В традициях лучшей педагогической мысли на первом месте всегда стояло воспитание у учащихся способности мыслить, созидать

18.11.2013
Просмотры: 1534

Для человечества всегда были характерны жалобы на плохую воспитанность молодежи.

"Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана…".

"Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна".

"Эта молодежь растленна до глубины души, молодые люди злокозненны и нерадивы, никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашей культуры".

Звучат эти характеристики весьма современно. Но первая цитата принадлежит Сократу (470 г. до н.э.), вторая – Гесиоду (720 г. до н.э.), первому известному по имени древнегреческому поэту, а третья обнаружена на глиняном горшке среди развалин Вавилона, возраст горшка – около 3 тыс. лет!

Слова эти приводятся обычно для того, чтобы показать, что не все так плохо, жаловаться на невоспитанную молодежь не надо. Всегда это было. Все образуется само собой.

Подобным подходом только и можно объяснить утверждаемый в начале 90-х годов принцип "воспитания": "дайте студенту свободу, ни в чем и ни как его не связывайте и не ограничивайте. Пусть делает все, что угодно".

Как пишет известный философ и социолог А.А. Зиновьев, предоставь молодых людей самих себе и "они сами заглушат всякие попытки интеллектуального развития общества в нежелательном для хозяев общества направлении".

Вакуума, как известно, в воспитании не бывает.

Чем заполнить этот вакуум? На мой взгляд, в основу воспитания могут быть положены:

- моральный кодекс российского гражданина, общий для всех людей, независимо от того к какой конфессии он себя относит;

- десять заповедей Закона Божьего данного еще в ветхозаветное время направленных на то, чтобы удержать людей от зла;

Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать им, какие душевные расположения должны они иметь, чтобы все больше и больше приближаться к Богу и обретать святость, а вместе с тем блаженство, то есть высшую степень счастья, достижение вечного блаженства в будущей вечной жизни.

По содержанию, моральный кодекс российского гражданина – это систематизированный единый свод моральных принципов и основных норм нравственности, выражающий сущность нравственного воспитания человека. Он должен содержать основные нравственные аспекты отношений личности к обществу, социальным общностям людей, человека к человеку.

Десять заповедей Закона Божьего запрещают делать то, что греховно. Они выражают собой закон строгой правды. Заповеди блаженства учат тому, как можно достичь христианского совершенства.

Содержание морального кодекса российского гражданина, это те нравственные признаки, которых нам так недостает в настоящее время:

•          любовь к Родине;

•          добросовестный труд на благо общества;

•          забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;

•          высокое сознание общественного долга;

•          нетерпимость к нарушениям общественных интересов;

•          коллективизм и взаимопонимание;

•          гуманное отношение и взаимное уважение между людьми;

•          честность и правдивость, нравственная чистота, про¬стота и скромность в общественной и личной жизни;

•          взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;

•          непримиримость к несправедливости, нечестности, карьеризму, стяжательству;

•          нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

Подкрепленные заповедями Закона Божьего и девятью заповедями блаженства они могут быть положены в основу нравственного воспитания

На мой взгляд, в настоящее время на место имеющих широкое хождение лозунгов "Бери от жизни все", "Обогащайся кто как может", последовательно нужно проводить в жизнь тезис о том, что настоящим человеком может быть только тот, который умеет служить не только своим интересам.

Выдвижение на первый план интересов общества и коллектива, ярко проявляется в Японии и дает уже намного лучшие результаты, чем воспитание у нашей молодежи индивидуализма. На фоне оголтелого индивидуализма мы получили чиновников, воспринимающих власть как инструмент "кормлению".

По мнению Каноске Мацуситы, человека, названного при жизни "гением менеджмента", афоризм "выживает сильнейший", имеющий хождение в США, не достоин подражания. И вот его духовное завещание:

"Не хитри, будь честным; будь хозяином на своем месте; не живи вчерашним днем, постоянно совершенствуй свои познания; относись с уважением к окружающим; все время помни о внешнем мире, приспосабливайся к законам его развития; с благодарностью относись к тому, что имеешь и получаешь - мы все берем у общества в долг; не уставай вопрошать: на кого ты работаешь? Ответ только один – на общество".

Чем не программа воспитательной работы в образовании?

Как известно с 1 сентября вступил в действие новый закон "Об образовании". В нем закреплено положение, связанное с вхождением страны в Болонский процесс. Но в законе упущено, на мой взгляд, главное положение Болонского процесса о том, что образование – это общественное благо и ответственность, то есть доступное и бесплатное для каждого человека на протяжении всей его жизни. В законе образование определено просто как "общественно значимое благо".

В законе не указано на ответственность общества, гражданина и семей за получение образования. Провозглашен принцип "свободы выбора получения образования" (ст. 3). Эта "свобода" подкрепляется ст. 9, п. 6, в которой на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов возлагается ответственность только за учет детей, подлежащих обучению, но не обязанность вовлечения детей в образование. Отсутствие такой ответственности уже привело к тому, что в стране для 2,3 млн. детей образование осталось уже в прошлом. Столько детей, по данным ЮНЕСКО, в России не ходят в школу. По данным российских экспертов, их больше 4 млн. Напомню, что в 1942 г. СНК СССР потребовал вовлечь в школы всех детей школьного возраста, а в 1944 г. из воюющей армии были отозваны все учителя.

Эти положения в законе о том, что на органы самоуправления возложен только учет, на мой взгляд, должны быть исправлены.

Считаю, что общественность должна добиться и изменения порядка аттестации учащегося в форме ЕГЭ и тотального перехода на многоуровневую подготовку специалистов.

Я не против ЕГЭ, но против превращения его в единственную и окончательную оценку учащегося. ЕГЭ – хороший инструмент измерения уровня образования в школе, районе, стране.

Проводить его нужно раз, примерно в 3 года с тем, чтобы определить задачи образовательной политики, но ни в коем случае не превращать его в определение судьбы учащихся.

В настоящее время каждое лето превращается в поле сражения учащихся с государством. Сообщение о ЕГЭ превращаются в сводки с полей сражений, на которых государство не всегда побеждает.

В традициях лучшей педагогической мысли на первом месте всегда стояло воспитание у учащихся способности мыслить, созидать.

Итоговая аттестация – это систематизация знаний, проверка умения мыслить, а не натаскивание на знание отдельных фактов, типа вопроса о том, какого цвета глаза были у лошади Вронского.

Большие опасности несет и повсеместный переход на двухуровневую подготовку специалистов: бакалавриат и специалист.

Замечу, что в Пятигорском государственном лингвистическом университете введение бакалавриата осуществлено в 1992 г., то есть за 18 лет до того, как переход на него повсеместно осуществлялся в Европейском Союзе и за 22 года до того как Россия подписала Болонскую декларацию.

Но мы исходили из добровольности выбора студентом своей траектории образования. Сейчас же имеет место принудительное обучение 80% студентов по программам четырехлетнего бакалавриата.

Мало этого, предполагается, что к 2020 г. каждый 10-ый студент будет выпускаться как прикладной бакалавр. Как таковой прикладной бакалавриат в законе "Об образовании"не выделяется. Это воплощение предложений Высшей школы экономики. Развивая подход к прикладному бакалавриату, ее ректор Я.И. Кузьминов предлагает: студент учится в университете 2 года. Затем берет нужные практические курсы и в течение 8-12 месяцев становится "реальным специалистом, работающим руками".

"Сейчас нужно научить бакалавра тому, чем он будет заниматься на начальном этапе профессиональной деятельности".

"Дисциплин для "образования" в высшей школе… не должно быть. Все это было возможно при получении общего образования".

Названные предложения свидетельствуют о попытках сделать профессиональное образование сугубо утилитарным, ремесленным, что совершенно не отвечает требованиям экономики знаний.

Действительно, возможен и такой подход.

Но давайте прислушаемся по этому поводу к мнению министра образования, университетов и исследований Италии Марии Стеллы Джельмини, высказанному в МГУ им. М.В. Ломоносова 18 марта 2011 г. Она считает, что введение 3-летнего бакалавриата создало определенные проблемы качества специалистов: уровень их подготовки таков, что они не могут себя найти в науке и экономике. С целью преодоления трудностей, которые испытывает сегодня Италия и Европа в целом вследствие Болонского процесса, министр считает, что "следует делать ставку на 5 лет, и такое отношение к Болонскому процессу разделяют другие страны" – заключила она.

Осуществление мер по превращению ЕГЭ в единственный инструмент оценки знаний учащихся, прикладному бакалавриату – это попытки снизить интеллектуальный потенциал российского общества, в то время как в постоянном, последовательном его повышении заложено будущее России.

 

Давыдов Ю.С., президент Пятигорского государственного лингвистического университета, академик Российской академии образования

1534