Кто и зачем поступает в монастыри

24.10.2013
Просмотры: 2376

В последнее время стало актуальным обсуждение проектов на богословских порталах и на приходах всех епархий Русской Православной Церкви, которые должны стать важными элементами церковной жизни. Современные технологии позволяют охватить значительное число верующих, пользующихся интернетом, для того, чтобы епископы, священники, диаконы и миряне смогли дать свою оценку подготавливаемых к утверждению документов. Для тех, кто не пользуется интернетом, организованы встречи, за которыми и миряне могут высказать свое мнение.

Одним из таких проектов, который уже много времени разрабатывался и был представлен на обсуждение, стал проект "Положения о монастырях и монашествующих", а в сентябре этого года состоялась главная встреча по этому вопросу в стенах Троице-Сергиевой Лавре, в малом актовом зале Московской Православной Духовной Академии. Значительное число монашествующих из разных стран прибыли, чтобы поделиться своим опытом построения современной монашеской жизни и участвовать в обсуждении.

В Пятигорской и Черкесской епархии также готовится большая расширенная встреча в рамках третьих Епархиальных образовательных чтений, посвященных юбилею со дня рождения Преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, на которой, в частности, будет обсуждаться тематика святоотеческой традиции современной жизни монашества, построения духовной жизни в обители и молитве.

Одним из важных вопросов бытия монастыря является принятие в обитель лиц, желающих со временем принять постриг.

Один из пунктов проекта ("а" - поступление в монастырь) коротко оговаривает правила. Но это вопрос не технический. Часто в монастыри обращаются люди не для того, чтобы принять обеты. Учитывая это обстоятельство, необходимо четко регламентировать сроки их пребывания, а возможно внести и некоторые дополнения.

Некоторые люди воспринимают монастырь, как место удаления от житейских проблем, место временного, а иногда и постоянного убежища. Порой, не обладая даже минимальными знаниями о православии, такие люди заявляют о своем желании поступить в монастырь, что становится проблемой для остальных насельников.

Эта проблема особенно актуальна для небольших монастырей, когда жизнь каждого насельника - инока, монаха или же священнослужителя видна как на ладони.

Монастыри сталкиваются и с проблемой принятия лиц отбывавших срок за различные преступления.

Возникает вопрос: как правильно поступить в ситуации, когда человеку необходима помощь, и в тоже время не привнести в сложившийся уклад нарушение безопасности в непростое время.

Проект оговаривает условия и процедуру поступления в обитель лиц, желающих принять постриг: наличие характеристики, документов; оговаривает и причины, по которым невозможно поступить в монастырь. Но как быть с теми, кто по всем видимым причинам не сможет даже со временем сделать серьезные шаги в своей жизни, кто заведомо собирается лишь временно пребывать в стенах монастыря?

Следующий пункт проекта сразу переходит к вопросу о сроках пострига, хотя правильно было бы выделить особый пункт, в котором оговаривалось бы так называемое трудничество без дальнейшего пострига, когда поступивший в обитель заранее оповещен, в силу определенных обстоятельств, о невозможности принятия пострига, но исполняя послушания и правила Устава, может оставаться для дальнейшего несения послушаний.

Для подтверждения вышесказанного можно привести примеры из жизни ранее осужденных людей, которые неоднократно обращались в монастыри с одной лишь целью - найти убежище от внешних тревог, совершенно не понимая основного смысла и назначения места молитвы и духовного роста.

Первым этапом становится неправильная информация о монастыре как месте, где можно укрыться, утолить голод и жажду на продолжительное время.

И здесь, памятуя о важной социальной роли монастырей, необходимо указать правильный путь, найти нужные слова поддержки и утешения, не дать разрастись тяжелым мукам и ранам, нанесенных в житейских бурях.

Пример покаяния разбойника благоразумного - это пример возможности дать человеку время на исправление, дать возможность проявить чувство ответственности, а самое главное - научить собственным примером молитве и благочестию.

Вторым этапом становится прибытие в саму обитель, разговор с духовником и игуменом, когда решается судьба просившего о помощи. Некоторые монастыри практикуют временное пребывание таких людей, с целью присмотреться, дать передышку, глоток воды, чтобы понять, как дальше следует поступить. И здесь важно особо обратить внимание на подобную проблему, дабы, руководствуясь правилами и нормами, не погубить человеческую душу.

Этот непростой вопрос не был внесен в проект, а лишь поверхностно прописан, а, возможно, среди страждущих людей найдутся и те, кто сделает решительный шаг, кардинально пересмотрев свою жизнь, и со временем примет постриг.

У каждого человека своя причина поступления в обитель и необходимо подойти к разрешению подобных проблем не просто, руководствуясь пунктами прописанных в Уставе.

Изначально, своим трудом и усердием, за годы пребывания, простые люди, казалось бы, не призванные к высокому монашескому служению, становятся примером для новопоступающих.

Разработка и обсуждение проекта "Положения о монастырях и монашествующих" - это новый и современный этап развития жизнедеятельности Церкви, такое обсуждение дает возможность реально вносить поправки, чтобы каждая тема была изучена со всех сторон, был услышан голос всей Церкви.

иеромонах Елевферий (Казаков), благочинный Успенского Второ-Афонского Бештаугорского мужского монастыря

2376