Священномученик Дмитрий родился 1 января 1879 в городе Таганроге Донской области в семье служащего государственного банка, надворного советника. В 1894 поступил в Ставропольскую Духовную Семинарию. В 1900 выпускник семинарии Дмитрий Гливенко обвенчался с Ольгой Флориановной Тишко, дочерью таможенного служащего из Таганрога. 5 октября 1900 Дмитрий был определен на законоучительское место в Ейске, а 6 января рукоположен в сан диакона и определен в церковь свмч.Пантелеимона.
12 мая 1901г. определен согласно прошению на вакантное священническое место к церкви Рождества Богородицы в село Султановское, а 29 июня 1901г. был рукоположен во священника к этому храму. Одновременно служил заведующим и законоучителем султановской церковноприходской школы. 27 сентября 1902г. переведен согласно прошению в Ейск, в Пантелеимоновскую церковь с определением заведующим и законоучителем церковноприходской школы. Был приглашен преподавать Закон Божий в Ейское ремесленное училище; совершал службы в училищном храме с 1904 по 1905. Экстерном учился на философском факультете Дерптского университета, совмещая учебу со священническим служением.
В 1903 родилась дочь Зоя, в 1909 сын Сергей. Третий ребенок — сын Николай — умер во младенчестве.
События 1905 явились причиной памятной встречи о. Димитрия со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Согласно семейному преданию, о. Димитрий написал восемь вопросов, ответы на которые он хотел получить у о. Иоанна. Встреча состоялась и длилась около трех часов, но собеседники так и не коснулись вопросов о. Димитрия. При прощании о. Иоанн пообещал на них ответить и оставил у себя текст. О. Димитрий уехал домой, ожидая, что ответ придет письмом. Но случилось иначе.
Из воспоминаний матушки Ольги Флориановны: "Однажды ночью о. Димитрий вскочил с кровати, включил лампу и стал что-то быстро писать. На мои вопросы он только отмахнулся. Когда текст был написан и прочитан, оказалось, что это были ответы на все восемь заданных им вопросов, причем в том порядке, в котором они были записаны на бумаге, оставленной у о.Иоанна Кронштадтского".
По воспоминаниям матушки Ольги, очевидно, во время той памятной встречи с о. Иоанном Кронштадтским, последний приоткрыл о. Димитрию дальнейший ход событий в России и ожидавшую его мученическую стезю. Матушка Ольга вспоминала, что о. Димитрий с тех пор уже как бы и не был на земле, ничто земное его не заботило, и часто ей приходилось "возвращать его на землю".
В 1911 году отец Димитрий по ходатайству попечителя Кавказского учебного округа был переведен на учебную службу во вновь открытую Кисловодскую мужскую гимназию. Одновременно с занятиями по Закону Божию в мужской и женской гимназиях отец Димитрий служил в Кисловодском Свято-Никольском Соборе до его закрытия в 1936 году.
В Свято-Никольском соборе всегда было много прихожан, как из местных жителей, так и из многочисленных приезжих: на водолечение в Кисловодск приезжала вся Россия. Бывали в Кисловодске и августейшие особы, и именитые купцы, и видные представители творческой интеллигенции. Все эти люди, очень разные по образованию, социальному положению и взглядам на жизнь, приходили к о. Димитрию в Свято-Никольский храм на исповедь и за утешением. Для духовных бесед с ними о. Димитрию требовалось как хорошее знание богословия, так и светской жизни, так что здесь пригодилось его университетское образование.
Но более всего от батюшки требовалось умение укреплять прихожан в Православной вере, желание помогать возвращению некоторых из них в лоно Православной Церкви, т.к. в то время "в воздухе носилась" зараза новой революционной смуты, идеи богоотступничества, особенно среди интеллигенции и высшего дворянства.
Глубокая порядочность о. Димитрия всегда привлекала к нему простых людей. Батюшка не жалел для них времени и средств. Совершая требы в домах бедняков, он не только не брал с них ничего, но и сам старался, подобно о. Иоанну Кронштадтскому, помочь нуждающимся, хотя собственная его семья жила небогато.
Супруги горячо любили друг друга. Во все время служения о. Димитрия матушка Ольга была рядом с ним, она пела на клиросе, жила приходской жизнью. Подросшие дети также несли клиросное послушание. Особенно любил клиросное пение сын Сергей, впоследствии окончивший музыкальное училище и ставший учителем пения в школе.
Семья жила в собственном небольшом домике возле станции Минутка, которая теперь находится в черте города Кисловодска. Это был тихий и красивый поселок недалеко от железнодорожной станции. Около дома был большой сад, где о. Димитрий в свободное от службы время любил подолгу сидеть с любимыми книгами, молился, размышлял.
В Пятигорске о. Димитрий с матушкой Ольгой неоднократно на ночь оставались в храме, охраняя его от осквернения воинствующими атеистами.
В обстановке послереволюционных гонений на Церковь служить становилось все труднее. Прихожане (в основном, терские казаки), как могли, поддерживали своего батюшку, но обстановка постепенно ухудшалась.
Однажды, под вечер, в дом к отцу Димитрию пришли местные жители, казаки. Они сказали, что власти постановили на следующий день арестовать священника и его семью, возможно, даже убить их, а дом разграбить. Казаки настаивали, чтобы батюшка уехал, чтобы спасти свою жизнь и жизнь своих близких. О. Димитрий уезжать не хотел, полагаясь во всем на волю Божию, но люди настояли. Бросив дом и хозяйство о. Димитрий с семьей переехал в Подмосковье. Образ свт. Николая из собора в Кисловодске, икона Спасителя, несколько фотографий и Святое Евангелие — это было фактически все, что было взято из брошенного дома.
Отец Дмитрий продолжил служение настоятелем Троицкой церкви в с. Карачарово (ныне Москва).
В январе 1938 органами НКВД был проведен массовый арест священников Ухтомского благочиния Московской епархии, среди них оказался и о. Димитрий Гливенко. Он был арестован 23 января 1938. 15 марта 1938 осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. Обвинение - "участие в контрреволюционной группировке духовенства, ставившей целью свержение Советской власти с помощью капиталистических стран, к/р деятельность" Статья ст.58-10,58-11 УК РСФСР. Приговор — высшая мера наказания – расстрел.
Священнослужители, проходившие по "делу Ухтомского благочиния", в том числе о. Димитрий Гливенко, обвинялись в "создании контрреволюционной группировки духовенства". Роль "главы к/р заговора духовенства" была отведена благочинному Ухтомского благочиния протоиерею Владимиру Воздвиженскому, настоятелю Знаменской церкви г. Перово (ныне в черте Москвы).
Пятеро из арестованных священников, (причисленные позже Русской Православной Церковью, к лику священномучеников), в том числе о. Димитрий Гливенко, на допросе категорически отвергли приписанное им участие в контрреволюционной группировке, виновными себя не признали, давать какие-либо лжесвидетельские показания и сотрудничать со следственными органами отказались.
22 марта 1938, в день памяти сорока мучеников Севастийских, почти все священники, проходившие по делу, в том числе о. Димитрий Гливенко, были расстреляны на Бутовском полигоне.
Семье о расстреле о. Димитрия ничего не сообщили. Уже после расстрела, в 1939 матушке Ольге принесла записку от о. Димитрия женщина, работавшая в обслуживающем персонале Таганской тюрьмы. Она рассказала, что дала батюшке слово разыскать семью и передать от него последнюю весточку. В своей записке к жене о. Димитрий писал: "Милая, ненаглядная Олечка!….Люблю тебя одну, безгранично и до гроба! Прости, прости меня, и я прощаю… Не падай духом… Молись и надейся. Всегда надейся, если даже что и худо будет… Вера нас спасет и здесь, если Бог даст, и в вечности непременно!… Вечно твой…"
После ареста о. Димитрия матушка Ольга переехала в поселок Деденево Дмитровского района Московской обл. в семью дочери Зои Дмитриевны. Муж Зои Дмитриевны также был репрессирован и провел 18 лет в заключении. С ними поселился и сын о. Димитрия Сергей Дмитриевич. Сергей Дмитриевич и Зоя Дмитриевна работали в сельской школе учителями. Матушка Ольга скончалась в 1972 в возрасте 92 лет. Незадолго до своей кончины она посетила Епархиальное управление Московской епархии, куда передала богослужебное облачение о. Димитрия и его иерейский наперсный крест, которые она бережно хранила в течение всей своей жизни.
Священник Димитрий Гливенко был реабилитирован Московским областным судом 22 августа 1958.
К лику святых причислен в 2001.
В Свято-Никольском соборе города Кисловодска, вместе со всем Православным миром, особо почитаются Новомученики и исповедники Российские. И в честь Новомучеников, в сонме которых как светило на небе сияет и священномученик Димитрий Гливенко, с любовью устроен нижний крестильный храм.
В Свято-Никольском соборе действует церковно-исторический музей "Святыни Земли родной". Собранные по крупицам святыни разрушенного собора, старинные иконы и книги Священного Писания, подлинники церковных документов прошлого века, личные вещи подвижников благочестия и многие другие экспонаты - составляют неоценимое богатство музея.
Тропарь, глас 3
Церкве Русския столпе непоколебимый,/ благочестия правило,/ жития евангельскаго образе,/ священномучениче Димитрие,/ Христа ради пострадавый даже до крове,/ Егоже моли усердно,/ яко Начальника и Совершителя спасения,/ Русь Святую утвердити в Православии/ до скончания века.
Кондак, глас 2
Восхвалим, вернии,/ изряднаго во священницех/ и славнаго в мученицех Димитрие,/ Православия поборника и благочестия ревнителя,/ земли Русския красное прозябение,/ иже страданием Небес достиже/ и тамо тепле молит Христа Бога// спастися душам нашим.
Величание
Величаем тя,/ священномучениче Димитрие,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/ во утверждение на Руси Православия// претерпел еси.