Письмо из Худжанда

01.10.2013
Просмотры: 2835

В июне 2013 журналист и путешественник Александр Волощук в честь 1025-летия Крещения Руси по благословению Епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта начал свой крестный ход с Иверской иконой Божией Матери от Тырныауза до Юго-Восточной Азии и обратно. Очередное письмо с пути Александр прислал 1 октября:

"После пребывания в карагандинском Богородице-Рождественском монастыре мой путь пролег в бывшую столицу Казахстана – Алма-Ату. Здесь находится, пожалуй, самый интересный в Средней Азии православный храм – Вознесенский собор. Он замечателен – и внешним видом, и конструкционным решением.

Строительство Туркестанского кафедрального собора в Пушкинском парке города Верного (старое название Алма-Аты) было начато в 1904 году при епископе Туркестанском и Ташкентском Паисии (Виноградове). Общий надзор за строительством осуществлял областной инженер Андрей Павлович Зенков – автор уникальной инженерной идеи возведения в сейсмоопасной зоне грандиозного по высоте и объему деревянного здания. Основа собора – это деревянные балки из сверхпрочной тянь-шаньской ели, скрепленные подвижными скобами. Именно их применение помогло собору выдержать разрушительное землетрясение 1911 года, разрушившее большую часть города. Вот как писал об этом Андрей Зенков в газете "Семиреченские областные ведомости": "при грандиозной высоте своей собор представлял очень гибкую конструкцию, колокольня его качалась и гнулась, как вершина высокого дерева, и работала, как гибкий брус, заделанный одним концом".

В один из дней своего пребывания в Алма-Ате я съездил к одной из православных святынь Семиречья – живоносному источнику у поселка Космос. А дальше мой путь пролег в Кыргызстан и Таджикистан.

Еще в середине XIX века Чуйская долина Киргизии начала заселяться крестьянами - переселенцами из России и Украины. И даже сейчас, после развала Советского Союза и оттока русскоязычного населения, потомки первых поселенцев составляют здесь ощутимый процент. Названия сел и поселков говорят сами за себя: Петропавловка, Полтавка, Беловодское, Петровка… И почти во всех из них сохранились старые храмы, построенные еще в позапрошлом столетии.

Во втором по значению городе Кыргызстана – Оше – я остановился при храме Архистратига Михаила. Без малого двадцать лет служит в нем отец Виктор, сумевший не только сплотить вокруг приходской жизни немногочисленных православных людей Оша (после известных кровавых событий 1990 и 2010 годов многие русские предпочли покинуть город), но и открыть при храме полноценную школу. Также он активно проводит миссионерскую работу, окрестив уже немало киргизов.

Очень насыщенным и интересным было мое почти месячное пребывание в Таджикистане. Я прошел и проехал по Памирскому тракту – самой высокогорной и опасной, но в то же время и самой красивой дороге бывшего Советского Союза.

870 километров горной каменистой пустыни, заснеженных пиков Алая и Памира, и зеленых оазисов Ваханской долины. Ночевал в палатке под снегопадом (в начале сентября!) на перевале Кызыл-Арт. Увидел завораживающую красоту озера Каракуль. Прошел по участку трассы с названием "Прощай, молодость", рассматривая на дне глубокого ущелья останки упавших машин. И, конечно же, насладился фантастическим гостеприимством обитателей Ваханской долины. Здесь ощущается нехватка кислорода. три-четыре тысячи метров над уровнем моря – это не шутка. Вспомнился Эльбрус… Но организм привыкает ко всему. И к гипоксии, и к дневному палящему солнцу, и к ночному холоду. Ноги привыкают к нагрузкам, плечи – к рюкзаку, а глаза – к необычайно синему небу. Здесь ходили Александр Македонский и Марко Поло, водили свои караваны арабы и китайцы. Теперь прошел этой дорогой и я.

Удивительные люди населяют эти горы. Фантастическое гостеприимство здесь, кажется, в крови. Ощущение такое, будто после долгого отсутствия ты вернулся в родные края, где тебя все ждали и где тебе все несказанно рады. Даже маленькие дети. Даже собаки… На Памире в каждом доме имеется комната для гостя. Здесь половина кишлака – родственники, и многие из них обязательно придут познакомиться и пообщаться с новым человеком. Здесь понимаешь, что все люди мира – это большая братская семья.

В кишлаке Шиткарв меня познакомили с единственной украинкой, живущей здесь – Надеждой Николаевной Занчирбековой. 42 года назад она вышла замуж за памирца и навсегда поселилась в этих горах. На стенах ее дома висят украинские вышитые рушники, а в палисаднике растут чернобрывцы. У нее восемь детей. Она говорит на ваханском языке и цитирует по-украински Тараса Шевченка. Она переняла памирские обычаи и памирское гостеприимство, двери ее дома открыты для любого хорошего человека. Надежда Николаевна – единственная православная в Шиткарве. Ближайший храм находится в нескольких сотнях километров от ее дома. Но когда она бывает в Душанбе, то обязательно заходит в Свято-Никольский собор.

В небольшом городе Курган-Тюбе (в советское время его русскоязычное население составляло 30 %, сейчас – не больше 3 %) паломника с Кавказа принял настоятель Михайло-Архангельского прихода отец Иоанн. Это молодой священник, которому досталось очень непростое "наследство" - недостроенный храм, отсутствие какой-либо помощи со стороны местных властей и немногочисленность прихода. Чуть ли не единственный позитив – помощь со стороны дислоцирующейся в городе 201-й дивизии Министерства Обороны России. Отец Иоанн даже предлагал мне остаться в Курган-Тюбе, чтобы помогать ему…

Сейчас я нахожусь в таджикском городе Худжанде, ранее именовавшемся Ленинабадом. Единственный православный храм здесь – это церковь Марии Магдалины, при нем я и остановился по благословению его настоятеля отца Мардария. Дальнейший маршрут: Ферганская долина Узбекистана – Ош – Бишкек – озеро Иссык-Куль. Если в Бишкеке удастся получить афганскую визу, с Божьей помощью отправлюсь в непродолжительное путешествие по северу Афганистана (Мазари-Шариф – Кундуз – Талокан – Файзабад). Если нет – поеду в Китай".

2835
Фотогалерея