Апостол и евангелист Иоанн Богослов (26 сентября / 9 октября)

08.10.2013
Просмотры: 4771

Тропарь Апостолу Иоанну Богослову

Апостол, Христом Богом возлюбленный, поспеши избавить беззащитных людей, ибо твое ходатайство принимает Принявший тебя, припавшего к Его груди. Его и моли, Богослов, чтобы Он рассеял облегающую тьму язычества, испрашивая нам мира и великой милости.

Апостольское чтение. Первое соборное послание св. ап. Иоанна 4:12–19. – 73зачало

[Братья,] Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его в нас совершенна. То, что мы пребываем в Нем и Он в нас, – мы узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус – Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.Любовь достигла в нас такого совершенства, что в день суда мы имеем уверенность; потому что каков Он, таковы и мы в этом мире. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что страх предполагает наказание. А страшащийся несовершенен в любви. Давайте же будем любить Его, потому что Он первый полюбил нас.

Евангельское чтение. Евангелие от Иоанна 19:25–27; 21:24–25. – Зачало 61

При кресте Иисуса стояли Мать Его и сестра Матери Его, Мария [жена] Клеопы, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Мать и ученика, которого Он любил, стоявшего рядом, говорит Матери Своей: "Женщина! Вот сын Твой". Потом говорит ученику: "Вот Мать твоя!" И с того часа взял ученик Ее к себе. Этот ученик и свидетельствует об этом, и написал это; и мы знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, что и самому миру не вместить тех написанных книг. Аминь.

 

АПОСТОЛ ЛЮБВИ И БОГОСЛОВИЯ

9 октября (26 сентября по старому стилю), в православном календаре значится день памяти (преставление) апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Сын палестинского рыбака Зеведея, промышлявшего на Тивериадском озере, юный Иоанн стал учеником Иоанна Крестителя, а затем одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа и одним из трех ближайших Его учеников (вместе с братом Иаковом Старшим и Петром). Более того, Иоанн – "ученик, которого любил Иисус", а потому – единственный и самый близкий Ему человек. И это неудивительно.

Евангелия повествуют, что апостолы, сочтя дело своего Учителя проигранным, в страхе разбежались из ночного Гефсиманского сада и даже не почтили последних минут Его земной жизни у Голгофы. Из них один лишь Иоанн пребывал у подножия Креста, не заботясь опасениями собственной безопасности. "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. <...> Боящийся несовершенен в любви", – напишет он позднее (I Ин 4:18) Умирающий на кресте Христос усыновил Иоанна Своей Матери Деве Марии. "И с той поры ученик взял Ее к себе", читаем в его Евангелии (Ин 19:27).

Апостол Иоанн был свидетелем преображения Господа, во время Тайной вечери "возлежал на груди Иисуса" (то есть справа от Него; отсюда понятие "наперсник") и одним из первых услышал весть о Воскресении. О его последующей жизни достоверных сведений мало. Вместе с Петром он проповедовал в пределах Палестины и, согласно преданию, жил вместе со своей названной матерью в Иерусалиме, а затем в Ефесе (на западном побережье Малой Азии, ныне Турция). Он умер здесь своей смертью глубоким старцем в начале II века, и этим знаменательно отличен от всех других апостолов, принявших насильственную смерть от гонителей. Предполагаемая гробница Иоанна в Ефесе до настоящего времени привлекает к себе паломников.

Кроме четвертого Евангелия, христианская традиция приписывает Иоанну три Соборных ("окружных") послания и Книгу Откровение (греч. Апокалипсис), которая набрасывает обобщенные мистико-символические картины завершения земной истории. Согласно одному из преданий, она была написана на полупустынном острове Патмос в Эгейском море, во время царствования императора Домициана (81–96), куда схваченный Иоанн был отправлен в ссылку. Здесь автор получил таинственное откровение о непрекращающейся в течение многих веков борьбе сил добра и зла, которая закончится сокрушительным поражением антихриста и его клевретов, преображением неба и земли и торжеством Агнца. Книга является излюбленным источником как внецерковных лжемистических умствований (нелепых астрологических выкладок "конца света"), так и арсеналом великолепных драматических сюжетов для многих прославленных художников и поэтов. Православная Церковь именует Иоанна "таинником" (у греков это слово, "мист", еще в дохристианские времена означало духовного избранника, посвященного в мистерию).

Конец жизни Иоанна Богослова окружен таинственными легендами. Относящиеся к нему слова Христа "Я хочу, чтобы он пребывал, пока приду" (Ин 21:22) дают повод предполагать, что Иоанн не умер, но чудесно сохранен для грядущего мученического подвига во времена антихриста. Представление о живущем в глубоком затворе до "последних времен" Иоанне Богослове использовано в "Трех разговорах" Владимира Соловьева. Здесь Иоанн является в образе православного епископа "старца Иоанна", чтобы обличить антихриста-императора и воссоздать заповеданное Христом вселенское единство Его Церкви вместе с папой Петром II и лютеранским профессором Паули (образы первоверховных апостолов Петра и Павла).

Византийская иконография чаще всего изображает Иоанна погруженным в мистическое созерцание старцем с огромным лбом. Апокрифические "Деяниям Иоанна Богослова" придают ему ученика Прохора, записывающего откровения под его диктовку. О последних – самых страшных и невыносимых – тайнах ангел велит Иоанну умолчать. Отсюда характерный иконографический жест – приложенный к губам старца палец, как на русской иконе XVI в. "Иоанн Богослов в молчании". Символом апостола Иоанна как евангелиста является орел.

В православной традиции Иоанн – один из трех писателей, именуемых "Богословами" (кроме него – св. Григорий Богослов, IV в., и св. Симеон Новый Богослов, X–XI в.). Поэтому он по преимуществу является покровителем изучающих христианские богословские науки.

Ю. Рубан

4771