Некоторые мысли относительно проекта документа "О подготовке ко Святому Причащению"

25.09.2013
Просмотры: 5768

иерей Александр Нартов

Тема, поднимаемая в проекте, остра и актуальна. Она касается каждого христианина, каждого из нас. Проект документа оказался самым обсуждаемым в сети. Людей, конечно, беспокоят проблемы, связанные с алкоголизмом и погребением, расколами и повторными браками, но причащение - "сердце" нашей веры, имеет куда больший, живой и неподдельный интерес.

Составители проекта добросовестно подошли к делу, каждое утверждение подкрепляя канонами Церкви, но, очевидно, не все оказалось охваченным. Очень непросто сразу описать все стороны этого сложного вопроса, и практически невозможно учесть все нюансы с ним связанные. Несмотря на это, нельзя не благодарить авторов за проделанный труд.

Прочитав проект, у меня создалось впечатление, что передо мной полуфабрикат, заготовка будущего очень важного и нужного документа. Уверен, авторы оставили ряд тем не описанными, именно для того, чтобы каждый христианин мог внести свою лепту в проект.

Я, конечно, не автор, и не составитель проекта, но по моему, документ такого уровня не может иметь рекомендательный характер. Описанное в нем должно иметь характер обязательный, с учетом всех возможных жизненных ситуаций и обстоятельств.

Вы скажете, что все ситуации описать невозможно. Это так, тогда документ должен описать принципы, основные подходы к причащению и их утвердить как константы. Описать, что делать ни в коем случае нельзя, а что допустимо.

Судя по документу основной константой, судьей и мерой подхода христианина к Евхаристической чаше является духовник, хотя я бы употребил слово священник.

Тема духовников, отдельная тема. Безусловно, каждому духовнику известно состояние его духовного чада, и он может советовать ему какие молитвы читать и как поститься перед причастием. Но, ведь в большинстве случаев священнику в приходской практике приходится исповедовать людей, которые редко приходят в храм или же не считают его своим духовником. Что делать тогда? При таких безграничных полномочиях, которыми наделяется духовник, в документе нет ни одном нормы, регулирующей деятельность духовника. К примеру, может ли, и в каких случаях священник отлучать от причастия? В каких случаях может не допустить к причастию? Вообще, думаю, одну из глав нужно посвятить именно духовникам или лучше бы сказать исповедующим священникам и практическому руководству им. Причем, используя современный подход. Ведь, если использовать каноны и книгу правил, причастников у нас вообще не останется. Возьмите хотя бы отлучение от причастия убийц на 25 лет. Это правильно конечно, но ведь каждая вторая женщина в храме делала аборт, да ни один, и по сути подпадает под это правило. Они каются, исповедуются и в итоге причащаются. Документ оговорил лишь один случай, это позволение причащаться супругам если их брак зарегистрирован в загсе, но не венчан. Это хорошо. Но опять таки, либо нужно все случаи описать, либо честно сказать, что в современных условиях нужно придерживаться современных правил и норм.

В моей недолгой практике, а потому смею предположить, что у каждого из здесь присутствующих были ситуации, когда прихожанин или прихожанка подходят со слезами и говорят, что их отлучили или же не допустили к причастию. Начинаешь разговаривать, спрашивать. Оказывается была не дочитана одна или две молитвы, или человек всю службу простоял в очереди и священник так устал к концу, что всех "последних" просто не допустил к причастию, или же какой-то вопрос был задан не во время и священник разгневался и наказал. Или человек, не зная как исповедоваться, говорит, что грешен во всем, при этом действительно раскаиваясь в своих грехах, но священник, не утруждая себя объяснением, просто запрещает такому причащаться. Нужны правила или простые принципы, которых должен придерживаться каждый.

Авторы описали красивые теории, касающиеся причащения, подкрепили их канонами, но грубую реальность жизни не учли. Ведь положа руку на сердце, главной "причиной" причащения или не причащения прихожан является священник. От того учит ли он людей правильному причащению, допускает или нет их к причастию, и по какой причине, милует и воспитывает ли их в духе благочестия, показывает ли сам пример самоотверженного служения и зависит причащение мирян.

Документ написан в духе благочестивого назидания верующим людям с опорой на каноны Церкви. Повторюсь, на мой взгляд, документ по такому важному вопросу должен быть руководством к действию, не оставляя места произволу как прихожан, так и духовников или священников.

Должны быть поставлены четкие рамки. И рамки, либо общие для всех, либо с дифференциацией на мирян, монашествующих и духовенство. Ведь в жизни это разделение присутствует, к сожалению. К примеру, мирянин должен исповедоваться перед причастием, а священник может и не исповедоваться каждый раз. Да и при частом совершении Литургии у священника уже другое говение и молитвенное правило.

Заканчивая свои рассуждения, хочу на Ваш суд предложить и свое видение причащения. Такие советы я даю прихожанам и считаю их совершенно нормальными. В документе сказано в частности "строгий подход к подготовке ко Святому Причащению, имевший положительные духовные стороны, приводил, однако, и к тому что некоторые христиане подолгу не причащались, ссылаясь на необходимость достойной подготовки". Это присутствует по сей день, "бремена неудобоносимые" в большинстве случаев препятствуют причащению мирян. Я, рекомендую причащаться не реже одного раза в месяц и не чаще одного раза в неделю. И при подготовке к причастию советую разбивать молитвенное правило на всю неделю, читая в день по канону, а накануне причастия уже сами молитвы ко причащению. Что же касается поста, то среду, пятницу, а также субботний вечер считаю достаточными для причащения в воскресный день. Относительно говения советую прихожанам каждый день жить, избегая излишеств. Конечно, у многих не все получается, и как раз это становится предметом нашей с ними исповеди. И хочу Вам сказать за последний год количество причастников у нас возросло чуть ли не вдвое, и этот компромисс не стал причиной не благоговейного отношения к Святыне.

Надеюсь мои размышления уместны и соответствуют традициям Православной Церкви.

5768