

Не было замечено пока и православно-буддистского цивилизационного шва на границах Калмыкии, Тувы и Бурятии. Спокойно на языческом Севере, возможно, по причине вымирания его коренных народов. Лезгинку на Манежке они не отплясывают, в Москву массово не едут, напротив, тихо спиваются в своей тундре. Угасать вместе с "титульной народностью", чем не вариант идеальных межнациональных отношений?

Но главной группой в религиозной картине России, которую упрямо не замечают аналитики, являются атеисты разных форм. По сути, они и есть авангард людей, причисляющих себя к самым разным религиозным течениям по ведомому только им самим критерию. Например: "я христианин, потому что ем свинину и ненавижу мусульман". Зачастую своей конфессиональной принадлежностью они дополняют национальную либо политическую идентификацию, при этом само по себе "православие" либо "ислам" не несут для них никакой ценности. Именно из их среды происходят "православные атеисты", "ракетно-ядерное православие" и другие режущие ухо верующего человека словосочетания. Агрессивные требования светскости от имени "православной цивилизации" выливаются в противостояния, а иногда и в конфликты на религиозной и псевдорелигиозной почве.

Хиджаб и лезгинка

Все мы помним известный документальный фильм Евгения Попова "Проект Кавказ" и его обсуждение в программе Аркадия Мамонтова "Специальный корреспондент". Поразительно, что когда депутат Госдумы РФ Ольга Тимофеева, обсуждая проблему ношения хиджабов в учебных заведениях, сказала: "Никой религии, если надо – мы снимем православные крестики", никому из защитников православной веры и в голову не пришло возмутиться. Действительно, снять нательный крест, что здесь такого? Для тех, кто носит его как бессмысленный атрибут, действительно, в этом нет ничего страшного. В диалогах самого фильма звучат "угрозы" сторонникам хиджабов: "мы наденем папахи, наденем нагайки и так пойдем в школу". Каким образом элементы казачьей одежды могут напугать мусульман и почему папах на головах у молодых казаков и платков у казачек не видно уже сейчас – вопрос открытый. Дальше звучит резюмирующий вывод член общественной палаты Ставропольского края, Сергей Попов: "Мы светское государство и мы не должны идти на встречу или на поводу у людей, которые хотят манифестно демонстрировать принадлежность к той или иной религии". В советское время, вернувшимся из Турции, казакам-некрасовцам запрещали носить религиозную атрибутику в школах и срывали с них кресты. Политика воинствующего атеизма тогда нанесла серьезный удар по религиозности казаков, сохранявших православную веру в мусульманском государстве на протяжении столетий. Сегодня тот самый "светский" лагерь снова оказался в авангарде религиозной борьбы, но теперь он выступает как бы с "христианской" стороны.

После таких откровений, вопросов возникает много. Например, почему современные женщины-христианки носят нескромную или мужскую одежду и не покрывают голову в повседневной жизни? Почему мужчины бреются? Список можно продолжать очень долго, подкрепляя вопросы прямыми указаниями Вселенских и поместных соборов, а также учителей православной церкви. Но кому из "борцов за веру" интересно вникать в суть православия и исправлять в первую очередь себя, своих жену и детей? Это ж бороться с собственными греховными наклонностями нужно! Более того, за сохранение христианского внешнего и внутреннего образа придется страдать и от внешнего мира.

В XIV веке за отказ есть мясо в посты, и брить бороду, Антоний, Иоанн и Евстафий были публично повешены литовским князем Ольгердом и почитаются сегодня православной церковью как святые мученики. В современном светском государстве за следование христианскому образу жизни мы едва ли удостоимся чести быть казненными, но неприязнь, насмешки и предвзятое отношение "светского лагеря" нам гарантированно. Хотя, как правило, до этого не доходит. "Православные борцы" сдаются при первой мысли о причинении себе минимальных неудобств. Зато в противостоянии мусульманам можно приложить максимальные усилия, для этого не нужно ни духовного труда, ни личного исправления. Ирония судьбы в том, что когда православные борются против покрытой головы у женщин и бороды у мужчин – они идут против требований православной церкви.

Интересная ситуация с религиозной точки зрения и с лезгинкой, которую нынче квалифицируют как хулиганство, а танцоров отчисляют из учебных заведений. Согласно шариату, музыка и подобные танцы запрещены, хотя об их допустимости в кавказской среде сейчас активно спорят "национальное" и "религиозное" крыло. Светские танцы, формально и неформально, запрещены и в православии, хотя об этих прямо прописанных запретах сейчас мало кто из христиан вспоминает.

Ирония заключается в том, что, хотя региональные органы власти не имеют о них ни малейшего представления, запрещая исполнение лезгинки на улицах, они поступили по законам Шариата. Очевидно, запрет связан с национальной подоплекой горского танца. Иногда приходиться сталкиваться с неприятием лезгинки чуть ли не на "генном уровне" и в казачьей среде. Чтобы прекратить все спекуляции на счет того, что традиционное среди казаков, а что наносное, стоит вспомнить слова Елисеева о кубанских казаках, не оставляющие места двусмысленным трактовкам. "Хоперцы отлично танцуют лезгинку. Она у них является главным казачьим танцем. Танцуют они хорошо, стильно, чисто по-горски, от которых не только что ее переняли, но считают “своим танцем”". На Тереке танцевали не хуже.

Внимать себе

Христианство – религия, требующая личной аскезы, отвергающая гордыню и самодовольство. Христианская жизнь – это узкий путь, указанный нам Спасителем. От ислама нас отличает не фривольности во внешнем виде, сигареты и бутылка водки, а строгая духовная жизнь, исполненная нетерпимости к греху. "Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф.6,12), увещевает нас апостол Павел. Христианская духовность ничего общего со светскостью не имеет, "кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу" - говорит апостол Иаков. Более того, "нерелигиозный" лагерь, если он запрещает христианам открыто исповедовать православную веру, нам враждебен.

Мусульманам и другим иноверцам мы, православные, должны служить нравственным образцом, показывать пример и быть достойными высокого звания христианина. Иоанн Златоуст говорит: "еретическия учения, несогласныя с принятым нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении". Если бы мы были таковы как требует от нас вера и соответствовали высокому духовному званию христианина – весь мир стал бы христианским. Почему этого не происходит, нужно задавать вопрос, прежде всего себе самому, а не светским властям. Невозможно вместить духовную жизнь в определенные критерии, но без исполнения домашнего правила (утренних и вечерних молитв), соблюдения всех постов, регулярного участия в Литургии, Таинствах Покаяния, Причащения, можно ли отнести человека к Церкви Христовой и называть "братом по вере"?

Очевидно, что "религиозные войны" с активным участием "атеистического крыла" будут продолжаться и дальше. Христиане не должны забывать, что, хотя все и устроено по воле Божией, нам даровано право выбора, свободная воля, которую не в силах нарушить никто. Мы самостоятельно выбираем путь, но и несем ответственность за свой выбор согласно духовным законам, на которых построена вселенная. Все происходящее в нашей жизни и человеческой истории имеет свои причины. Оставив своего Создателя, избранный народ израильский подвергся Вавилонскому плену, многим бедствиям и впоследствии был развеян по всему миру. За грехи наших предков Бог попустил страшные события начала ХХ века в казачьих станицах. Сегодня православные храмы строятся даже в мусульманских республиках, и у нас есть все условия без гонений и притеснений жить на Кавказе по заповедям Христовым и в духе его учения. Как мы используем данную нам свыше "передышку" зависит только от нас самих. Никто на Страшном суде не сможет оправдаться тем, что ему мешал хиджаб, кавказская речь на улицах или тюбетейка на голове у прохожего.

Николай Кучеров

2798