Темой беседы архиерея с прихожанами стала иконография Богородицы

09.09.2013
Просмотры: 1569

Темой очередной воскресной встречи Епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта с прихожанами Спасского кафедрального собора города Пятигорска стала иконография Пресвятой Богородицы.

Встречи проходят регулярно, по окончании Божественной литургии в помещении епархиального молодежного центра (в цокольном этаже собора). Для участников готовят чай и легкий завтрак.

В первой части встречи Епископ Феофилакт напомнил собравшимся об истории появления церковной иконописи, о ее смысле и содержании.

Иконы Богородицы призваны раскрывать всю Богородичную догматику христианства. На всех иконах Богородица традиционно изображается в определенных одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах. Надпись на иконе дается по традиции в греческом сокращении ΜΗΡ ΘΥ или ΜΡ ΘΥ (Матерь Божья).

Древнейшие дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в римских катакомбах и относятся исследователями ко II и III векам. Мария представлена чаще всего сидящей с Младенцем Христом на руках (обычно в сценах поклонения волхвов), либо в позе Оранты.

Образ Богородицы, сидящей на троне, с Младенцем на руках часто встречается в Византии, в русской иконографии он известен по древней Свенской (Печерской) иконе, приписываемой первому русскому иконописцу Алипию, и новой Державной, появившейся в 1917 году. Именно к иконографии Богородицы на троне некоторые исследователи возводят один из самых распространенных типов изображения — Одигитрию.

Иконы Богоматери еще одного распространенного иконографического типа — Елеусы (Умиления), становятся особенно популярными в поздневизантийской и древнерусской иконописи.

Еще один тип изображения Богородицы самостоятельно используется еще реже: это так называемая "Деисусная" икона, представляющая Богородицу без Младенца в молитвенной позе и входящую в состав деисусных композиций. Одиночные иконы Богородицы данного типа (как и сам тип у некоторых исследователей) именуется Агиосоритисса. Кроме этого известно множество композиций, основанных на богослужебных текстах и песнопениях, иногда объединяемые под общим именованием "акафистные иконы". Помимо икон Богородицы к Ее иконографии относят иконы Богородичных праздников.

"Иконы, отвечающие церковному учению об иконах, мы называем каноническими. Они могут различаться материалом и манерой изображения, но сохраняют догматическое достоинство", - отметил Архиерей.

"В то же время, мы нередко сталкиваемся сегодня с совершенно неканоническими, по сути – кощунственными изображениями Богородицы, то в виде трехлетней девочки с веточкой, то в виде императрицы".

Беседа сопровождалась показом слайдов.

У свободного микрофона все желающие смогли задать свои вопросы по теме беседы, и получить на них ответы Епископа.

1569
Фотогалерея