Н. П. Голяндин, Нальчик
Народы Кабардино-Балкария одни из первых на Северном Кавказе были просвещены Христовым Учением. В Ι веке от Рождества Христова, когда апостолы разошлись по разным концам Земли с Благой Вестью, Кавказ и Закавказье "посетили с проповедью пять св. апостолов: четыре из числа дванадесяти - св. Андрей, св. Матфей, св. Иуда Фаддей, называемый Левием, св. Варфоломей, и один от семидесяти - св. Фаддей".
Согласно Священному Преданию и святоотеческим источникам, со стороны Черного моря на Кавказ приходили апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, которые проповедовали христианское вероучение среди алан, абазгов, зикхов и касогов - предков коренных народов Кабардино-Балкарии.
Апостольский период в истории Христианства Северного Кавказа, неоспоримо доказанный различными материальными и духовными источниками, является тем значимым звеном, которое помогает приоткрыть завесу зарождения самостоятельных епархий и митрополий в составе Константинопольской Церкви, а затем и Русской Православной Церкви, вписывается в общую закономерность возникновения и развития Восточных Церквей.
Условия для раннего распространения христианства в Зихии-Косогии, Алании, а несколько позже и в Хазарском Каганате были идентичны с Грузией, Арменией и Кавказской Албанией. В частности, они были связаны с наличием здесь еврейской диаспоры, в пределах которой первоначально возникли небольшие христианские общины, в том числе и тайные.
Дальнейшая судьба христианских Церквей Северного Кавказа, по точному замечанию святителя Макария (Булгакова), митрополита Московского и Коломенского (1816-1882), представляет собой почти непрерывную борьбу света и мрака. Христианские народы, населяющие Кавказский регион, а с ними и Церкви их за всю историю свою видели не столько счастливые обстоятельства, сколько испытывали волнения и бедствия. Но "во всех этих тяжелейших обстоятельствах Господь вел людей, "избранных в удел", и саму Церковь Свою по одному Ему ведомому пути".
Последующее распространение христианства на территории Северного Кавказа обусловлено активной миссионерской деятельностью Византийской империи, где христианство было признано государственной религией. Создание на территории Северного Кавказа самостоятельных епархий позволило их представителям принять непосредственное участие во Вселенских Соборах, внести свой вклад в разрешение богословских споров, которые будоражили Восток и определить для себя неизменность халкидонского исповедания веры. Все это способствовало широкой миссионерской деятельности, итогом которой становится повсеместное крещение народов Северного Кавказа в средние века и признание христианства государственной религией в Зихо-Касогском племенном союзе, а несколько позже и в Аланском государстве. В этот период наблюдается активное строительство храмов, часовен, монастырей. Многие из этих сооружений сохранились до наших дней. Последующее деление Северо-Кавказских митрополий на епархии происходило, по всей вероятности, по этническому принципу. Количество епархий Аланской, Зихской и Готской митрополий в различное время колебалось от пяти до восьми.
Не были забыты горскими народами и основы христианской религии, которые из-за отсутствия национальной письменности передавались изустно из поколения в поколения и нашли свое отражение в легендах и сказаниях, традициях и праздниках, пословицах и заздравных речах, заимствовании христианских терминов в обыденную речь и названия.
Но самое главное христианская вера принесла народам Северного Кавказа проповедь Спасителя - проповедь мира и взаимной любви. С этим словом наша Церковь обращалась ко всем народам на протяжении столетий, с ним же обращается она сегодня ко всем живущим на Северном Кавказе, независимо от их национальной и религиозной принадлежности.
Ничего не происходит без воли Божией. Господь представляет нам в истории важнейший урок: Он – единственная путеводная звезда для любого народа, и для того, который не имеет своей государственности, и для того, который еще пытается построить свою "вавилонскую башню".
Народы, проживающие в регионе, сохранили память о своем многовековом христианском прошлом. Сегодня мы являемся свидетелями того, какой неподдельный интерес вызывает Русская Православная Церковь с ее традициями, догматикой и литургикой, у представителей местного населения. Нередки случаи, когда этнические мусульмане и таты, принимая христианскую веру, становятся благочестивыми и ревностными чадами Церкви.
Не секрет, что, несмотря на многонациональность и поликонфессиональность жителей Северо-Кавказских республик, здесь традиционно между ними сложились взаимоуважительные отношения. Причина этому видится в том историческом факте, что в истории кавказских народов христианская религия с самого начала ее проповеди играла немаловажную, если не основополагающую роль, в формировании единой государственности среди разрозненных народностей Северного Кавказа. Кроме того на протяжении веков сама судьба, нрав и менталитет народа оттачивались именно христианской религией и Церковью, которая ведет как отдельных людей, так и целые народы ко спасению.
До сих пор у кабардинцев и балкарцев хранятся в особом почитании, как древние, так и современные христианских святынь, во множестве расположенных на территории республики. Это пока еще существующие остатки средневековых храмов и часовен в Чегемском и Безенгийском ущельях; катакомбные храмы Верхнего Чегема, Заюково и в поймы реки Хеу; уже почти разграбленные "черными археологами" сормаковские христианские захоронения; заботливо восстанавливаемые и сберегаемые старейшие храмы республики в станице Екатериноградской, городах Прохладном и Майском; благоукрашаемые и вновь возводимые церкви в Кабардино-Балкарии.
Однако на сегодняшний день нет ни одного издания, в котором хотя бы приведен их полный перечень.
Развитие религиозного туризма и паломничества в регионе, требует формирование информационно-справочной системы о местных святынях, христианских достопримечательностях, исторических персонажах и событиях, оказавших влияние на распространение и сохранение христианства среди народов Кабардино-Балкарии и Северного Кавказа в целом.
Для реализации этого в сентябре 2012 года по инициативе благочиния Нальчикского округа Пятигорской и Черкесской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) была подготовлена и заявка для участия в конкурсе на получение гранта по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив - "Православная инициатива 2012".
В двух проведенных турах (октябрь, декабрь 2012) комиссией конкурса была признана значимость и целесообразность осуществления грантовой поддержки представленного проекта - "Христианские святыни Кабардино-Балкарии". Проект вошел в число 350 победителей конкурса (из поступивших 2425 заявок).
Цель проекта включает в себя формирование и последующее издание открытой пополняемой базы данных о местных достопримечательностях, исторических персонажах и событиях, оказавших влияние на распространение христианства среди народов Кабардино-Балкарии.
Реализация поставленной в проекте цели предполагает решение ряда разнообразных задач, в числе которых:
- подготовка догматически и научно обоснованных публикаций об объектах исследования;
- формирование единой базы данных о местных достопримечательностях и исторических персонажах, оказавших влияние на распространение христианства среди народов Кабардино-Балкарии.
- создание и поддержание в рамках сайта Нальчикского округа Пятигорской и Черкесской епархии электронной обновляемой и пополняемой базы данных.
В результате реализации проекта и полного функционирования информационно-справочной электронной базы предполагается значительно повысить интерес жителей и гостей Кабардино-Балкарской Республики к истории распространения христианства на Северном Кавказе. Обобщенные сведения об объектах исследованию позволят получать консультативную помощь специалистам различного профиля, в том числе и сотрудникам правоохранительных органов, обеспечивающим профилактику противоправных действий и утечку национальных и религиозных ценностей.
Предполагается также издание красочного справочника - путеводитель "Христианские святыни Кабардино-Балкарии" тиражом 1000 экземпляров.
Лучше всего значение реализации проекта может быть охарактеризовано мыслью высказанной многими церковными и светскими историками о том, что прошлое необходимо нам для того, чтобы лучше понять настоящее и получить возможность определенного предвидения будущего, чтобы не допустить ошибок прежнего времени в своей дальнейшей жизни.
А этих ошибок было допущено немало. Так из существовавших к началу 1917 года на территории современной Кабардино-Балкарии 14 храмов, сохранилось в первозданном виде только 4. Уничтожены и утрачены тысячи икон, богослужебных предметов, старинных книг и иных святынь, которые наши предки собирали в своих общинах и хранили для последующих поколений. Замучены в лагерях и пыточных камерах, расстреляны и безвестно захоронены сотни новомучеников и исповедников Российских, которые проповедовали Веру, Надежду и Любовь среди народов Северного Кавказа в годы гонений.
К сожалению, многомесячная работа в архивах, изучение специальной литературы и исторических материалов, проведение полевых исследований в районах республики, свидетельствуют о невосполнимой утрате не только материальных объектов, но и изустной преемственности поколений.
Сегодня очень редко встретишь коренного жителя, который может указать место расположения разрушенного в 30-е годы собора прп. Симеона Столпника в г. Нальчике или здание бывшей Покровской церкви в г. Прохладном, в котором до недавнего времени располагалась городская библиотека им. Горького. Практически полностью утрачена хронология служения клира в казачьих станицах. Нет ни одного графического изображения разрушенных храмов в станицах Кременчуг-Константиновское, Солдатской, Александровской. Лишь со слов жителей восстановлено описание ранее существовавших храмов в Баксане, станицах Котляревской и Приближной.
Безусловно, только силами исполнителей проекта (пять человек) затруднительно в полной мере восстановить даже недавнюю историю христианских общин Кабардино-Балкарии.
Проект предусматривает возможность его дальнейшего развития с помощью привлечения к работе заинтересованных участников.
В настоящее время зарегистрирован электронный адрес - ortsvkbr@gmail.com, по которому любой человек может прислать информацию об известных ему христианских святынях Кабардино-Балкарии. Для ее включения в справочно-информационную базу и последующего использования при составлении справочника–путеводителя.
В последующем на сайте благочиния, где и разместиться открытая база данных, предполагается открыть форум, на котором можно будет публиковать информацию о результатах исследований и обмениваться своими впечатлениями об уже известных или вновь открытых христианских святынях Кабардино-Балкарии.
В завершении хотелось бы привести слова церковного историка М. Э. Поснова о том, что "в христианской Церкви человек участвует своею свободною волею в собственном спасении и устроении Царства Божия на земле ... Собственно изучению церковной истории и подлежит элемент человеческий, его развитие, его изменения под влиянием или воздействием божественного фактора. Сам по себе божественный фактор, как вечный, неизменяемый, не подлежит истории, выходит из границ ее".