из книги: Пищулина В.В. Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья. — Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006
Интенсификация христианизации Аварии (Сарира) в X—XIV вв. хорошо иллюстрирована данными письменных источников. У Ибн Руста в "Книге драгоценных камней" (написано около 912 г.) отмечается, что "все обитатели крепости — христиане, а все остальные жители страны — язычники", по приписке от 1310 г. к Евангелию, принадлежащему Л.А. Магалашвили, на территории Дагестана во времена царствования Георгия Блистательного и святейшего патриарха Грузии Еквтимэ существовало нескольких епархий (Анцухская, Цахурская и Хунзахская). Следует отметить и упоминание "хундзского каталикоса Окропири" в синодике XV в. одного из грузинских монастырей на Синае, в котором отмечается существование в Дагестане митрополии Грузинской Православной Церкви. По предположению Г. Гамбашидзе, инициатором новой волны христианизации Аварии в X в. выступает Кахетия.
Основная масса церквей, построенных в этот период, была сосредоточена на Хунзахском плато. По своему пространственному расположению Хунзахское плато выделяется в Аварии, во-первых, пересекающими его дорогами, связывающими на юго-западе — с Грузией и Азербайджаном, на северо-западе — с Чечней, на востоке — с Прикаспийскими районами Дагестана, во-вторых, стратегичностью — природной труднодоступностью и укрепленными поселками на древних дорогах. Центром является гора Акаро со множеством христианских культовых построек, покрытых черепицей, на которой найдено: большое количество культовых произведений монументальной и мелкой скульптуры местного исполнения, а также символов христианской религии — больших и малых каменных и металлических крестов, памятников эпиграфики, исполненной местными мастерами-каллиграфами; местная и импортная продукция (керамика, металл, стекло), украшения городского типа (стеклянные браслеты и кольца); кладбища городского типа (унифицированные погребения почти с каноническим христианским обрядом захоронения), керамический водопровод (зафиксированный на склонах горы Акаро и в Хунзахе), который свидетельствует о высоком уровне культуры Хунзаха уже в Х-ХI вв.
В связи с этим существуют все основания утверждать, что столица упоминаемого в арабских источниках раннесредневекового (VI—XI вв.) царства ас-Сарир (занимавшего центральную и западную части территории теперешнего Дагестана, населенные аварцами), называемом в историко-географическом труде Масуди — "Россыпи золота", законченного в 943 г., находилась в юго-восточной части Хунзахского плато, на месте теперешнего селения Хунзах. Упоминающуюся же у Ибн Руста, в его "Книге драгоценных камней" (Ибн Руста использовал данные анонима, побывавшего в ас-Сарире), "Царскую крепость, стоящую на вершине горы, которая имеет площадь 4x4 фарсаха и окружена каменной стеной" 132; 33, с. 48], по фортификационным материалам и данным археологических раскопок можно локализовать на возвышающейся над Хунзахским плато горе Акаро.
На горе Акаро, возвышающейся над Хунзахским плато (2500 м над уровнем моря), Дагестанской археологической экспедицией 1976 г. было обнаружено здание христианского средневекового комплекса, в составе которого обнаружены остатки христианского храма X—XIV вв. Результаты раскопок были опубликованы Г. Гамбашидзе. Здание ориентировано алтарной частью храма на северо-восток, внешний обмер — 17,03 х 7,69 м), построено на скалистом материке, материал стен — слегка обработанные камни и туфовые квадры на земляном растворе, снаружи и внутри здание было оштукатурено. В восточной части здания находилась "зальная" однонефная церковь (внешний обмер - 6,84 х 5,18 м), с вписанной в восточную стену подковообразной апсидой, которая возвышалась над залом ступенью. Четырехугольный каменный престол пристроен к восточной стене. У северной стены — остатки двухступенчатой в плане пилястры, у южной стены — одноступенчатой.
Вход в церковь был с юга или с запада, на что указывают проемы в стенах. В здании обнаружена строительная керамика. Кровля была покрыта плоской и желобчатой черепицей, иногда глазурованной. Глазурованная черепица применялась в церковном строительстве Грузии XII—XIII вв. Особое значение имеют находки фрагментов ангабированных, но почему-то не глазурованных черепиц, что дает возможность предположить их местное происхождение.
Во время археологических раскопок церкви на горе Акаро Г. Гамбашидзе было выявлено большое количество поломанных каменных крестов самых разнообразных форм и орнаментации. На большинстве из них имеются надписи мемориального содержания, исполненные древнегрузинскими шрифтами "асомтаврули" и "нусхахуцури", а также двуязычных — исполненных на грузинском и аварском языках. По своим палеографическим признакам (очертание букв и титлов в некоторых надписях "стелообразным" и "точкообразным" окончанием их краев, разделительные знаки, отделение слов друг от друга, сокращения, лигатура, влияние письма "нусхури" на "асомтаврули", смешивание букв "нусхури" в "асомтаврули", двухлинейное и четырехлинейное письмо и т. д.) надписи можно датировать X—XIII вв. Эти находки дают ценные сведения о распространенности грузинской письменности и языка, о языке богослужения, о существовании местной письменности на основе древнегрузинской графической системы.
По этим обломкам, а также по следам пожара (в алтаре и на строительных камнях) можно заключить, что кресты были поломаны, а церковь полностью разрушена. Возможно, это произошло во времена драматических событий в Хунзахе, упоминающихся в труде арабского географа XIII—XIV вв. Мухаммеда Рафи "Тарих Дагестан-намэ", или же Тамерлановских нашествий конца XIV в.
Около селения Ашитль, у древней дороги на Хунзахское плато, по правую сторону ущелья р. Тобот, Г. Гамбашидзе также выявлена христианская церковь XI—XIII вв. зального типа, ориентированная алтарем на северо-восток, внешний обмер - 11 х 6 м). Церковь была построена на склоне, на выровненной площадке. Материал стен — грубо обработанные камни, а также кирпичи на земляном растворе. В восточной части здания находится подковообразная апсида, аналогичная апсиде церкви на горе Акаро. Вход — с запада, смещен в сторону северной стены. В середине церкви воздвигнут монолитный алтарный камень. Здание также было перекрыто плоской и желобчатой черепицей.
Очень интересен находящийся недалеко от Гидатлинского общества у селения Датуна христианский храм, один из немногих сохранившихся в Дагестане. О постройке этой церкви имелись сведения у секретаря Шамиля Али Гаджи Чохеского, которые проводятся М. Алихановым-Аварским в заметке, помещенной в газете "Кавказ" в 1896 г. Согласно данным Али Гаджи, она была построена грузинами в 1363 г. Однако на основании анализа архитектурных особенностей Р.О. Шмерлинг датирует этот памятник концом X — первой половиной XI в. датирует храм Датуна Г. Я. Мовчан.
Храм находится у Аваро-Кахетинской дороги, километрах в двадцати от долины бывшей общины Гидатль. "Войдя в узкое горнило ущелья и вместе с ним сделав несколько крутых поворотов, вы вдруг сразу попадаете в большую котловину, посреди которой, на мыске, стройно высится церковь. Напротив нее, на довольно крутом склоне ущелья, расположено городище с остатками каменных стен и фундаментов построек".
Храм возвышается в скалистой теснине Хатан-Бугер-Кхол, из которой вытекает безымянная речка, впадающая в р. Аварское Койсу. Здесь речка делает петлю, и мыс омывается ею с трех сторон, кроме западной. Храм производит впечатление высокой подчеркнуто устремленной ввысь постройки. Этому способствует пропорциональное построение - небольшая ширина по сравнению со значительной высотой — и почти полное отсутствие наружного декора.
Храм сложен из хорошо отшлифованного золотисто-желтого песчаника и стоит на цоколе более грубого и темного камня. Храм подробно описан В.И. Марковиным: "Западная, узкая сторона храма с входным проемом опирается на гребень скальной платформы, с севера она резко опускается к речке. Дверной проем стены имеет прямоугольную форму (2,30 х 0,86 м), в нижней части он разрушен, — выбит ногами посетителей, но некогда, очевидно, находился почти на одном уровне со скальной основой. Над дверями, расположенными строго по центру стены, устроена узкая оконная щель. В нижней части она несколько расширяется, что придает ей вид бойницы (1,2 х 0,2 м). Сверху окно завершается монолитом с аркообразной выемкой. Эта стена, как и другие, сложена чередованием узких горизонтальных рядов камней. В верхней "коньковой" части стены регулярность кладки несколько сбита. Возможно, ее ремонтировали. Вся северная часть данной стены стоит на цоколе, достигающем до 3 м высоты. Здесь он образует выступ в 0,25 м ширины. Кладка цоколя более небрежна, по углам в нижней части ее видны крупные камни. С северной стороны, где скала платформы наиболее резко опускается к речке, цоколь проходит вдоль всей стены. Здесь, в ее центральной части имеется второй дверной проем, расположенный у самого края цоколя. К сожалению, проем сильно разрушен. В верхней его части сохранилась горизонтальная плита от тимпана. Размеры самого входа — 1,58 х 0,87 м. Можно думать, что северный проем в случае опасности служил для отхода молящихся в глубь ущелья. Тогда к нему должны были приставлять лестницу. Восточная, торцовая стена также стоит на цоколе. Находящаяся перед нею скальная площадка полога и сильно расширяется. Здесь могли располагаться верующие, не уместившиеся в самой церкви. В центре этой стены на высоте 1,7 м от верхнего края цоколя прорезано второе щелевидное окно, уже описанной конструкции (высота его 1,6 м). Им освещается алтарная часть храма. Чуть выше окна и почти на равном расстоянии от него и краев стены заметны круглые световые глазки, высеченные в крупных сближениях камня. Через них проникал свет в пастофории — небольшие помещения, расположенные по бокам апсиды. В пристроенной части восточной стены видны три узких проема (центральное фрагментировано, высотой до 0,6 м), напоминающие бойницы. Вполне возможно, что они имели оборонное значение. Южную стену можно обойти по кромке скалы. В ней устроен хорошо сохранившийся дверной проем с полукруглым тимпаном (размеры собственно двери — 2,5 х 1 м, высота тимпана 0,8 м). Эта дверь как бы дополняет основной, западный вход в храм. В центре стены на высоте 3,2 м от подножия скалы имеется третье щелевидное окно той же формы (высота его 0,98 м)".
По краям апсиды в толще ее стен на высоте до 2 м от уровня пола устроены специальные помещения, характерные для армянской церкви — так называемые пастофории. Северный пастофорий представляет собой узкое помещение с прямым завершением в плане и со сводчатым покрытием (2,42 х 0,6 м при высоте до 2,2 м). Оно освещалось небольшим проемом конической формы, выходящим на восточную сторону. Южный пастофорий в передней части закруглен и также имеет сводчатое покрытие (2,3 х 0,56 м при высоте до 2,2 м). Освещение его осуществляется двумя круглыми световыми отверстиями, обращенными в восточную и южную стороны. Помещение имеет неглубокую нишу и каменную полку. Назначение пастофориев до настоящего времени точно неизвестно, но они, несомненно, связаны с особенностями богослужения армянской церкви.
Интересны конструктивные особенности храма Датуна. Храм перекрыт коробовым сводом. Центральная часть здания отделяется от притвора и алтаря сильно расчлененными ребрами арок. Над ней нависает крест в виде гурта, обтекающий коробовый свод постройки. Крест занимает центральную часть потолка, ограниченную несущими ребрами арок. С внутренней стороны западная стена имеет пилястры прямоугольного сечения в центре и ребристого по бокам. В верхней части они завершаются арочными нишами с полочкой. Кладка пилястр не всегда четкая. Пилястры баз не имеют. В высоту они достигают почти 8,5 м. Южный дверной проем также обрамляют угловые пилястры, смыкающиеся с пилястрами западной стены и с несущим ребром арки центральной части. Широкая арочная ниша завершает эту конструкцию. Дверной проем относительно ее оси сбит к востоку. Описанная конструкция повторена и на глухой северной стене притвора.
Стены храма толщиной 0,9 м сложены на известковом растворе из хорошо обработанных камней песчаника. Храм сложен из тесаного камня с забутовкой отдельных пустот в кладке. Облицовка с забутовкой характерна для строительной техники Грузии начиная с IX в. Уже с VIII в. кладка каменными отесанными квад- рами почти исчезает в Грузии, но продолжает существовать в Армении.
В.И. Марковин относит храм Датуна по архитектурно-конструктивным особенностям (скрытая алтарная часть, тайнички по сторонам апсиды, скупость внешнего декора, строительная техника) к грузинским храмам, сравнивая его с храмом в Цирколи VIII в. [42]. Однако, на наш взгляд, храм Датуна по конструктивным особенностям (кладка из каменных квадров, наличие гурта над центральным объемом), а также по особенностям плана мог быть построен по армянскому образцу. План храма Датуна очень близок, например, церкви Аменапркич в Санаине, которая, правда, имеет купол, но купол имеет и грузинская церковь в Цирколи, а в храме Датуна его нет. Для армянских церквей характерно также устройство закругления в южном пастофории при прямом завершении северного. Армянская церковь имела длительное влияние на церковь Кавказской Албании, и впоследствии, после распада Албании, Армения проводила политику приобщения к христианству населения, проживающего на территории каспийского отрезка торгового пути, засылая на эту территорию миссионеров наряду с Грузией.
Представляет большой научный интерес зафиксированный в тимпане южной двери церкви селения Датуна фрагмент настенной живописи, что наряду с косвенными данными церквей Акаро и Хини (находки на них высококачественной штукатурки) дает возможность допустить существование в средневековой Аварии традиции украшать христианские церкви фресковой живописью.
В районе Хунзахского плато и в Гидатлинском обществе обнаружены памятники местной монументальной и мелкой пластики и скульптуры — рельефные каменные плиты из песчаника, возможно, от алтарных преград, каменные кресты (известняк, песчаник) самых разнообразных форм и размеров, постаменты от креста и фрагменты резьбы по дереву, предположительно от дверей.
Орнаментальные мотивы представляют собой геометрический, ленточный, растительный орнамент — пересекающие двухжелобчатые и трехжелобчатые круги, связанные между собой узелками с дырочкой в центре, стилизованные листья, пальметки, заключенные в кругах листика "плакучего" вида, елочные меняющиеся косые насечки, "гармонеобразный", "шнуровой" орнамент, солярные знаки, розетки, выбитые "пунсоном" концентрические кружочки с точкой внутри; сюжетное изображение людей, борющихся около креста-монумента, крестов и т. д. Стилистические и технические особенности — резьба высоким, а также низким рельефом, имеют аналоги среди алтарных преград, монументальной росписи, художественной резьбы по дереву и чеканки Грузии X—XI и XII—XIII вв. В то же время Г. Гамбашидзе отмечает и местные, локальные черты, что особенно выражается в схемах композиционных построений и в стилизации и упрощении исполнения отдельных орнаментальных мотивов. На основе изучения кубачинских рельефов (замковые камни арок, капители, тимпаны, обрамления окон, изготовленных из песчаника и украшенных орнаментом в виде пятилепестковой пальметки или полулиста) Г. Гамбашидзе высказывает предположение об их экспорте из Аварских районов (Гидатль—Хунзах), что, безусловно, хороший показатель развития строительного искусства в названных районах Аварии.
В Аварии выявлено множество изображений различных типов крестов ("греческий", "латинский", "георгиевский", с "вилообразными окончаниями", "лапчатый", "удлиненный лапчатый", "укороченный лапчатый" с шаровидными окончаниями, "лапчатый с процветшими и лапчатыми крестиками", комбинированный — с "треугольными и вилообразными" окончаниями, "шаровые" с цилиндрическими окончаниями и т. д.) на строительных камнях, на маленьких каменных квадрах, а также нательные металлические кресты малых и больших размеров (селения Хунзах, Акаро, Гини- чутль, Ахалчи, Чондотль, Обода, Гидатлинское общество, Гоор, Ка- хиб, Батлух, Тлонтода, Хуштада, Чох). Кресты-монументы (селения Хунзах и Кудутль) в литературе датируются XI—XIII вв., периодом распространения христианства в Аварии. Встречаются кресты ций, но и как отдельные изображения. Они имеют разнообразные формы и размеры — это "мальтийские" и "орденские" кресты, кресты "андреевские" и "херсонесского типа" и т. д.
Христианские могильники обнаружены и вблизи Хунзаха в местности Тадраал. С паспортом "из Хунзаха" в Государственном музее Грузии хранится камень с древнегрузинской надписью строительного характера. Текст ее таков: "Построили эту церковь в честь святых Костмы и Доминаамы Учададан...". Во время осмотра места строительства христианского храма в местности Тадраал обнаружены следы многочисленных кладок, обуглившиеся кусочки дерева, куски черепицы, в том числе и поливной. Черепица по технике изготовления и по форме близка найденной при раскопках христианского храма в Мингечауре. Подобная черепица больших размеров найдена при раскопках в Мцхете. На расстоянии 10—15 м от Тадраальского могильника Д.М. Атаевым в 1952 г. обнаружено три каменных креста с грузинскими и грузино-аварскими надписями. Надписи по начертанию отдельных букв характерны для X—XI вв.
Христианские кресты обнаружены и в других селениях Хунзахского района. Например, в урочище Галла, расположенном недалеко от селения Батлаич Хунзахского района, в 1950 г. найден каменный крест с древнегрузинской надписью.
В селении Гиничутль, расположенном вблизи урочища Галла, имеется древнегрузинская надпись на камне, вмонтированном в стену одного из домов. Из селения Гоцатль происходит обломок креста с высеченными на нем древнегрузинскими буквами. Надпись дана грузинскими заглавными буквами "Мгловани". В ряде селений этого же района сохранились остатки церквей. Церковь существовала, по преданию, вблизи селения Хини, что подтвердилось материалами раскопок А.С. Башкирова. Им были найдены строительные остатки, камень с вырезанным изображением креста и черепица, аналогичная найденной в Тадраале.
Около Хунзахского хутора Заи, расположенного на левом берегу Аварского Койсу, еще в начале второй половины XIX в. П.Г. Пржецелавский видел развалины христианского храма.
П. Иоселиани в 1861 г., помимо Датунского храма видел и другой храм, расположенный недалеко от него. О наличии двух христианских храмов в долине Аварского Койсу сообщает и М. Алиханов-Аварский. Второй храм, по его словам, расположен, не достигая Датуна ближе к горам, в верстах двух от берега Койсу. По всей вероятности, все три автора имеют в виду одну и ту же местность, а именно "Гаганида", к северу от хутора Заи, по направлению к горе Акаро. В 1938 г. М.И. Артамонов собрал в этом месте близ хутора Заи обломки черепицы.
В Гунибском районе в 1956 г. на Ругуджинском хуторе Унсоколо В.Г. Котович раскопал несколько погребений, одно из которых он склонен считать христианским.
Христианские кресты и могильники известны в других селениях: Чох, Гонода, Бацада, Унти, Шулани, Кванада и Тинди Цумадинского района. Имеются сведения о наличии на территории этого района, в частности в селении Хуштада, развалин христианской церкви. В Кахибском районе найдены кресты, выполненные точечным пунктиром и чашечными углублениями. Наконец, отдельные находки крестов имелись в Гумбетовском, Унцукульском и Ботлихском районах. Из Аварского округа происходит каменный штамп для просфор. В середине его имеется равноконечный крест. В каждом из четырех его секторов две грузинские буквы типа "хуцури". Прочитано имя "Иисус Христос" и слово "победа". Штамп датируется XIII в. Из Аварии происходит и другая надпись на каменном кресте, изданная А.С. Чикобава. Помимо археологических памятников и письменных источников следы христианства сохранились в аварском языке и фольклоре.
Время упрочения христианства в Аварии падает на X—XII вв., т. е. на эпоху, когда средневековая Грузия достигла вершины своего политического и культурного развития. Именно к этому периоду относится большинство христианских древностей Аварии.
Историки Б. Маллачиханов и А. Шихсаидов на основании анализа исторических документов сделали заключение о том, что столкновение мусульманства и христианства в Аварии носило ожесточенный характер в период позднего средневековья. Позиции христианства в Аварии, очевидно, были прочны и в течение всей второй половины XIII столетия. В эту эпоху при даре Дмитрии Самопожертвователе (70-е и 80-е гг. XIII в.) успешно развивали свою деятельность миссионеры вроде Пимона Салоса и Антония Новохребулидзе. Христианство сохраняло свои позиции в Аварии, видимо, и в первой трети XIV столетия. Согласно грузинским летописям в это время в землях Анцуха и Хунзаха существовали христианские церкви. В приписке XIV в. к Евангелию Магалашвили говорится о хунзахском епископе "Окропири" ("Златоусте"), который имел резиденцию в Хунзахе. Серьезный удар христианству был нанесен Тимуром, при котором аварские нуцалы становятся проводниками происламской политики. Однако и в дальнейшем были попытки возвращения к христианству, например, при царе Александре (1413—1443 гг.) из Дагестана были изгнаны арабские муллы и "страна была приведена в прежнее состояние"