В прямом диалоге Президент России ответил на вопрос жительницы Кисловодска Натальи Мещеряковой о перспективах преподавания основ религиозных культур

04.01.2012
Просмотры: 890

Как уже сообщалось, 5 ноября в московском выставочном зале "Манеж" состоялось общение Президента России Дмитрия Медведева и Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла с православной общественностью. Во встрече участвовала жительница Кисловодска Наталья Мещерякова. Ниже приводится фрагмент общения Н. Мещеряковой и главы государства об опыте преподавания основ православной культуры в школе. Полная стенограмма встречи размещена на сайте президента: http://kremlin.ru/transcripts/13374.

Н.МЕЩЕРЯКОВА: Здравствуйте уважаемый Дмитрий Анатольевич! Ваше святейшество!

Я из Кисловодска, Южный федеральный округ. Я представляю здесь родителей кисловодской школы №2, где учится и моя дочь. Сейчас наши дети учатся в 6-м классе, а в 4-м и 5-м они изучали совершенно новый для них предмет – основы религиозной культуры. Причём в нашем классе 20 детей изучали основы православной культуры, а восемь детей изучали основы ислама. И, естественно, поскольку это был эксперимент, очень было много вопросов, страхов, у родителей в первую очередь, не повлияет ли это на взаимоотношения наших детей, как они это воспримут, мы очень бурно это обсуждали. Но наши дети восприняли это очень спокойно, они с удовольствием изучали этот предмет.

Д.МЕДВЕДЕВ: То есть вы восприняли это гораздо менее спокойно, чем дети?

Н.МЕЩЕРЯКОВА: Да, родители – да, мы были гораздо более обеспокоены. Дети это восприняли абсолютно спокойно и прекрасно изучали этот предмет. И тогда и мы, родители, сразу же успокоились, и все вопросы были сняты. Поэтому, пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить Вас, Дмитрий Анатольевич, и Вас, ваше святейшество, за то, что Вы внедряете этот курс в наши школы, и попросить продолжить этот эксперимент. Может быть, расширить его и дать возможность детям изучать этот предмет и в старших классах, а возможно, даже на протяжении всего обучения в школе, начиная с первого класса.

Спасибо большое.

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо. Вы знаете, у меня даже до сих пор перед глазами стоит картинка, как принято говорить, как мы со Святейшим Патриархом обсуждали этот вопрос. Это было у меня дома. И как раз его святейшество приехал и говорит: "Мне представляется правильным, чтобы, может быть, уже сейчас мы определились, что делать дальше, как нам поступить с известной идеей по основам православной культуры и вообще каким образом позиционировать внутри учебного курса изучение этих предметов, с учётом того что есть много страхов (и обоснованных, и фантомных), есть очень разные подходы".

И тем не менее я приоткрою небольшой секрет, Святейший сказал, что ему представляется, что ситуация вызрела. И некоторое время подумав, мы снова встретились, и я сказал, что я согласен. Я думаю, что мы сможем ввести соответствующий курс, но именно так, как, собственно, в своём вступительном слове сказал Святейший Патриарх. Мы ввели его, для того чтобы никого не пугать, создав возможность выбора между преподаванием и, соответственно, ознакомлением с основами религиозной культуры различной (православной культуры, мусульманской культуры, буддийской культуры и так далее) или же изучением некоего общего культурологического курса для тех, кто пока не готов, допустим, для своего чада что-либо выбрать или у кого есть какие-то колебания. Тем самым, мне представляется, мы сняли наибольшее количество страхов и опасений, которые были или оправданы, ещё раз говорю, или же генерировались в разных целях, иногда даже, скажем откровенно, в провокационных целях. Всё это прошло, все эти решения прошли абсолютно спокойно и тихо, и вот Ваши слова это в полной мере подтверждают. И что самое главное на самом деле, эти решения были приняты не только родителями, потому что родители всё-таки, конечно, все желают блага для своих детей, но не они в школе находятся. Эти решения были в общем и целом с радостью приняты и самими учениками, и мы не раскололи классы, как это иногда нам пытались внушить: "Вот вы поделите класс, там будут сидеть уже не просто дети определённого возраста, а будут сидеть православные, мусульмане, представители других конфессий, те, кто вообще не относит себя к какой-либо религиозной конфессии. И в результате это приведёт к стычкам внутри", – но не произошло этого. Не произошло этого, причём нигде: ни в местах, где больше или где доминируют православные; ни в местах, где смешанное проживание; ни в местах, где большинство населения составляют мусульмане. Всё в общем и целом абсолютно нормально. Это означает, что мы приняли это решение сбалансировано и, в общем, создали, мне кажется, нормальную основу для того, чтобы развивать этот курс.

Теперь о будущем. Я не исключаю того, о чём Вы говорите, но это вопрос уже в конечном счёте выбора, с какого периода преподавать, с какого класса. Мне думается, что, если и переходить к более расширенному преподаванию, это должно делаться, естественно, с согласия родителей и, может быть, тоже с использованием некоторых экспериментальных школ или каких-то пилотных регионов, где бы можно было эту модель более продвинутого изучения, допустим, основ православной культуры или какой-либо иной культуры просто в начале обкатать, а после этого уже перейти к использованию этой методики практически во всех школах или в значительной части школ.

Я не знаю, ваше святейшество, Вашей позиции. Можно, я Вам слово передам?

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: Дмитрий Анатольевич, позиция такая же. Действительно, мы живем в обществе непростом, неоднородном, и нужно учитывать разные взгляды. Но расширять количество классов, в которых преподаются основы религиозной культуры, это правильное направление. Действительно, нужно идти через пилотные проекты и пилотные регионы, повторяю дословно то, что Вы сказали, Дмитрий Анатольевич, и анализировать всё происходящее. Но уже сейчас и у нас, в наших ведомствах, которые работают в области образования, накоплен большой информационный пласт, в центре которого сильное желание людей, по крайней мере, в старших классах, дать возможность детям приобщиться к основам религиозной культуры. Потому что в 4–5-х они не изучали, они на выходе, а вот этой прививки этической на основе религиозных ценностей у них нет. Поэтому, конечно, вопрос серьёзный, и я думаю, что во взаимодействии с Министерством образования мы будем это продвигать, потому что это опять-таки проистекает из реальной потребности людей.

Д.МЕДВЕДЕВ: Да, это именно так, так мы тогда и будем поступать. А самое главное, просто ещё раз хотел бы сказать, я считаю, что, приняв такое непростое решение, на самом деле мы ничего не разрушили, а, наоборот, создали огромное количество дополнительных возможностей и для детей из православных семей, и для детей из семей, где другой веры придерживаются, – вообще для всех. Ведь на самом деле к чему мы изначально стремились, создавая контуры нашего нового государства два десятилетия назад? Чтобы была возможность выбора. Собственно, вот эту возможность мы и реализовали, и я очень рад, что это получилось.

890