Брак или воздержание?

23.09.2013
Просмотры: 6681

Этот вопрос довольно часто встает перед человеком, овдовевшим в 30-40 лет, либо пережившем развод в том же возрасте.

Отвечать на вопрос придется по-разному. Вдовцу мы напомним слова апостола Павла: "Соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит... Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе" (1 Кор. 7. 27-28,39).

Разведенному разъяснить обстоятельства, в которых он оказался надо будет подробнее. Обратимся к "Основам социальной концепции Русской Православной Церкви": "Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами." Остается только определить, предварительно изучив историю развода, кто стал виновником расторжения брака, (хотя дать однозначный ответ на этот вопрос возможно далеко не всегда) и можно образовывать новый союз.

Как быть с человеком, собирающимся вступить в третий брак? Это действо будет разрешено Церковными правилами при условии, что два первых брака закончились вдовством и не увенчались рождением детей.

Существуют и возрастные ограничения для вступающих в брак в зрелом возрасте. Женщине запрещено выходить замуж после 60-ти лет, мужчина не может жениться, если ему исполнилось 70 лет.

Казалось бы, ответы на все вопросы даны, однако это далеко не так. Рассмотрим ситуацию, когда супруги прожили вместе 25 лет, 30, 40 или больше? По прошествии долгого времени они решили освятить свое супружество перед лицом Церкви. Есть выход и для таких людей. В 4-м томе Настольной Книги священнослужителя содержится чинопоследование благословения супругов, проживших вместе много лет. Однако если мы внимательно разберем это чинопоследование, то останется открытым вопрос: "Мы совершили Таинство Брака, или уступили обстоятельствам?" Это чинопоследование не предлагает возложения венцов, вкушения от общей чаши и произнесение тайносовершительных слов. Затруднительно становится дать однозначное определение этому священнодействию.

Существует и еще одна проблема. Как поступить с людьми, которые, к примеру, овдовев, вырастили детей и, оставшись одни, (дети создали свои семьи и живут отдельно) задумались о заключении брачного союза. Идти в ЗАГС они не хотят, чтобы не возникало имущественных проблем, ведь брачные договоры пока не прижились в нашем сознании. Но хочется получить одобрение на совместную жизнь, да и возраст еще позволяет. Одно только плохо. Дети у всех есть, и рождать совместных никто из желающих вступить в брак не предполагает. Как благословить таких людей и возможно ли это в принципе? Мы должны помнить, что христианский брак заключается как союз, в котором люди получают Благодать Святого Духа на совместное рождение и воспитание детей. А в таком союзе отсутствие детей предполагается заранее.

Хочется, чтобы ответы на эти вопросы были сформулированы и всесторонне обсуждены. Современное состояние общества вызывает необходимость отвечать на вопросы, которые 150-200 лет назад не могли возникнуть в принципе.

протоиерей Евгений Субтельный

6681