Философия образования должна основываться на глубинных чертах русского характера

25.10.2013
Просмотры: 1357

Российское общество переживает сейчас далеко не лучшие времена. Но, как известно, "времена не выбирают". Другого времени у нас не будет. И наше время по-своему бесценно, уникально. Оно заставляет все наше общество, а учителей особенно, искать решения в самых ответственных направлениях человеческого бытия, думать о том, какой будет судьба России, какой окажется миссия в этом быстро меняющемся мире.

Наша страна не может жить в изолированном мире. И когда-то страшные слова: наркомания, проституция, секты, криминальные сообщества и прочее – стали, к сожалению, привычными для нашей повседневной жизни. Разрушено многое. И, прежде всего, система воспитания, основанием которой должны являться духовность и нравственность. Уроки истории и обществознания могут стать одними из основных в этом направлении. Так как формирование базовых ценностей, рассмотрение таких вопросов как семья, государство, справедливость, свобода, долг, ответственность, гражданственность лежат в плоскости этих предметов. А значит перед учителями истории стоит ответственная задача не только обучения, но и воспитания духовно-нравственной личности.

 Но, прежде чем говорить на эту тему, следует определиться с понятиями. Что есть воспитание, нравственность и духовность. Владимир Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка́" дает следующее определение данным понятиям:

Нравственный – противопоставляется телесному, плотскому, духовный, душевный, относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющий общее с ним духовное начало: к умственному относится истина и ложь; к нравственному – добро и зло.

 Духовный – бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере, все относимое к душе человека, все умственные, нравственные силы его, ум и воля.

Воспитание - питание духа. Воспитать – кого-либо, вспоить и вскормить, заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, возращать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно.

Владимир Соловьев определяя сущность нравственного воспитания, отмечал, что "нравственность - систематический указатель правового пути жизненных странствий" человека. Нравственность, по его мнению, реализуется в трех переживаниях: стыд, жалость и благоговение. Они помогают человеку понять суть добра, раскрывают его негативные черты характера, подводят к пониманию любви. Любовь здесь противопоставляется эгоизму, бесстыдству и безжалостности. Любовь же, вытекающая из понимания нравственности, позволяет правильно усвоить мораль (закон, заповеди) и быть законопослушным в социальном и религиозном аспектах жизнедеятельности. Только в этом понимании, возможно приступить к нравственному воспитанию, избежав обычного морализаторства и подавления личности, которых не выносит молодежь, постоянно против этого протестуя и восставая. Мораль без любви просто не воспринимается, а как правило, отвергается.

К сожалению, эти важнейшие постулаты образования часто подменяют терминами "светская этика, культура".

Сегодня становится особо модно ругать отечественную историю, очернять ярких знаменитых личностей, священнослужителей и монархов. Мы приучаем себя, тем самым, относиться к собственной истории, народу, к стране, государству с пренебрежением.

Для учителя истории - это недопустимо. Даже самые трагические времена можно показать как пример русского характера, русской духовности.

Так, обращаясь к советскому периоду истории, часто можно услышать, что это был период арестов, голода, Гулага. Да, конечно, нам не избежать этих негативных явлений нашего общества, но необходимо приводить примеры того, как люди по-разному относились к жизненным условиям и проявляли великую любовь и смирение, особое отношение к свободе.

Подтверждением могут служить слова священноисповедника Романа (Медведя). Находясь в заключении в 30-е годы, он писал своей дочери: "Я хотел бы, чтобы ты знала и усвоила мои подлинные убеждения и свойства; примерно с 20-24 летнего возраста я сознательно уважаю и ценю всякого человека, и всю жизнь боялся сделать кого-либо своим рабом, и внешне и внутренне, боясь кому-либо причинить боль, насилие.

Дерзаю сказать, что я любил свою свободу, никогда и никому не делался рабом, а посему, думаю, и ценю свободу других: пусть живут по своему уму и по своей совести, и стараюсь никого не обсуждать… лучше уйти в сторону…

Я могу молчать, научился много терпеть и претерпевать, но, невзирая ни на что, я в своей глубине все тот же, люблю свою свободу, лелею и свободу других; предпочитаю разделение свободных – единению рабов… Почитаю нужным прибавить, что я сознательно склонил свою голову, сердце и всю жизнь перед Вечною Истиною Правдою. И они дороже для меня и меня самого, и всего мира…".

Разве мог написать такие слова сломленный человек? Нет! А человек не становится рабом до тех пор, пока его дух, его стержень крепки! Пока он любит!

Эту тему можно развить и на уроках обществознания.

Стремление к свободе порой приводит к гибели многовековых устоев, а затем и самого государства. Вспомните, как в России студенты ХIХ века отстранялись от христианских традиций своих отцов. Чем все закончилась? Агрессией, террором, революцией, вседозволенностью, гражданской войной, когда брат шел на брата. Разве наши деды в результате получили свободу? По-моему, совсем наоборот, стали рабами различных страстей, одной из которых, была страсть добычи власти любыми средствами и методами.

Плоды этого явления мы пожинаем и сегодня. Всем известно, что свободным человек может быть только в рамках определенных правил, законов, заповедей. Ведь свобода – это не вседозволенность, а жизнь по законам морали и нравственности.

Мы можем ощутить свободу в полной мере только тогда, когда освободимся от страстей: корысти, распущенности, озлобленности, жадности. Вот еще один пример. На уроках обществознания, когда мы обсуждаем вопросы социальной несправедливости, учащиеся часто задают вопрос: "разве плохо быть богатым?". " Конечно, нет" - говорю им я. Важно то, как вы добиваетесь своего богатства, как вы используете его, умеете ли вы быть милосердными, занимаетесь ли благотворительностью. "А разве хорошо быть бедным?" - спрашиваю я у них в ответ. Мы вспоминаем беднейшее крестьянство и кулаков. А еще притчу, о том, как злой и ленивый бедняк из зависти и вредности ежедневно поливал помоями сад богача, прятался и наблюдал как тот смиренно и молча, убирал все это. И когда однажды бедняк, приготовив ведра с помоями, не успел их вылить, богач очистил ведра, собрал самые лучшие яблоки у себя в саду и, наполнив ими ведра, отнес бедняку. Тот в недоумении спросил, почему сосед так поступил? На что богач ответил, что каждый делится тем, чем богат!

Я думаю, что такая история, как и другие притчи, помогут многому научить ребят, во всяком случае, заставят их задуматься над своими и чужими поступками.

На уроках обществознания часто поднимаются и другие жизненные вопросы. Например, отношение к труду. И здесь стоит вспомнить, например, притчу о 3-х строителях, которые, строя храм относились к своему труду совсем по-разному.

Еще одна страничка – это героизм. Сегодня мы готовимся к 200-летию Отечественной войны 1812г. Сколько ярчайших примеров самопожертвования, силы духа, любви к своему народу и стране можно увидеть при изучении данного этапа русской истории .

Мне в работе над этой темой очень помогает сайт pravolimp.ruЗдесь и конкурсы, и олимпиады в необычной форме, которые очень нравятся учащимся.

Но надо помнить и о том, что мы живем в многонациональном и поликонфессиональном обществе, крае. Поэтому нельзя забывать и о чувствах ребят из других конфессий. У нас стали традиционными олимпиады не только по православию, но и по основам культуры ислама. В этом году в унисон с тематикой олимпиады по основам православной культуры (предложенной сайтом pravolimp.ru), мы в задания олимпиады по основам исламской культуры включили вопросы Отечественной войны 1812г. Это вызвало у учащихся – мусульман потребность при подготовке узнать, почему при царе Александре I, был один их лучших его генералов Александр Чеченский. Как рука об руку воевали за Отечество люди разных народов и религий (башкиры и русские, татары и грузины, украинцы и чеченцы и др.), принимали благодать исцеления и благословения православными святынями.

Конечно, у нас не все так гладко. Мы прекрасно осознаем, что сегодня искры национализма грозят перерасти в костер. И нам на уроках задают провокационные вопросы. И вот тут нельзя молчать, уходить от темы, а наоборот, необходимо вскрывать этот больной вопрос, активно, искренне демонстрируя свою четкую позицию. Помощью учителю могут послужить примеры легендарных личностей Хаджи-Мурата, имама Шамиля и др. На их примерах надо показывать, что сила малых народов, мощь многонационального государства в силе его государствообразующего народа, в уважении и поддержке друг друга. Сегодня так важно привести ребят к пониманию того, что наше могущество и державность в единстве. Как это было в лихие периоды войн, например, Отечественных войн 1812г. и 1941-1945гг. В те суровые годы все народы, независимо от национальности и вероисповедания, сплотились для спасения Отечества. Все ясно осознавали: народов много – Отечество одно. В современных условиях необходимо чтобы дети не только поняли, а прочувствовали значимость единения.

Россия держится на основных базовых ценностях и идеалах. Это понимали все: от простого крестьянина до царя. Ребенку с детства внушались такие понятия как долг, ответственность перед страной и семьей. Жена при венчании фактически приносила присягу на верность супругу перед Богом, а он на верность Отечества и супруге, и предать, даже перед лицом смерти, их нельзя ни женщине, ни мужчине.

Известный документ — завещание Александра Третьего своего сыну: "Береги семью — она основа любого государства". Разваливается семья – разваливается государство. Крепкая семья – значит с государством трудно сладить. Надо восстановить государство? Следовательно, надо восстанавливать семью.

 Как важно осмыслить эти слова сегодня!

Темы, поднимаемые на уроках истории и обществознания, тесно связаны со всей жизнью человека, общества, государства. И не только жизнью, так как именно вопрос смерти заставляет задуматься о смысле жизни, греховности. Эти и другие подобные вопросы очень часто задают ребята на уроках.

Главное, чему мы должны учить и воспитывать– это дух, стержень, который позволит не только противостоять всем негативным проявлениям современного мира, но и выставлять правильные ориентиры человека.

Говоря о прошлом, нам нужно помнить, сколько доброго, нужного и прекрасного было сделано в России в различных областях экономического, культурного и государственного строительства, что вывело наше Отечество в ряд самых передовых стран мира по образованию, науке, технике и целому ряду других областей. Нельзя забывать и о том, что все, чем мы владеем сегодня, принадлежит трудам предыдущих поколений.

Современному учителю нужно говорить честно обо всех страницах нашей истории, помнить, что только необходимая полнота сведений дает понимание ИСТИНЫ и помогает верно ориентироваться в мире.

Закончить свое выступление позвольте словами Кривошеева В.Ф.: "Ценность России, прежде всего, в оригинальном взгляде на мир, нестандартном мироощущении, наконец, в интеллекте, неизбежно оторванном от практического внедрения...Условием национальной конкурентоспособности России является ее высокая интеллектуализация и духовность. Россия сегодня может выжить только будучи умной и решая сложные задачи. Интеллект можно воспроизводить только при высоком уровне образования. Для осуществления прорыва России "на всех фронтах" необходимо не просто сохранить, но и развить, приумножить национальные особенности российской системы образования.

Философия образования должна основываться на глубинных чертах русского характера. В противном случае становится непонятно, какой народ мы собираемся образовывать и воспитывать, просвещать, чей исторический, культурный и духовный опыт хотим передать нашим детям, чьи идеалы собираемся предлагать в качестве ценностей и жизненных ориентиров? Необходимо, чтобы в процессе образования и воспитания дети могли ответить на главный вопрос: в чем смысл бытия?".

Ирина Мазанова, учитель истории и обществознания МОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 2 города-курорта Кисловодска

1357