Документ должен свидетельствовать о Евхаристии как о главном общем деле Церкви

26.09.2013
Просмотры: 6292

протоиерей Михаил Самохин

Разработанный проект документа "О подготовке ко Святому Причащению" сознательно, на мой взгляд, оставлен открытым. Готовым для обсуждения и формирования общецерковной позиции не сверху, а изнутри Церкви. И за это хочется поблагодарить авторов проекта.

В то же время очевидна необходимость четко определить идеологию документа. Если это программный, декларирующий основные установки документ, то он обращен ко всей полноте Церкви. И поэтому должна быть усилена богословская аргументация каждого положения. Обязательно отражена связь Таинства Евхаристии и Литургии, Евхаристии и Церкви в целом.

Если же это инструктивный документ, то в нем должны быть четко определены рамки, пусть вариативной, но нормы. Четко оговорены варианты действий священника в отношении людей разного уровня духовного развития с разными потребностями в более или менее частом Покаянии и Причащении.

Вполне возможно это могли бы быть два разных документа. Один – установочный, программный для всей полноты Церкви. И второй – канонически детализированный, обращенный к совершителям Таинств.

Есть два концептуальных положения в обсуждаемом документе, которые на мой взгляд, нуждаются в обязательной смысловой корректировке.

Во-первых, документ написан с точки зрения подготовки к Причастию, как некоторого частного дела христианина. Общецерковный документ должен свидетельствовать о Евхаристии как о главном общем деле Церкви. И с этой точки зрения осмысливать участие каждого христианина в Таинстве.

Во-вторых, и сам документ и дискуссия вокруг него оставила отчетливое впечатление того, что мы пытаемся внешними мерами регулировать то, что должно определяться внутренней потребностью человека.

Причастие и исповедь не могут быть слишком частыми или слишком редкими. Они всегда должны быть результатом осознанной внутренней потребности человека. И у каждого христианина такая потребность может возникать с различной частотой.

Дело священника не предлагать внешние ограничивающие или обязывающие нормы, а воспитать в человеке глубокую внутреннюю потребность в Покаянии и Причащении. И тогда исполнится главное условие участия в Таинствах, о котором в документе сказано словами святителя Иоанна Златоуста.

Самое главное положительное впечатление от проекта состоит в том, что он побудил каждого из нас к осмыслению важнейшей части нашей жизни и к выражению этого осмысленного мнения в рамках цивилизованной дискуссии. 

6292