Крестный ход по Евразии продолжается. Впереди – Афганистан и Китай

02.11.2013
Просмотры: 3398

В июне 2013 журналист и путешественник Александр Волощук в честь 1025-летия Крещения Руси по благословению Епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта начал свой крестный ход с Иверской иконой Божией Матери от Тырныауза до Юго-Восточной Азии и обратно. Очередное письмо с пути Александр прислал 2 ноября 2013.

"Озеро Иссык-Куль – главная достопримечательность Кыргызстана, его природная "жемчужина" и главный объект интереса для приезжающих в эту страну иноземцев. А еще это берега этого озера являются местом великого христианского подвижничества и многолетних молитв. Отправляясь в "локальное" путешествие вокруг Иссык-Куля, я имел намерение побывать и помолиться в православных храмах в городках, поселках и селах на северном берегу озера, а также посетить могилу преподобного Ираклия, исповедника Иссык-Кульского.

Город Балыкчи, ранее называвшийся Рыбачьим, запомнился, прежде всего, прекрасными видами утреннего Иссык-Куля на фоне заснеженных вершин Тянь-Шаня. Храм Святой блаженной Ксении Петербургской появился в городе уже в постсоветское время, он поражает удивительной красотой и искусностью росписи внутренних стен и сводов. Исповедавшись и причастившись в нем Святых Христовых Тайн, я направился дальше на восток вдоль побережья озера. Несмотря на вторую половину октября, погода в Кыргызстане стояла совершенно летняя, поэтому я с удовольствием ночевал в палатке на песчаных берегах Иссык-Куля, умываясь по утрам чистой и холодной озерной водой.

Северный берег Иссык-Куля начал заселяться и осваиваться переселенцами из России и Украины еще в 60-х годах XIX века. Поэтому и названия здесь сплошь были славянские: Семеновка, Григорьевка, Долинка, Светлый Мыс. За последние двадцать лет многие населенные пункты обрели новые киргизские имена, поменялся и этнический состав их обитателей. Но потомков первых поселенцев здесь все еще немало, и почти в каждом прибрежном поселке или селе имеется православная церковь.

В большом селе Ананьево первый храм был возведен еще в 1880-х годах, но сильное землетрясение 1887 года разрушило и его, и село. Поселенцы отстроились в другом месте, в нескольких километрах выше от берега озера. Нынешняя Никольская церковь возведена в Ананьево в 1975 году, а с 1983-го его настоятелем является отец Виктор. С ним вместе я и отправился на сельское кладбище, где в 1937-м году был похоронен великий подвижник земли Иссык-Кульской преподобный Ираклий. Еще в Бишкеке, знакомясь с экспозицией епархиального музея, узнал, что Ираклий родился в Черниговской губернии, а ведь для меня самого Чернигов – родной город…

Этот праведник, скрываясь от безбожных властей, в тяжелейших условиях проводил строго подвижническую жизнь, - сперва в Свято-Троицком Иссык-Кульском монастыре, затем какое-то время жил в Казахстане и опять вернулся в Кыргызстан, где и умер. Ныне Ираклий Иссык-Кульский причислен к лику святых преподобных исповедников и является покровителем земли Кыргызстанской. На его могиле (мощи святого находятся в Воскресенском кафедральном соборе Бишкека) мы с отцом Виктором помолились и прочли акафист преподобному Ираклию.

Следующим местом моего паломничества стал поселок с поэтическим названием Светлый Мыс (по-киргизски Ак-Булун) на северо-восточной оконечности Иссык-Куля. Когда-то здесь был мужской Свято-Троицкий монастырь, а в его окрестностях находились многочисленные пещеры-скиты для уединенной молитвы монахов. Но 97 лет назад в Светлом Мысу произошла великая трагедия. Во время "киргизского бунта" 11 августа 1916 года братия обители вышла навстречу разбойникам, громившим и грабившим все вокруг. Монахи вышли против разъяренных убийц со Словом Божиим, со знамением крестным, с образами святых угодников. Насельники обители не хотели даже в целях самообороны проливать чужую кровь, они надеялись по-хорошему приостановить то диавольское наваждение, которое нашло на людей, творивших кровавую резню и погром. Монахи были умучены жесточайшим образом: их убивали постепенно. Но, терпя все это, они с радостью вошли в чертог Царствия Небесного и пришли ко Христу, и с тех пор взывают к творцу непрестанными гласами, ходатайствуя пред ним о спасении ныне живущих.

На месте Свято-Троицкого монастыря ныне располагается детский дом семейного типа "Мээрим Булаги", основательницей и директором которого является прекрасная женщина Гульнара Дегенбаева. Получив в 1998 году для своего детдома старые строения бывшего монастыря, она первым делом озаботилась восстановлением монастырской часовни, а уже затем – благоустройством помещений для детского дома. Часовня ныне действует, и помолиться в ней может любой желающий. Паломника с далекого Кавказа Гульнара Орозбаевна приняла с теплом и радушием. Сейчас у нее на попечении – 33 ребенка в возрасте от 5 лет, и все называют ее "мамой". Она не только окружила теплом всех своих воспитанников, но и с малых лет прививает в них христианские ценности и добродетели, что в наше время немаловажно и является большой редкостью (к сожалению). Скажу честно, после посещения Светлого Мыса у меня у самого на душе стало светлее…

Город Каракол (прежнее название – Пржевальск) является "столицей" Восточного Кыргызстана и административным центром Иссык-Кульской области. Город этот невелик, но очень интересен. В нем еще чувствуется дух старого, патриархального города конца XIX – начала ХХ века. На одной из улиц даже восстановили старинную брусчатку и реконструировали фасады бывших купеческих особняков и магазинов. И хотя в те времена по улицам города не ездили на "Мерседесах" и "Тойотах", дух старого Пржевальска все же можно почувствовать. Меня давно интересовал этот маленький город. Прежде всего, потому, что здесь умер и похоронен Николай Михайлович Пржевальский – знаменитый путешественник и исследователь, в жизни и деятельности которого я нахожу немало общего с самим собою.

Каракольский же деревянный Свято-Троицкий собор является старейшим из ныне действующих православных храмов Кыргызстанской епархии. Его предшественник – церковь из обожженного кирпича, построенная в 1876 году – была разрушена через 11 лет сильным землетрясением. Нынешний собор возвели в 1895 году, позже он подвергся достройке. Стены здания сложены из деревянных брусьев и снаружи обшиты досками. Фасад украшают деревянные порезки на карнизе, фронтонах и наличниках. В 1989 году собор реставрировался, и сегодня это - пятиглавая церковь с колокольней и обширной храмовой территорией. В советские годы в здании находилась детская спортивная школа, в 1990-х годах церковь вернули православным. Рядом с храмом растет яблоневый сад с очень вкусными и сладкими яблоками.

Получив благословение настоятеля собора отца Сергия, остановился на два дня в приходской гостинице. И в один из этих дней направился пешком в поселок Пристань-Пржевальск (10 километров от Каракола) на могилу Николая Пржевальского. По словам отца Сергия, за два дня до моего приезда исполнилось ровно 125 лет со дня смерти Пржевальского, и в этот день на его могиле служилась панихида. Здесь, на могиле великого путешественника, я провел более двух часов и написал нижеследующий литературный этюд, который войдет в мою будущую книгу.

НА МОГИЛЕ ПРЖЕВАЛЬСКОГО

Я давно хотел побывать на могиле этого человека. Великого путешественника, первого исследователя Центральной Азии Николая Михайловича Пржевальского.

Высокий берег озера Иссык-Куль. Величественный памятник из больших глыб тяньшаньского гранита. На его вершине бронзовый орел – выражение ума, силы и бесстрашия. Под когтями орла - карта Азии на бронзовом листе, в клюве - оливковая ветвь, эмблема мирных завоеваний науки. Ниже орла на граните – большой православный крест.

Имя Пржевальского стало синонимом бесстрашия и энергии в борьбе с природой и людьми. И символом беззаветной преданности науке. Он отправлялся в многолетние и опасные странствия по необозримым протяжениям неизведанных доселе стран. Он знал толк в спутниках и тяготился комфортом сытой жизни. Был закоренелым холостяком, любил и ценил одиночество. Никогда не боялся сказать правду о пороках общества своего времени.

Он был счастлив, сидя на высоких горных вершинах. Видел грандиозную красоту природы. Он первым из европейских путешественников достиг Северного Тибета, он охватил своими походами громадное пространство в шесть миллионов квадратных километров.

"Похороните меня непременно на Иссык-Куле, на красивом берегу. Надпись сделайте простую: "Путешественник Пржевальский". Положите в гроб в моей экспедиционной одежде… Не анатомируйте меня…" Таким было его завещание. Он умер в 49 лет. Выпил воды из арыка и заболел брюшным тифом. Он нисколько не боялся смерти, и несколько раз стоял лицом к лицу с ней.

Я приехал в город, носивший ранее его имя, по пути в Китай. Я хочу пройти его маршрутами, увидеть Такла-Макан и Тибет, Гоби и Желтую реку. Пронести на груди, как и он, православный крест. И открыть для себя то, что 130 лет назад открыл для всего человечества он.

Я давно хотел побывать на могиле этого человека. Великого путешественника Николая Михайловича Пржевальского…

PSТаким получилось мое путешествие по берегам Иссык-Куля. Имея открытую китайскую визу, я надеюсь получить в Бишкеке еще и визу Афганистана (этот вопрос решится в понедельник, 4 ноября). Если появится возможность посылать о себе какие-то весточки из этих стран, буду это делать. Молитесь за меня. Александр (из Бишкека)"

Фото:

5046 - озеро Иссык-Куль

5047 - Тянь-Шань

5054 - купол церкви блаженной Ксении Петербуржской на фоне гор (г. Балыкчи)

5070 - Никольский храм (с. Ананьево)

5073 - могила преподобного Ираклия Иссык-Кульского

5075 - восстановленная монастырская часовня в Светлом Мысу

5078 - пятилетний Саша - самый младший воспитанник детского дома в Светлом Мысе, и мой рюкзак

5103, 5106, 5107 - Свято-Троицкий собор в Караколе

5123 - возле памятника Пржевальскому у его могилы

5135 - киргизская осень

3398
Фотогалерея