Библейские сюжеты в воспитании школьников

15.10.2013
Просмотры: 1277

Поскольку я учитель, то моими постоянными слушателями являются дети. В школе мы общаемся с людьми в совершенно особый период их жизни, когда закладывается личность, от этих лет зависит их будущее. В подтверждение своих слов привожу Вам один пример из личной жизни. Я жил в Ставрополе, в районе ж/д вокзала, недалеко от Успенской церкви. Мы с мамой были постоянными прихожанами этого храма. Поскольку я посещал храм достаточно часто, то батюшка пригласил помогать ему за богослужением: подать кадило, вынести подсвечники, выполнять другие послушания. В день Успения Пресвятой Богородицы всегда приезжал Владыка Антоний Романовский и была архиерейская служба. Мне, ребенку, хотелось принять участие в службе, что-то делать, а отец-настоятель сказал: " Здесь и так много помощников ( там были иподиаконы, семинаристы), стань на клирос и не мешай". И мне стало очень обидно, до такой степени обидно, что когда кончилась литургия и крестный ход, я сразу ушел домой, не оставшись на трапезу. Когда пришла мама, она удивилась и спросила, в чем дело? Я честно сказал, что меня обидел батюшка и поэтому я сразу ушел. Прошло очень много лет, а я на всю жизнь запомнил ее слова: "Ах ты, своевольник!" И потом было еще сказано о том, когда служит Владыка, то батюшке не до меня и многое другое. "Придется тебе каяться", - сказала мама.

Но самое значительное для меня событие было впереди. Когда мы в следующий раз пришли в церковь, то еще на улице встретили отца Сергия, подошли под благословение, а он такой приветливый говорит: "Что-то я тебя не видел на трапезе, но за то, что ты молодец, хорошо помогаешь, я хотел сделать тебе подарок". Достает из кармана и вручает мне малюсенькую икону святого равноапостольного князя Владимира; с одной стороны, и тропарем с другой ."Уподобился еси купцу , ищущему доброго бисера, славнодержавный Владимире". Все это происходит в присутствии моей мамы. Представьте, что творилось в моей душе! Какое раскаяние! Мне сейчас много лет, я помню это событие: Вот что такое детство и правильные люди, берегущие его.

Уже давно, когда считаю это уместным, использую в воспитательных целях, библейские сюжеты, назидательные рассказы, "Жития святых". Меня давно интересовал вопрос, как святые отцы, святители относятся к воспитанию. И вот однажды нашел слова святителя Филарета (Дроздова) митрополита Московского. "Надобно наблюдать, - пишет Владыка, - чтобы истина чрезмерной строгостью не изгнала милости, и, чтобы милость, излишним снисхождением, не удалилась от истины". Эта фраза напоминает мне формулу: все предельно точно. Эта формула вполне может быть ключом ко многим жизненным, школьным ситуациям.

А ситуации эти подчас такие, что требуют каких-то неординарных решений. Заметив как-то большие проявления самомнения, самоуверенности и осуждения в ребятах, я им привел пример из Послания апостола Иуды, в котором он говорит о том, что Архистратиг Божий Михаил, борясь с сатаной, не мог сказать слова осуждения, а сказал: "Тако повелел Господь", а о его победе над дьяволом говорит уже сам Спаситель: " Видел сатану, как молнию с неба спадшего".

Каково же было мое удивление, когда через какое-то время на перемене один из спорящих ребят говорит другому: "Ну, ты и даешь, даже Архистратиг Михаил совершив подвиг не приписывает его себе, а ты: "Я написал! Тебе же очень сильно помогли написать эту статью".

Согласитесь, даже если из всех имевших уши слышать, услышали только несколько – разве этим не стоит заниматься!

Естественно, часто возникают темы веры, веры в Бога-Вседержителя. Многим знакома история Авраама, я слышал, как взрослые и ученики, говорили, ну зачем же такое страшное испытание? Я как мог отвечал : " У Авраама было доверие к Богу, он был готов не сомневаться, в том, чтобы Он ни сказал, была уверенность, неколебимая вера просто потому, что говорит Бог". Оставалось все-таки какая-то неясность. У Митрополита Антония Сурожского, ныне покойного, есть много замечательных книг и статей. В сборнике "О слышании и делании" я прочитал следующее. Я помню одну пожилую женщину, у которой умирал внучек. Я тогда был их врачом. Она мне сказала: если мой мальчик умрет, я отрекусь от Бога, потому что Он поступает с неимоверной жестокостью… Я тогда ей сказал: Елена Александровна, ведь тысячи детей умирали до этого, и Вы никогда не усомнились в Боге; в чем же дело? И она мне ответила самую, кажется, страшную вещь, которую я слыхал: Да, но это были не мои внуки, мне до них никакого дела не было!

Бог действительно испытал Авраама последним смертным испытанием, и Авраам вышел из него победоносно, во всем величии подлинного человеческого роста.

Вопросы, связанные с земной жизнью Господа Нашего Иисуса Христа, всегда были исключительно интересны.

И среди этих событий особо живой отклик находит событие о чуде Спасителя на брачном пире в Кане Галлилейской. Наши дети ( да и взрослые) любят участвовать в таких торжествах, хотя эти веселья не всегда, мягко говоря, назидательны. Мне не однажды приходилось слышать, а зачем Христос пошел на эту свадьбу? Известно, что свадьба в древнееврейском быту, составляла событие, полное радости и веселья..?

Здесь зачинался новый род, новая семья. Дети всегда почитались благословением Божиим. Они составляли украшение, венец брачного союза, самый дорогой бриллиант в его короне. Потому-то на всем свадебном торжестве лежала печать самого непринужденного, но чистого, благородного веселья. И присутствие здесь Спасителя не представляет ничего странного. Я как-то прочитал, что это может показаться странным только тем, кто смотрит на здешнюю, земную жизнь как на зло, кто хочет набросить темное покрывало на все человеческие радости. И участие Спасителя в брачном торжестве, по словам святителя Иоанна Златоуста, как нельзя прямее и естественнее вытекало из сущности его пришествия на Землю.

"Все мне позволительно, - говорит апостол Павел в Послании к коринфянам,- но не все полезно". Понятно, что брак с его счастьем и радостями должен был войти неосужденным в круг христианской жизни. Вот почему Христос-Спаситель не отклонил приглашения. Он не нашел в нем чего-либо несовместимого со своим служением (говорят святые отцы). Он идет в маленький галилейский городок Кану и своим присутствием делает здесь веселую свадьбу святым, радостным праздником жизни. "Своим появлением на свадьбе, - замечает один благочестивый писатель, - Христос-Спаситель показал, что брак – учреждение божественное и что всем брачующимся, которые зовут его, как Гостя, в свой дом и дают Ему место в своем сердце, Он оказывает помощь во всяком затруднении. Первое чудо Его освятило невинные радости и дало нам пример христианского отношения к людям. Он претворяет воду в вино, и это было еще зарей открывающейся славы Сына Божия.

Детский ум пытлив, он ждет ответы на многие вопросы. Но специфика общения с детьми состоит в том, что им постоянно надо преподносить знания достаточно эмоционально. И когда однажды возник вопрос: "Кто же такие ангелы?", я как мог объяснил, что это жители небесного, духовного мира. Они первые разумные, личностные существа, созданные Богом и что природа ангелов невещественная, бесплотная. Но я чувствовал, что не удовлетворил своим ответом вопрошавших. Что делать? Надо читать, узнавать. В следующий раз я рассказал, как однажды А.С.Пушкин, который испытывал колебания в вере, беседовал с графом Ланским. Они подвергали религии, веру самым едким и колким насмешкам. Вдруг к ним в комнату вошел молодой человек, которого Пушкин принял за знакомого Ланского, а Ланской – за знакомого Пушкина.

Незнакомец начал с ними разговор, и почти мгновенно обезоружил их своими доводами в пользу религии. Они не знали даже, что сказать, и, наконец ,объявили гостю, что совершенно переменили свои мнения.

Тогда незнакомец простился с ними и вышел. Некоторое время они молчали, наконец, разговорились, и тут выяснилось, что ни один, ни другой не знают, кто это был. Позвали прислугу, которая доложила, что в комнату никто не входил.

Пушкин и Ланской не могли не узнать в приходе своего гостя что-то сверхестественное, тем более, что гость при своем появлении внушил к себе страх, обезоруживший их. С этого времени оба гораздо осторожнее высказывали свои суждения о религии. А.С. Пушкин в своем творчестве стал обращаться к духовной поэзии. В частности, широко известное "Отцы пустынники и жены непорочны" переводит на поэтический язык великопостную молитву Ефрема Сирина.

Черкесский батюшка отец Василий Афонин в свое время написал книгу, посвященную творчеству А.С.Пушкина. Очень полезная книга, некоторые учителя-словесники нашей школы используют ее при изучении творчества А.С.Пушкина. По материалам этого сборника проведено районное мероприятие, посвященное религиозным воззрениям великого поэта.

Хотелось бы еще заметить, что детей не оставляют равнодушными слова К.Э.Циолковского, который в работе "Иная, более разряженная материя" признавал: "Всегда бесчисленный ряд почти бестелесных существ живет рядом с нами".

В современной истории, свидетелями и действующими лицами которой являемся мы, появляются новые праздники. Например, теперь в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира празднуется Крещение Руси. Личность великого князя знакома каждому школьнику, о нем повествуют все учебники истории.

Но в них достаточно одностороннее толкование личности: властолюбив, сластолюбив, но, Крестил Русь. Здесь явно нужны коррективы. И в этом нам помогает богослужебная практика. Мы говорим детям, что церковь величает святого равноапостольного князя, как "идолы поправшего и всю Российскую землю Святым Крещением просвятившего". А тем, у кого есть сомнение, как вдруг язычник стал таким, напоминаем слова из тропаря " и оттрясшаго во Святей купели слепоту душевную вкупе и телесную". И здесь было явлено действие благодати, которая и немощная врачует и оскудевающая восполняет.

Ситуация, когда не знаешь ответа на поставленный вопрос, потому что не хватает знаний, эрудиции, знакома, как мне кажется, каждому. В беседе о мытаре и фарисее встречалось суждение: мытарь всю жизнь обманывал людей, жил нечестно, а фарисей исполнял Заповеди, жертвовал на церковь, ходил в храм. И почему вдруг мытарь ушел оправданный? Или другой сюжет: правому разбойнику Спаситель говорит: "Сегодня же будешь со мной в раю". Да за каждой литургией на часах читаем "благоразумному разбойнику иже в рай". Не слишком ли для человека, который всю жизнь убивал, грабил, да и точно не исполнял заповеди. И если для батюшек все ясно, то для многих из нас серьезные затруднения. Умный человек посоветовал: "А ты читай внимательно раз, другой, третий и тогда поймешь". И в самом деле понимаешь, что правый разбойник осознает, что он получил наказание по достоинству и это говорит о том, что он видит свою греховность. Он, конечно, же точно знает, что никогда не будет в раю, а потому обращается к Спасителю: "Помяни меня егда приидеши во Царствие твое". Разбойник видит, что будет вместе с Христом повешен, но он осознает, что чтобы не случилось, Господь будет во царствии своем. Испытание смертью сделало сердце разбойника чистым, а это для Бога главное. Ведь не зря псалмопевец просит: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей", и за каждой литургией поются Заповеди Блаженства "Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят". Поэтому, наверное, вышел и мытарь оправданный, не смевший глаз поднять, а только повторяя "Боже, милостив будь мне грешному!" Не так было с фарисеем, даже благодаря Господа, он не может не показать своего высящегося тщеславия: "Боже, - стал молиться фарисей,- благодарю Тебя, что я не таков как прочие люди". Полное отсутствие смирения, умения видеть свои недостатки и слабости, обуздывать гордыню.

Есть уверенность в том, что использование религиозных сюжетов в воспитательной работе, способствует развитию в детях милосердия, ответственности, послушания, формирует в них высокие нравственные качества. Евангельские события только кажутся нам далекими, почти призрачными, а на самом деле они обращены к каждому из нас, в каждое мгновение.

В. И. Худолеев, учитель МОУ СОШ №3 станицы Советской (Государственной) Кировского района

1277