Особо свое выступление хотел бы обратить именно к представителям молодого поколения. Именно вы, в силу особенностей возраста, живо интересуетесь главными, мировоззренческими вопросами: "Кто я?", "Для чего я живу?", "Что будет после смерти?". На эти вопросы отвечает только религия.
Но именно в сфере религиозного поиска нас с вами проще всего обмануть. Нехватка достоверной информации, отсутствие базовых знаний в этой области делают нас легко уязвимыми. Еще один важный, но редко озвучиваемый фактор, наша религиозная всеядность. Такая ситуация, когда мы готовы читать гороскопы, медитировать, ходить к экстрасенсам, иногда ставить свечи в храме и при этом гордо именовать себя православными в чем-то хуже и страшнее прямого попадания в секту. Подобная всеядность притупляет нашу способность различать добро и зло, истину и ложь.
Здесь, в Минераловодском районе, таким заблуждением, угрожающим, прежде всего, молодому поколению стало неоязычество. Предыдущие ораторы вспомнили сегодня о замечательных датах истории нашей страны: 1025-летии Крещения Руси, 1150-летии славянской письменности. Но, несмотря на то, что уже более тысячелетия в наших жилах течет кровь православных предков, среди нас появились люди, считающие, что именно поклонение идолам делает человека истинно русским.
И здесь скрывается большой обман. Который опасен, прежде всего, для молодых людей. Дело в том, что о славянском язычестве мы знаем крайне мало. Все что есть, как правило, археологические артефакты и этнографические реконструкции большей или меньшей степени достоверности. Все современные, так называемые, "дохристианские" книги этого направления являются подделками! Что же мы реально знаем о славянском язычестве. Прежде всего то, что это не было религией целостного пантеона единого народа. Одно племя почитало Рода, другое – Мокошь, третье – Сварога, четвертое Перуна.
Летописи свидетельствуют, что князь Владимир предпринял попытку создания такого единого пантеона. Ни к чему, кроме ссор и кровавых столкновений жрецов и их сторонников это не привело. Язычество не смогло сплотить племена в единый народ. Не смогло стать объединяющей силой пространства от Новгорода до Киева.
Только Церковь создала единство веры, языка молитвы, культуры, которые оставались единственными скрепами исторической Руси на протяжении веков. Интересно, что хотя активная языческая жизнь части людей продолжалась как минимум до XIII века, до нас не дошли никакие значимые письменные следы этого сосуществования.
Вся традиция так называемого "русского двоеверия" концентрируется в фольклоре, скоморошестве, ведовстве – антиподах христианского благочестия. Это отчетливо свидетельствует о духовной природе язычества, которую отлично понимало русское общество.
Тем не менее, мы отлично знаем, что древнеславянское язычество не было чуждо человеческих жертвоприношений. Губы идолов по историческим свидетельствам окрашивались и человеческой кровью.
Получается, что к этому нас призывают современные неоязычники? Да, именно так. Их пропаганда строится на постулатах взаимной ненависти и розни. Содержит призывы к насилию и конфликту.
Православие обвиняют в слабости и бесхребетности, противопоставляя коренной вере и культуре русского народа свою готовность резать и убивать. Этот путь ведет к большой крови, и когда она прольется, никто не будет спрашивать кто язычник, кто христианин, кто мусульманин. Это русский народ уже проходил в XX веке.
Дай Бог, чтобы мы оказались в состоянии не только реагировать на вызовы, но и задумываться о будущем, предлагать перспективы духовного и нравственного воспитания молодежи.
протоиерей Михаил Самохин / из выступления на конференции "Душа по капле собирает свет", Минеральные Воды, 24 октября 2013