Духовно-нравственный аспект преподавания истории в школе

15.10.2013
Просмотры: 1997

Знание истории активно формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм, позволяет увидеть моральные и нравственные качества и ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро.

Понимание смысла истории зависит не только от знаний или научно-теоретических представлений самого ученого или любого человека, стремящегося к познанию истории, сколько к его религиозно-философского мировоззрения, а еще точнее, от его веры. Поэтому наука история теснейшим образом связана с религией.

Действия наших предков для современного школьника во многом будут восприниматься набором бессмысленных поступков, если не будет правильно поняты мотивы, которыми они руководствовались, а школьникам не будет понятно мировоззрение, религия, которая, в конечном итоге, определяла ценностные ориентации и действия исторических деятелей, простых людей. Вся наша история жизнеутверждающая. Несмотря на кажущееся порой поражение, наше Отечество на переломных путях развития каждый раз находит силы для преодоления внутреннего нестроения и внешней угрозы. Важно донести до учащихся религиозный смысл нашей истории, руководствуясь рядом основных принципов православного понимания истории.

Первый принцип: история есть воплощение Божественного Промысла. Следовательно, история имеет смысл и цель своего развития, а также законы развития, определяемые Божественным Промыслом, что не исключает свободы действующих субъектов.

Второй принцип: закономерности исторического развития проявляются в ходе исторической деятельности людей. Историческая деятельность людей зависит от их сознания и воли. Но всякое сознание, основанное на вере, есть религиозное сознание, имеющее разные формы выражения. Следовательно, религиозное сознание является действенным катализатором исторического развития, оказывает реальное и непосредственное влияние на развитие конкретных исторических событий.

Третий принцип: историю необходимо понимать как реализацию в действительности Божественного Промысла, в виде сложного, диалектического процесса взаимодействия сознания и бытия, общественного сознания и общественного бытия. При этом необходимо видеть ведущую роль именно духовности сознания, прежде всего, религиозного сознания в истории. Иначе говоря, деятельность человека определяется его духом и сознанием. Поэтому необходимо осуществлять поиск смыслового содержания исторической деятельности людей, т. е. отвечать не только на вопросы "как?" и "почему?", но и на главный вопрос – "зачем?". Исходя из ответов на этот вопрос – "зачем?" – мы и можем осмысливать закономерности развития, как частные, так и общие.

Школьный курс истории России десятки лет был лишен многих важных тем, упоминаний об исторических источниках, подлинных научных свидетельств. Поэтому в настоящее время и стало так легко манипулировать историей нашего прошлого, легко интерпретировать самые важные явления нашей истории, пренебрегая изучением источников по истории России.

Б.А.Успенский, говоря о восприятии истории в Древней Руси, писал: "Восприятие истории в Средние века в значительной мере определялось знакомством с библейскими текстами: происходящие или произошедшие события воспринимались как значимые постольку, поскольку они соотносились с сакральными образцами – прежде всего с библейскими событиями. Чем яснее, выразительнее было это соотнесение, тем значимее представали события; в предельных случаях могло иметь место непосредственное отождествление тех или иных событий или явлений с библейскими прообразами. Библия служила моделью восприятия мира, она задавала парадигму его прочтения: соотнесение с библейскими событиями определяло вообще достоверность, подлинность происходившего".

И.Н.Данилевский показал действие этого метода на примере текста ПВЛ, посвященного князю Святополку Окаянному, которого летописец соотносит с ветхозаветными Каином, Ламехом, Авимелехом и Антиохом. И таких примеров можно привести много. Как подчеркивал А.Ужанков, таким соотнесением истории русского и израильского народа летописцы показывали, что "нет ничего в новой истории, чего прежде бы не было в ветхозаветной. И как оценены деяния и поступки библейских персонажей, так будут оценены деяния и поступки современных летописцу князей. И, наконец, главное – любое волеизъявление человека (выбор между добром и злом) может быть оценено (и оценивается!) через Священное Писание, ибо такая оценка уже была дана ветхозаветным лицам и будет дана – на Страшном Суде – новозаветным".

В основу преподавания истории должен быть положен источниковедческий подход, согласно которому историческое образование не сводится к запоминанию имен, дат, последовательности событий и не только развивает способности обобщать и осмысливать исторические факты, но и предполагает умение анализировать исторические источники. Поэтому при изучении любой темы по истории учитель вместе с учениками отвечает на вопрос: "Откуда мы это знаем?", "Какие исторические источники донесли до нас сведения об изучаемом событии?".

На уроке учащиеся постоянно должны оказываться в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. Благодаря таким ценностно-проблемным ситуациям у ребенка активизируется познавательная деятельность. На уроке можно предложить детям "перенестись" назад и предложить свое развитие событий. Например, прежде чем изучать эпоху Ивана IV или Петра I, обсудить с учащимися вопросы:

• как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, но привела эту страну к Смуте?

• как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами?

Воспитание историей, на мой взгляд, заключается в представлении ученику реальных возможностей примерять на себе исторические роли. Ярким примером для детей служат тексты исторических документов, древнерусские летописи, сказания. Например, описание русского князя Владимира Великого. Каким страшным язычником он видится окружающим его людям, и совершенно противоположным человеком после принятия христианства. Князь Святослав "В повести временных лет" предстает идеальным мужем, храбрым воином, а в описании Льва Диакона, византийского историка, он дан как грубый варвар. Анализ подобных фактов заставляет учащихся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений. Хочется подчеркнуть, что само присутствие в исторических текстах оценочных суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны примерять на себя исторические роли, а с другой – войти в круг тех, кто эти роли оценивает. Глубокую духовно-нравственную нагрузку несет в себе "Поучение детям" Владимира Мономаха.

История как предмет школьной программы несет в себе богатый воспитывающий потенциал. Через знакомство с историей нашей страны или историей других государств и народов, учащиеся приобщаются к примерам нравственного подвига людей, достижениям духовной культуры, осознают нравственные законы истории, определенные Божественным Промыслом.

Одной из главных воспитательных целей изучения истории является: формирование системы духовно-нравственных качеств личности, воспитание достойного гражданина России, патриота своего Отечества, имеющего духовно-нравственную опору и ценностные ориентиры в контексте родной культуры.

Композиционный подход в преподавании истории позволяет ввести в педагогический процесс в качестве важного исторического источника по изучению местной истории предание. Оно многоуровнево (во временном (прошлое, настоящее, будущее, вечность) и пространственном (личное предание, предание семьи, рода, местного сообщества, народа, "национальная идея"), многообразно по форме (летопись, герб, фольклор, особенности местного градостроительства и иконописания).

Подводя итог вышеизложенному, отмечу, что уроки истории имеют широкие возможности для нравственного воспитания. Необходимо наиболее полно реализовать их, постоянно заострять внимание детей на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днем.

протоиерей Димитрий Бабенко

1997