Государственно-конфессиональный диалог и сотрудничество в области образования

23.10.2013
Просмотры: 2118

Участие религиозных объединений, а также различных конфессий в образовательном процессе общества представляет собой наиболее значимый показатель развития потенциала государства в области формирования конструктивного сотрудничества с религиозными организациями, что, в свою очередь, является отражением свободы вероисповедания как отдельных индивидуумов, так и целых сообществ, а также права на образование и информацию в области религии и теологии. Не возникает никаких сомнений в том, что данная область будет и в дальнейшем одной из самых чувствительных с точки зрения реакции со стороны государственно-религиозных систем стран ЕС, вместе с деятельностью священников в вооруженных силах, медицинских и социальных учреждениях, а также остальных сферах общественной жизни.

Рассмотрим некоторые из систем, которые, с одной стороны, могут служить положительным примером, но, с другой стороны, не всегда применимы в иных социальных ситуациях.

К наиболее часто упоминаемым в связи с государственно-религиозными отношениями европейским государствам без сомнения можно отнести Францию. В силу принятого в 1905 году закона об отделении церкви от государства Францию нередко называют светским государством. В этом «переломном» законе был установлен нейтралитет государства (laicité). Декларированный в нем принцип свободы вероисповедания и расширение свободы совести возлагает на государство и определенные позитивные обязанности. Религиозное обучение является неотъемлемой частью общегосударственной системы образования. Благодаря закону Loi Debré, принятому в 1951 году, образование, полученное в частных учебных заведениях, будь церковных, или светских, является общепризнанным, а частные школы могут заключать договора с государством. Речь идет о контрактах, на основании которых заработную плату учителям выплачивает государство, а учебные заведения получают государственные субсидии на обеспечение своей жизнедеятельности. В церковных школах, естественно, изучаются религиозные дисциплины, при этом, однако, для всех них без исключения действует зафиксированный в договоре принцип равного отношения к учащимся вне зависимости от их вероисповедания.

Государственная система образования является светской, неконфессиональной. Согласно школьному закону 1882 года в государственных начальных школах не учатся помимо воскресного дня еще один день в неделю, с тем, чтобы позволить родителям, если они того желают, дать своим детям религиозное образование за пределами школьного заведения (где изучение религиозных дисциплин запрещено). В средних школах, согласно закону 1905 года и его последующих редакций, принятых в 1960 году, по просьбе родителей может действовать служба школьных капелланов, функционирование которых субсидируется за счет средств местной епархии или родителей учащихся. Вместо богословия и религиозной этики в церковных школах в государственных школах преподается светская этика и обществоведение.

В Эльзасе и Лотарингии сохранен в силе школьный статут, включающий в учебное расписание светских начальных и средних школ предметы обучения религии, работа преподавателей которых оплачивается за счет средств государственного бюджета. Родители могут свободно выбирать, будет ли их ребенок изучать религию или нет.

Все государственные высшие учебные заведения - светские. Вместе с тем в стране существует также система независимого высшего образования , которой запрещено называть себя „университетской“, и дипломы которой не являются государственными. Начиная с 1970 года, происходит постепенное развитие системы договорных отношений между государственными и негосударственными учебными заведениями данного вида, в ходе которого создаются экзаменационные комиссии, позволяющие студентам частных школ сдавать экзамены в государственных образовательных учреждениях и получать, таким образом, дипломы как в государственном, так и в негосударственном вузе.

Прямо противоположным является пример Финляндии, где частная система образования не настолько развита. Поэтому обязанность по предоставлению обязательного среднего образования несут, в основном, государственные учебные заведения, дающие наиболее качественное образование. Преподавание основ религии в Финляндии включено в учебную программу начальных и средних школ. Все учащиеся этих школ имеют право на религиозное обучение в рамках их конфесии, реализацию которого, а также финансирование обеспечивают сами учебные заведения. Учащиеся, не относящиеся ни к какой религиозной конфессии, получают „философское“ образование. Финские высшие учебные заведения финансируются за счет средств государственного бюджета, среди них и два факультета теологии, один из которых действует в Хельсинском университете, а второй – в университете города Äbo . Кроме того, в Финляндии существует Институт православной теологии при университете Йоэнсуу. Из вышесказанного можно сделать вывод, что лютеранская и православная церкви в Финляндии обладают особенным статусом, их правовое положение регулируется законами, принимаемыми парламентом страны, что позволяет утверждать о наличии двух государственных церквей, которые кроме прочих прав обладают еще и правом на взимание налогов со своих членов посредством государственных институтов.

В Германии же большинство частных школ принадлежит церкви и различным религиозным объединениям. Многие из них признаны государством и предлагают тот же уровень образовательного стандарта, что и государственные. Вся система образования находится под контролем государства, причем частные школы составляют лишь небольшую ее часть. Частные учебные заведения находятся на полном попечении государства, точно также как и церковные школы или частные детские сады . В соответствии с Конституцией религиозное занятие в общественных школах — за исключением свободных по убеждениям школ — является обязательным предметом. Обучение основам религии проходит в соответствии с богословскими традициями при наличии контроля со стороны государства. О получении детьми религиозного образования решают их родители или законные представители. При решении вопроса о религиозном обучении детей старше 12 лет обязательно учитывается мнение ребенка. Ребенок, достигший 14 лет, сам вправе принимать подобное решение. В случае наличия необходимого количества учащихся одного и того же вероисповедания , государственные школы обязаны включить в свою школьную программу изучение основ соответствующей религии. Право на это дано родителям и детям Конституцией страны.

В состав большинства государственных высших учебных заведений входят факультеты теологии конкретных конфессий. Согласно договорам, заключенным с государством, церкви имеют право принимать участие в подборе преподавательского персонала кафедр, составлении учебных программ и подготовке экзаменационных вопросов. Преподаватели теологических факультетов имеют статус государственных служащих. Для преподавателей католической религии необходимо наличие missio canonica, для остальных конфессий - мандат соответствующей церкви.

В Греции доминирующей является греческая православная церковь. Обучение основам религии в начальных и средних школах проводится в соответствии с ее традициями. Религия в начальных школах преподается выпускниками педагогических институтов, в гимназиях – выпускниками теологических факультетов. Преподаватели обеих категорий имеют статус государственных служащих, а зарплату им выплачивает государство. Разрешения церкви для осуществления подобной образовательной деятельности не требуется. Учащиеся иного вероисповедания от уроков православной веры освобождены.

Церкви и религиозные объединения имеют право открывать собственные школы. Кроме того, в Западной Фракии действуют государственные школы для мусульманского меньшинства, а также духовная мусульманская академия, готовящая будущих преподавателей богословия.

Система начального и среднего образования в Ирландии базируется, прежде всего, на конфессиональной основе и в значительной степени финансируется за счет государственных средств. Конституция страны гласит: «Государство должно обеспечить бесплатное начальное образование и должно стремиться дополнить и оказать разумную помощь частным и общественным образовательным инициативам и, когда этого требует общественное благо, предоставлять другие возможности и учреждения, учитывая при этом права родителей, особенно в вопросах религиозного и морального воспитания». Большинство начальных школ Ирландии является частными. Государство оплачивает 75 процентов расходов, затраченных на создание школ, и 80 процентов расходов на их текущую деятельность, включая зарплату преподавателей. Оставшаяся часть расходов покрывается учредителями школы, которыми, как правило, являются либо религиозными организациями, или группами родителей, объединившихся, в большинстве своем, на религиозных началах. Поэтому открытие школ для религиозных меньшинств зависит от демографической ситуации. Если поблизости от места проживания ребенка нет школы, предоставляющей возможность обучения исповедуемой им религии, то независимая система школьных перевозок поможет ему добраться до ближайшего образовательного учреждения, где основы данной конфессии включены в учебную программу. Уроки богословия включены в школьный план наравне с остальными светскими предметами, а надзор за процессом обучения осуществляют соответствующие церковные органы.

Среднее образование обеспечивается различными учреждениями, большинство из которых являются религиозными. Большая часть из них принадлежит римско-католическим монашеским орденам, некоторые связаны с протестантскими конфессиями. В Дублине находится единственная еврейская средняя школа. Практически все они финансируются государством. Что касается римско-католических школ, то основной механизм финансирования (кроме оплаты труда и затрат на строительство) представляет собой дотации, исчисляемые в зависимости от количества студентов; в случае с протестантскими школами государство выплачивает единовременную субсидию межцерковному Комитету по среднему образованию, который ее распределяет. Эти средства могут быть использованы также для выплат стипендий студентам, вынужденным посещать школы-интернаты.

В конституции Нидерландов говорится, что государственное образование должно предоставляться в духе уважения к религии или верованию каждого. Обучение основам религии осуществляется в государственных образовательных учреждениях и является добровольным. Церкви имеют право учреждать школы, финансируемые государством, при условии, что они будут отвечать определенным образовательным стандартам. Частные (конфессиональные) школы могут устанавливать специальные правила для своего персонала, связанные с лояльным отношением к различным конфессиональным взглядам. Прием учащихся также может осуществляться на подобном принципе.

В голландской системе высшего образования действуют как государственные, так и частные вузы. Частные университеты финансируются государством в случае, если они отвечают соответствующим образовательным стандартам. Богословские факультеты входят в состав как частных, так и государственных высших учебных заведений. Подготовка священнослужителей возложена на конфессиональные университеты.

Ключевым вопросом в сфере образования Португалии в последнее десятилетие является вопрос изучения богословия в государственных школах. В период до 1976 года, когда была принята новая конституция, обучение основам католической веры и морали в государственных школах было обязательным. С момента принятия новой конституции центр тяжести дискуссии сместился в сторону обсуждения вопроса о том, может ли государство позволить преподавание католического учения в государственных школах. В 1987 году Конституционный суд вынес в данном отношении утвердительное решение , заявив, что разрешение религиозных занятий в школах не противоречит конституционным принципам отделения и светскому характеру обучения в государственных школах. Суд также подчеркнул, что государство обязано создать реальные условия для обеспечения религиозного образования в государственных школах, а также то, что подобное обучение должно быть для всех добровольным. Решение об этом за детей, не достигших 16 лет, принимают родители. Ответственность за разработку учебного плана и подбор преподавателей, финансируемых государством, несут конфессии. Необходимое минимальное количество учащихся – 10 человек. Кроме католиков, эту возможность используют также бахаи и лютеране.

Позже разгорелся следующий спор, сутью которого был вопрос о том, должно ли преподавание богословия в государственных школах быть организовано самими школами. В данном случае в своем постановлении 1993 года Конституционный суд ответил отрицательно. Борьба за присутствие в школе в Португалии продолжается до сих пор, вызывая все новые и новые дискуссии в среде профессионалов.

В Бельгии около 60 процентов детей посещает школы, учрежденные католической церковью. Остальные конфессии точно также участвуют в образовательной деятельности. Кроме того, в стране существует сеть государственных школ, отличительной особенностью которой является то, что голландская, французская и немецкая общины в Бельгии имеют свои собственные школы. Лишь одно их объединяет - это ст. 24 Конституции, гарантирующая защиту всех идеологических взглядов в сфере образования. В ней также говорится, что община гарантирует родителям свободу выбора и организует нейтральное обучение (неконфессионное). Государственные школы обязаны предложить учащимся на выбор между изучением одной из признанных религий и изучением нерелигиозной этики, финансированным в равной степени. Проблемы настали с занятиями по нерелигиозной этике, которые были подвержены критике родителей как нежелательная поддержка идей свободомыслия. Это касалось главным образом детей, родители которых принадлежали к конфессиональным меньшинствам, религия которых в школе не изучалась. Результатом того было увеличение числа освобожденных от религиозных занятий и уроков светской этики. На университетском уровне не существует внутренней связи между государственными университетами и исследованиями в области теологии. Наоборот, существуют католические университеты , предлагающие кроме богословских наук изучение широкого спектра иных, светских предметов. Подобные университеты относятся к самым крупным и самым престижным вузам страны.

Право на преподавание религии в Словакии закреплено в Законе № 29/1984 Сб.з. О сети основных и средних школ. Преподавание религии может осуществляться регистрированными конфессиями и религиозными организациями во всех школах и школьных учреждениях, которые относятся к сети воспитательно-образовательной системы государства. Преподаватель религии в трудовых отношениях имеет одинаковые права и обязанности, как и учителя других предметов, но обязательным условием его деятельности является разрешение от собственной регистрированной конфессии или религиозной организации. Решение о религиозном воспитании детей принимают родители или их законные представители до достижения ребенком 15 летнего возраста.

Конфессии и религиозные организации с целью реализации воспитательной и образовательной деятельности имеют право создавать, управлять и пользоваться основными, средними школами, высшими учебными заведениями и школьными учреждениями в соответствии с условиями, определенными в законодательстве. Данные школы и школьные учреждения имеют те же права, что и государственные школы и школьные учреждения и являются неотъемлемой и равноценной составляющей воспитательно-образовательной системы. Словацкая Республика признает действительность документов об окончании обучения в данных школах и учреждениях в полном объеме, соответствующему обучению в государственных школах и школьных учреждениях данного типа. Т.е. документ признается равноценным государственному документу, это же касается и академических титулов и званий.

Церковные школы в Словакии начали возникать сразу же после 1989 года, но в настоящее время можно наблюдать некоторое замедление роста их количества. В области качества воспитательно-образовательного процесса они занимают ведущие места в процессе оценки качества отдельных основных предметов. Поэтому именно церковные школы и гимназии пользуются повышенной популярностью. В настоящее время в Словакии существует один католический университет, 45 церковных гимназий, 14 церковных средних профессионально-технических школ, 5 церковных средних профессионально-технических училищ, более 100 церковных основных и 20 детских дошкольных учреждений. Финансирование государства на обучение одного ученика в течение одного года такое же, как и в государственных школах.

Составной частью некоторых государственных университетов являются факультеты теологии. Прежде всего, этого факультеты римско-католической, евангелистской, православной и греко-католической теологии. Существуют также теологические институты и духовные семинарии. Обязательной предпосылкой педагогической деятельности в данных учреждениях является missio canonica или аккредитация от конфессии. Внутренние правила теологических факультетов и конфессионных вузов утверждает академический сенат после его рассмотрения в соответствующей конфессии или религиозной организации. Закон № 131/2002 Сб.з. О высших учебных заведениях определяет, какие параграфы данного закона касаются конфессионных вузов и факультетов теологии в соответствующем объеме. Это касается 22 параграфов Закона о высших учебных заведениях, которые регулируют академические права и свободу, принципы создания вузов, академическое управление и его компетенции, деятельность ректоров, деканов, правила сдачи вступительных экзаменов и правила поведения, права и обязанности студентов, преподавателей, компетенции ученого совета и совета по управлению общественного вуза.

Католическая церковь в 2000 году создала Католический университет в г. Ружомберк , который в определенном объеме финансируется государством. Ее учредителем является Конференция епископов Словакии. Католический университет имеет философский, теологический и педагогический факультеты. Кроме этого в университетских городах для студентов существуют пасторальные центры. Их правосубъектность исходит от католической церкви, остальные церкви пока что выделяют для пасторации студентов студенческих капелланов.

Для Словакии специфическими являются две правовые формы, которые подробно регулируют область религиозного воспитания и образования как область сотрудничества между государством и конфессиями. Первой такой формой является Договор между Словацкой Республикой и регистрированными конфессиями и религиозными организациями о религиозном воспитании и образовании. Данный договор был заключен между представителями одиннадцати конфессий и тремя наивысшими представителями конституционными представителями Словацкой Республики 13 мая 2004 г. Кроме права на создание различного вида школ данный договор также определяет условие о том, что Словацкая Республика не будет требовать от церковных школ, чтобы они реализовали такие воспитательные и образовательные программы, которые не соответствуют их принципам воспитания и образования. Это обстоятельство в настоящее время особенно важно при продолжающихся разногласиях в вопросах содержания и формы воспитания в области брака и семьи. На основании данного договора конфессии получили широкие права как учредители школ. Это касается назначения на должность директора или утверждения критериев для зачисления в церковные школы учеников и студентов. Конфессии имеют право на основании договоренности с Министерством образования СР создавать педагогические и катехитические центры общегосударственного значения, которым будет оказывать помощь Словацкая Республика. Данные центры должны обеспечивать профессиональное и методическое управление церковными школами, а также профессиональную подготовку педагогических и непедагогических работников церковных школ. На основании данного договора предмет религиозное воспитание преподается в основных и средних школах как один их обязательно произвольных предметов с альтернативой – этическое воспитание. Данный предмет преподается в соответствии с планами и программой, утвержденной компетентным органом в конфессии после одобрения в Министерстве образования. Создание, финансирование и дистрибуция учебников и методических материалов, предназначенных для предмета религиозное воспитание подчиняется тем же принципам, что и остальных общеобразовательных предметов. Стороны также договорились о взаимной поддержке в области научных исследований, предоставления высшего образования и воспитания на факультетах теологии, а также оказания помощи пасторальным центрам в вузах.

Вторым специфическим документом в данной области является Договор между Словацкой Республикой и Папским Престолом о католическом воспитании и образовании, который был ратифицирован 4 июня 2004 года. При заключении данного договора Словацкая Республика исходила из Конституции и действующего законодательства, а Папский Престол из документов II Ватиканского консилиума, прежде всего, из декларации Gravissimum educationis и положений канонического права. Данный договор определяет католические школы и школьные учреждения. На основании настоящего договора католическая конфессия получает права, аналогичные правам одиннадцати конфессий в выше рассматриваемом договоре. Договор закрепил право Конференции епископов Словакии создавать на основании договоренности с Министерством образования Католические педагогические и катехитические центры общегосударственного значения, которые будут финансироваться из государственного бюджета Словацкой Республики. Католические педагогические и катехитические центры посредством епархиальных управлений и конгрегаций обеспечивают профессиональное и методическое управление церковных школ, а также профессиональную подготовку и образование педагогических и непедагогических работников католических школ. Предмету католическая религия в католических школах соответствует в остальных школах предмет религиозное воспитание, если данный предмет преподает лицо, уполномоченное католической конфессией.

Словацкая Республика гарантирует родителям или законным представителям детей на основании свободы совести и религиозного исповедания и на основании прав родителей на заботу и воспитание право свободно реализовать католическое религиозное воспитание собственных или опекаемых детей. Также дает возможность в соответствии с проявлением воли родителей или законных представителей ребенка реализовать католическое религиозное воспитание в дошкольных учреждениях. Подобным образом дает возможность некатолическому религиозному воспитанию. Профессиональная и методическая подготовка учителей католической религии и предоставление методических и дидактических услуг обеспечивают католические педагогические и катехитические центры и епархиальные катехитические управления как самостоятельные правовые субъекты католической церкви. Договор также рассматривает вопрос Католического университета и определяет данный вуз как общественное высшее учебное заведение, созданное в соответствии с законодательством Словацкой Республики и канонического права. Данное учебное заведение имеет те же права, что и остальные общественные вузы в Словацкой Республике. Стороны также договорились о сотрудничестве и поддержке высшего образования, научных исследований на богословских факультетах, в теологических институтах и духовных семинариях. Договор определяет понятие вузовский пасторальный центр, как целевое учреждение католической церкви. Его деятельность основана на базе договоренности между соответствующим вышестоящим духовным католическим органом и соответствующим вузом на его академическом пространстве. Данные центры осуществляют пасторальную, духовную и образовательную деятельность студенчества в вузах. Духовную службу в вузовском пасторальном центре реализует ректор центра и его сотрудники на основании разрешения соответствующего вышестоящего церковного органа. Словацкая Республика приняла обязательство оказывать поддержку при создании вузовских пасторальных центров.

В Италии существует огромная разница между обучением католицизму и остальным конфессиям в государственных школах. Подобное обстоятельство в настоящее время широко обсуждается. Соглашение Вилла Мадама оговаривает, что время обучения католической религии в детских садах и начальной школе составляет два часа в неделю, а в старших классах - один час в неделю, причем подобное обучение финансируется за счет государства. Тот, кто не желает посещать уроки богословия, может на это время покинуть школу. Преподаватели теологии назначаются государственным управлением образования из списка лиц, предоставленного епископом. Учебная программа должна иметь nihil obstat – декларацию итальянской Епископской конференции. Шесть остальных конфессий, заключивших соглашение с государством, могут направлять своих учителей в государственные школы. В настоящее время широко дискутируется запрет так называемого смешанного религиозного обучения, происходящего в рамках изучения иного предмета. Речь идет, напр., о благословении школьных комнат, о встречах учеников с епископом по случаю пастырского визита или участии учащихся в Veni Sancte, Te Deum или иных богослужениях.

Ситуацию не только в Италии, но и на всей территории Сообщества характеризуют горячие дискуссии по поводу защиты личных сведений и необходимости принятия религии в связи с ее изучением. Предметом споров является финансирование обучения католической религии со стороны государства и отсутствие его финансовой поддержки в отношении иных конфессий. Особенно остро стоит вопрос невозможности обучения религиозным учениям конфессий, которые не заключили договор с государством.

Так, как вначале мы обратили внимание на различие религиозно-правовых систем государств – членов ЕС, так и в заключение не можем не вспомнить их общие корни, религии – иудаизм, христианство и ислам, а также два величайших столпа человеческой мысли и общественной жизни – греческую философию и римское право. Теперь основные структуры европейского законодательства о религии вполне очевидны. Во-первых, его правовая основа - это свобода вероисповедания как составляющий элемент коммунитарного права. Другие структурные принципы опираются на обязательство Европейского союза оставаться нейтральным в вопросах религии и мировоззрения, проявлять терпимость в отношении разных религий и мировоззрений, а также на обязательство равного отношения к различным религиозным объединениям. В области образования этот принцип пока что, к сожалению, довольно тяжело применим. Вместе с тем, сохранение культуры и национальной идентичности стран-членов ЕС требует особого уважения к традиционно развитым институтам гражданского церковного права этих государств , учитывающим религиозно-демографическую ситуацию и историческое развитие страны.

 Moravčíková Michaela, доктор теологии, директор Института по правовым вопросам религиозной свободы юридического факультета, Университет Трнава, (Словакия)

2118