Неделя 15 по Пятидесятнице/ 6 октября в 2013 году

06.10.2013
Просмотры: 1406

Лекционар подготовлен кандидатом исторических наук, кандидатом богословия, доцентом СПбГУ Юрием Рубаном

 

Апостольское чтение (Второе Послание ап. Павла к Коринфянам 4:6–15. – 176 зачало)

[Братья,] Бог, сказавший: "Свет да воссияет из тьмы!", – Тот, Кто воссиял в сердцах наших ради нашего просвещения через познание славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище это мы носим в глиняных сосудах, чтобы превосходство силы принадлежало Богу, а не было от нас. Со всех сторон мы угнетаемы, но нам не тесно; мы в недоумении, но не в отчаянии; гонимы, но не оставлены; низвергаемы, но не гибнем. Всегда, где бы мы ни были, мы носим в теле мертвенность Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса в теле нашем была явлена.

Ибо мы, живущие, предаемся непрестанно на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса была явлена в смертной плоти нашей. Так что смерть действует в нас, а жизнь в вас. Но, имея тот же дух веры, как написано: "Я уверовал, потому я и говорил" (Псалом 115:1) – и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса, воскресит с Иисусом и нас и поставит перед Собою с вами. Ибо все для вас, чтобы изобилующая во многих благодать вызвала тем большую благодарность во славу Божию.

 

Евангельское чтение (Евангелие от Луки 5:1–11. – 17 зачало)

 [В то время,] когда народ теснился вокруг Иисуса и слушал слово Божие, а Он стоял у Геннисаретского озера, увидел Он две лодки, причалившие к берегу; а рыболовы, сойдя на берег, мыли сети.

Войдя в одну из лодок, – а это была лодка Симона, – Он попросил его немного отвести ее от берега, и затем, сидя в лодке, продолжал из нее учить народ.

Когда же Он прекратил говорить, то сказал Симону: "От-плыви на глубокое место и закиньте сети свои для лова".

Симон сказал Ему в ответ: "Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но, по слову Твоему, закину сеть".

И, сделав это, они поймали великое множество рыбы, так что их сети стали прорываться. Тогда они подали знак своим сотоварищам на другой лодке, чтобы те пришли к ним на помощь. Те подплыли и до того нагрузили обе лодки рыбой, что они начали тонуть.

Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: "Господин, отойди от меня, потому что я – человек грешный!" Ужас напал на него и на всех присутствовавших вместе с ним при этом улове, а также и на Иакова и Иоанна, сыновей Зеведея, которые были товарищами Симона.

И сказал Симону Иисус: "Не бойся; отныне твоим уловом будут люди". И они, вытащив обе лодки на берег, все оставили и последовали за Ним.

 

К Апостольскому чтению. Сокровище в глиняных сосудах

Какое это сокровище? Ап. Павел объясняет это в предыдущем стихе: "познание славы Божией в лице Иисуса Христа" (2 Кор. 4:6).

Почему же это познание должно содержаться в глиняных сосудах? Апостол дает нам понять этими словами, что высшие дары Божий находят применение в самой простой, обыденной жизни, в ежедневных отношениях наших с людьми, в самой незатейливой, обыкновенной обстановке.

Подчас нам кажется, что сокровище это надо искать далеко и высоко над землей, и мы хотели бы уйти из мира, думая найти удовлетворение нашей духовной жажды вдали от суеты мирской.

Но, избегая затруднений и неминуемой борьбы, которым мы подвергаемся, живя среди людей, мы удаляемся и от той благодати, которую Господь готов нам даровать для этой борьбы, среди всех трудностей жизни, в самом общении с людьми, нередко вызывающем мелкие дрязги.

Вспомним же, что "познание славы Божией" содержится в глиняных сосудах и что оно будет нам открыто в нашей ежедневной жизни. Если мы стремимся познать значение Креста Христова – подымем наш собственный крест с полной верою и понесем его без ропота. Он выпадает на долю каждого человека, состоит часто из ежедневных мелких забот и столкновений, раздражающих нас постоянным повторением. Быть может, этот самый крест, который мы охотно променяли бы на крест другого, и приведет нас к нашему сокровищу, к "познанию славы Божией в лице Иисуса Христа".

("День за днем", 1908 г.)

 

К Евангельскому чтению. Митрополит Сурожский Антоний. Из проповеди

<…> Из евангельского чтения мы узнаем, как Христос вошел в лодку Петра и повелел ему отчалить от берега. Он стал говорить, и Его слова, словно зерна, лились в души человеческие. Вероятно, Петр сначала не замечал, что творит Господь, но когда Спаситель ему сказал: "вверзи невод в море" и когда он поймал столько рыб, что не мог втащить улов в лодку, – он вдруг осознал, Кто же сеял это семя. Здесь как будто притча: Христос сеял слово, и никто не замечал, какое это богатство; но вот Петр извлек множество рыб – и вдруг обнаружил то истинное богатство, которое дает Господь. Словно бы семя процвело и дало плод. И ему стало страшно: "Отойди от меня, Господи, я человек грешный, мне страшно стоять с Тем, Кто все это может сотворить..." Но Христос его успокоил: "Не бойся, ты будешь отныне не рыбу ловить, а собирать в невод Господень живые человеческие души, спасать их из бури, чтобы они вошли в покой..." После этого Петр все оставил и вместе со своими товарищами пошел за Христом.

Какой это богатый урок для нас и как это просто! Идти за Христом – не значит куда-то уходить, это значит остаться при Нем и так же сеять, как Он сеял; и так же собирать в Царство Небесное, как Он собирал. Сеять, не задумываясь над тем, богат я или беден: была бы любовь – а семя даст Господь. И когда тебя остановит страх перед нашим делом – а ведь это, самое главное Божие дело, – то вспомни слово Христа: "Не бойся, сей! Сей открытым, любящим сердцем! Ты соберешь богатую жатву, хотя бы и семя было не твое, и жатва будет Господня..." Какая радость! Действительно, придет время, о котором в Евангелии говорится: вместе возрадуются и сеющий, и собирающий жатву. Аминь.

1971 г. (или ранее)

Некоторые комментарии

Блаженный Иероним:

Сеть, которую Спаситель повелел апостолам закинуть в море, означает в духовном смысле связный состав проповеди, которой можно уловить слушателя в послушание веры. Апостольскую проповедь очень прилично называть сетью, потому что как сетью пойманная рыба не пропадает, но сохраняется и извлекается из глубины морской на берег, – так и проповедь апостольская не погубила людей, но извлекла их из глубины неведения во свет истины и возвела ум их от земли к небу... Успех в ловле нимало не зависел от красноречия проповеди, но от того дара, который они получили Свыше от Святого Духа. От этого дара проповедь их имела такую силу, что всякое человеческое мудрствование ей уступало; и многие народы обратились к вере во Христа.

Священник Георгий Завершинский:

"Отойди от меня, Господи, потому что я – человек грешный!" – в священном ужасе восклицает апостол Петр, ставший свидетелем необыкновенного события – чудесного лова рыбы в такое время, когда этого не должно быть. Как рыбак Петр прекрасно знал, что, если они ночью ничего не поймали, то днем совершенно невозможно, чтобы рыба попалась им в сеть. Однако, в ответ на предложение Христа продолжить лов рыбы, он смиряет себя и говорит: "По слову Твоему закину сеть". Тогда и совершается чудо.

1406