Он соединял разделенное, он мирил враждующее, никого не гнал и не отталкивал

18.11.2013
Просмотры: 1933

Одной из ярких и знаковых личностей для нашего Отечества является преподобный Сергий Радонежский. Память об этом святом, его жизни и подвигах живет до сих пор, несмотря на то, что после его смерти прошло более шестиста лет. И это удивительно, ведь он не был великим князем, не был выдающемся полководцем или замечательным ученым, он был простым монахом, человеком молитвы. Что же выделило его, что сделало его замечательной исторической личностью.

Можно назвать множество качеств его добродетельной жизни, которые свидетельствуют о его величии, но, я хотел бы выделить одно, на мой взгляд самое важное. Это - честность. Преподобный Сергий был сторонником бескомпромиссной правды. Он жил так и этому учил окружавших его. К сожалению, он не оставил нам каких-либо написанных произведений или творений, но сама жизнь его стала примером и поучительной книгой для каждого.

Кто бы не стоял перед Преподобным князь ли, или собрат монах со всеми он был одинаково честен. Мы скажем, у каждого своя правда. Это так, но есть еще правда Божия, которая зиждется не только на нашей совести, но и на законе Евангельском. И если человек соразмеряет свою правду с Божией, то его можно назвать по-настоящему честным. Уверен, на этой правде можно строить абсолютно все, начиная с семьи и заканчивая государством. Именно эту черту я бы положил в основание любой нравственности. Возьмем к примеру семью, думаю у нас не было бы разводов, если бы супруги были честны друг с другом. Или государство - ни о какой коррупции не шла бы речь при честном отношении человека к своему труду. Честность позволила бы каждому из нас увидеть свои недостатки и при этом не обращать внимание на недостатки других.

Основной порок личной и общественной жизни это разделение. Господь в Евангелии учит нас, что "всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит" (Мф. 12, 25). Апостол Иаков, пишет: "человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих" (Иак. 1, 8). А формула римского сената вообще призывала разделять и властвовать. Именно разделение лежит в основе всех бед и пороков. Если человек говорит одно, а делает другое, верит в одно, а поступает по своему, то его называют не иначе как лжецом. Можно ли верить ему, можно ли доверить ему что-то важное? Конечно, нет. Если общество наше разделится по национальным, религиозным, рассовым или каким-то иным признакам, сколько оно сможет просуществовать? Кому будет комфортно в нем? Уверен, что никому.

Преподобного Сергия называют собирателем Руси. Как это понять? Кого и куда он собирал? И как это делал? Ответ прост, он соединял разделенное, он мирил враждующее, никого не гнал и не отталкивал. Мы спросим, разве это трудно? Разве это проявление величия? Уверен, что да, именно величия внутренней духовной жизни, построенной на заповедях Божиих.

Вот лишь некоторые примеры из его жизни. Как известно, он ушел в лес, ушел от грешного мира для молитвы. Прослышав о святой жизни отшельника, к нему начали приходить искавшие духовного подвига. Не без сожаления встречал преподобный первых своих учеников. Однако никого из приходивших он не прогнал от себя. Вокруг него образовался монастырь, слава о котором широко распространилась на Руси. К Сергию приходили за духовным советом и благословением множество русских людей, от князей и бояр до крестьян. Преподобный не отказывал никому, принимая всех для беседы. Сергий брал на себя выполнение и политических поручений по воле митрополита Алексия, совмещавшего управление Церковью и государством. Однажды преподобный поехал в Нижний Новгород, к рассорившимся братьям-князьям, чтобы заставить младшего брата покориться. В другой раз преподобный Сергий ездил к суровому и непримиримому князю Олегу Рязанскому и "кроткими словами" уговорил его на мир и союз с великим князем Дмитрием.

Из описанного выше мы видим, что Преподобный был истинным собирателем Руси и ее защитником, именно он благословил русское войско на защиту Отечества от татар. Именно он благословил князя Дмитрия Донского на битву, сказав: "Иди смело, без колебания и победишь!". Историк Ключевский называет преподобного Сергия "благодатным воспитателем русского народного духа. Ведь он своей жизнью дал увидеть русскому народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло. Он открыл им глаза и помог заглянуть в свой собственный внутренний мир".

В основе же всех поступков и действий преподобного Сергия лежала честность, правда Божия. Вспоминая сегодня о Преподобном, мы видим пример и образец для подражания. Его честность это рецепт счастливой жизни для нас. Уверен, что следуя примеру преподобного Сергия многие проблемы личной и общественной жизни удастся избежать.

На Кавказе, люди разных вер и национальностей всегда находили общий язык. Это был и остается язык уважения и честности по отношению друг к другу. Вне зависимости от веры и нации народы живущие на этой благодатной земле были дружны.

К сожалению, находятся такие, которых не устраивает мир, за разрушением они видят выгоду, через вражду получают прибыль. У таких людей нет веры и нет национальности, они враги мира и враги любого человека. Зная об этом, мы должны еще более утвердиться в том, что самое ценное что есть у нас это вера. За ней скрыто все богатство нашей культуры, за ней честь и честность, за ней сострадание и дружба. Верующий человек, прежде всего, порядочен и честен. И мы не должны об этом забывать.

Именно религиозные нормы, заповеди Божии должны лежать в основе воспитательного процесса подрастающего поколения. Годы безбожия у многих породили иллюзию, что можно жить без веры и без Бога. Последствия же такой иллюзии очевидны - эгоизм и хамство, тунеядство и потребительское отношение к жизни, не говоря уже о распутстве и алкоголизме. Иногда кажется, что мы враги сами себе. Зачастую можно слышать, как мать учит дочь распутству, а отец берет сына в собутыльники. Надвигающаяся катастрофа неминуема. Без веры наш народ, да и всякий народ, деградирует и вырождается. "Если нет Бога, - писал Достоевский, - значит все позволено". Если человек отвергает веру и ее нормы, то думает, что может жить как захочет. К сожалению, это заблуждение и оно всегда приводит к трагедии. Только честная жизнь в соответствии с Божиими заповедями может быть по-настоящему счастливой и полноценной.

Если педагог, не предлагает воспитаннику позицию веры, не объясняет, что в основе нравственности лежат заповеди Божии, то обрекает его на страдания. Наши соседи в соседних республиках давно поняли это. Преподавание основ исламской культуры у них не подлежит обсуждению. Они поняли главное, теперь дело за нами!

иерей Александр Нартов

1933