Доклад руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Пятигорской и Черкесской епархии протоиерея Иоанна Знаменского на Епархиальном августовском педсовете 2013

31.08.2013
Просмотры: 2414

Ваше Преосвященство! Всечестные отцы, досточтимые участники III Епархиального августовского педагогического совета!

В наступающем новом учебном году нам предстоит большая совместная и, надеюсь, плодотворная работа.

25-26 декабря Священным Синодом Русской Православной Церкви утверждены следующие документы, регулирующих деятельность детских воскресных школ на территории Российской Федерации:

•          "Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации";

•          "Типовой устав частного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр духовно-нравственного воспитания местной религиозной организации православного прихода храма Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)"";

•          "Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации".

Такой значительный шаг, направленный на создание системы воскресных школ, сделан впервые.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечает, что главной целью деятельности воскресных школ является "приобщение людей ко Христу, укрепление их в вере и богоугодной жизни, наставление в законе Господнем. Приходские школы … не должны превращаться лишь в места проведения досуга, клубы по интересам, в церковный вариант "дворца пионеров". Необходимо всегда помнить, что их основная задача — привести человека к Богу, способствовать его духовному возрастанию".

Избежать подмены воскресной школы "православным дворцом пионеров" в большой степени может помочь внедрение Стандарта, цель которого систематизация учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах и повышение качества религиозного образования и воспитания.

Под систематизацией подразумевается построение "единой системы религиозного образования на принципах Христоцентричности, преемственности, целостности и верности традиции".

Повышения качества обучения в воскресных школах предполагает не только правильную передачу детям знаний о Боге, мире и человеке, но и формирование в них глубокого христианского мировоззрения, твердых убеждений, развитого нравственного чувства. Об этом подробно говорится в задачах Стандарта.

Всех собравшихся сегодня на заседание педагогического совета волнует проблема приведения содержания образования, форм и методов работы воскресных школ к Стандарту. Напоминаю, что Стандарт предполагает три типа воскресных школ, которые имеют свои отличия, но требования к результатам, структуре и содержанию программы учебно-воспитательной деятельности одинаковы.

В нашей епархии 71 воскресная школа, в которой обучаются 2036 детей и преподают 257 человек.

Эти школы делятся на два типа:

- воскресная учебно-воспитательная группа;

- воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица (являющаяся структурным подразделением религиозной организации Русской Православной Церкви);

Для создания третьего типа "Центра духовно-нравственного воспитания, являющегося самостоятельным юридическим лицом", имеющего статус учреждения дополнительного образования, на сегодняшний день в епархии нет отдельного здания, соответствующего санитарно-гигиеническим нормам образовательного учреждения.

Государственное лицензирование позволяет воскресным школам третьего типа преодолеть их изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве, дает школам ряд преимуществ: государственное финансирование и признание трудового стажа педагогов. В Центре должны быть организованы занятия не только религиозной и духовно-нравственной направленности, но и дополнительные занятия, направленные на воспитание активной и многогранной личности христианина. Это могут быть художественно-эстетические, исторические, культурологические, научно-технические, физкультурно-спортивные, туристско-краеведческие занятия и другие.

6 марта 2013 на заседании епархиального отдела все новые документы были розданы помощникам благочинных по религиозному образованию и катехизации для распространения и изучения в воскресных школах.

Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви рекомендовал Епархиальным отделам начать работу по созданию реестра воскресных школ и представить его в Синодальный отдел до 1 декабря 2013 г.

Для исполнения этой работы в епархии используется разработанное Отделом "Краткое руководство для определения типа воскресной школы" (Приложение к стандарту).

Учебно-воспитательная деятельность включает в себя три ступени: дошкольная (возраст 5-6 лет); младшая школьная или начальная (возраст от 7 до 11 лет); старшая школьная или основная (возраст от 12 до 16 лет). Ориентировочный срок обучения в воскресной школе (не считая дошкольной ступени) составляет 8 лет. Конкретный порядок организации образовательного процесса устанавливается и изменяется по решению Педагогического совета воскресной школы, при согласовании с настоятелем.

Согласно "Положению о деятельности воскресных школ (для детей)", участниками учебно-воспитательного процесса являются: настоятель прихода, директор воскресной школы, духовник, педагогические работники, учащиеся, родители или законные представители учащихся.

Сотрудники воскресной школы должны быть православными христианами и соответствовать требованиям квалификационных характеристик.

Трудовые отношения работника регулируются типовым трудовым договором (контрактом) с религиозной организацией.

Воскресная школа может иметь в штате сотрудников-добровольцев, исполняющих свои обязанности на безвозмездной основе.

На работу в воскресную школу принимаются лица, имеющие:

а) среднее или высшее богословское образование;

б) среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания;

в) начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование, прошедшие катехизаторские/богословские курсы, организованные при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

На работу, связанную с дополнительной частью учебно-воспитательного процесса, можно принимать православных христиан, имеющих необходимые навыки для ведения данных занятий.

В нашей епархии многие преподаватели воскресных школ обучались на курсах повышения квалификации при Московской Православной Духовной Академии, при Пятигорском государственном лингвистическом университете, на епархиальных катехизаторских курсах.

С 20 по 28 июня 2013 в Московской Православной Духовной Академии прошли курсы повышения квалификации по направлению "Основы духовно-нравственной культуры" 9 учителей.

В 2013-2014 учебном году на базе методического центра епархиального отдела религиозного образования и катехизации планируется провести краткосрочные курсы повышения квалификации для преподавателей воскресных школ и создать в каждом благочинии методические объединения учителей вероучительных дисциплин.

Не менее важной представляется и такая задача, как "повышение педагогической компетентности родителей, стремящихся воспитывать своих детей в православной традиции, содействие сплочению родителей и педагогов в процессе воспитания детей". Именно в единстве педагогических усилий родителей и учителей формируется благоприятная среда для решения главных задач воскресной школы.

В качестве основной книги для преподавания всех вероучительных предметов используется книга протоиерея Серафима Слободского "Закон Божий для семьи и школы". Долгое время это пособие считалось эталоном учебника для тех, кто изучает основы православного вероучения. В течение последних 10 лет осуществлялись различные попытки его переработать и дополнить.

Принятый Стандарт предписывает в организации учебно-воспитательной деятельности пользоваться только теми учебными и учебно-методическими пособиями, которые имеют гриф Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви или Издательского совета Русской Православной Церкви, такими как например, "Серия: Основы православной веры" протоиерея Бориса Балашова, книги З. И. Зинченко "Детям о православной вере", книга В. В. Жуковой и Т. Г. Волковой "Я иду на урок в Воскресную школу - Закон Божий и уроки детского творчества", серия книг "Православные праздники детям", рабочие тетради "Вертоград" Л. А. Захаровой и другими.

Для качественного преподавания в воскресных школах нужен не один учебник, а ряд учебно-методических комплектов по разным предметам и разных возрастных ступеней. Вышеперечисленные пособия приобретают характер дополнительной литературы.

В настоящее время Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации объявлен конкурс по написанию, разработке и изданию Единого учебно-методического комплекта. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, при написании нового учебно-методического комплекта "нужно избегать механического копирования учебников прошлого, следует искать новые способы подачи информации, выражения мысли, сохраняя при этом неизменной суть Божественного Откровения".

Учебно-методический комплект по каждому предмету должен включать в себя: учебное пособие, рабочую тетрадь, методическое руководство для учителя, наглядное пособие и медиа-приложение.

По благословению Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, несколько авторских коллективов работают над созданием учебных комплектов.

У преподавателей воскресных школ нашей епархии существует множество интересных наработок, авторских программ, методик, которые можно будет отправить на рассмотрение Экспертного Совета Синодального отдела религиозного образования и катехизации в срок до 01 ноября 2013 года для присуждения грифа Отдела. Лучшие разработки будут включены в Единый учебно-методический комплект или рекомендованы в качестве дополнительной литературы по предметам.

Перечень учебных пособий, рабочих тетрадей, методических руководств, наглядных пособий, медиа-приложений, планируемых к включению в Единый учебно-методический комплект, изложен в "Примерном перечне учебных и методических пособий входящих в Единый учебно-методического комплекта к курсу "Закон Божий" в соответствии со "Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации". С примерным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации: www.otdelro.ru

Стандарт устанавливает требования к результатам учебно-воспитательной деятельности:

а) личностным, включающим готовность и способность воспитанников руководствоваться христианскими нравственными принципами в своей жизни, к саморазвитию и самоопределению, ценностно-смысловыми установками, отражающими индивидуальные позиции, наличие стойкой мотивации к учению и познанию, способность ставить цели и строить жизненные планы;

б) предметным, включающим освоенный воспитанниками в ходе изучения вероучительных предметов духовный опыт.

Большое внимание следует обратить на важность изучения церковнославянского языка и церковного пения, поскольку это направлено на развитие способности осмысленно участвовать в богослужении.

Проверкой результатов учебно-воспитательной деятельности воскресных школ может стать и добровольное участие детей в приходских, межприходских, епархиальных и общероссийских конкурсах и олимпиадах, например, в Общероссийской олимпиаде по Основам Православной культуры, Всероссийском творческом конкурсе "Святые заступники Руси", международном конкурсе детского творчества "Красота Божьего мира".

Наряду с учебным процессом Стандартом предполагается наличие в воскресной школе и других форм деятельности, развивающих и объединяющих детей. "Дополнительная часть содержания учебно-воспитательной деятельности в воскресной школе помимо кружковой деятельности может осуществляться в таких формах, как летние лагеря, организация и участие в православных праздниках, паломнические поездки, участие в миссионерской и социальной приходской деятельности, общественно полезные практики, участие в православных молодежных движениях".

Принятые Священным Синодом документы определяют необходимый минимум знаний, который должен получить каждый, обучающийся в воскресной школе. Однако Стандарт учебно-воспитательной деятельности является рамочным документом, то есть является ориентиром для всех воскресных школ. Объем знаний, который получает учащийся, должен быть не менее заданного уровня.

Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации будет всячески содействовать директорам и преподавателям воскресных школ в процессе внедрения Стандарта. Надеемся на понимание и плодотворное сотрудничество, поскольку любое большое дело будет успешным только благодаря общим усилиям.

В рамках III Епархиальных образовательных чтений в ноябре 2013 года целесообразно провести секцию учителей вероучительных дисциплин и подвести первые итоги внедрения Стандарта в воскресных школах.

Желаю всем всесильной помощи Божией, творческого вдохновения, ярких педагогических находок!

2414