Николай Георгиевич Емельченко, заслуженный врач Российской Федерации, профессор, член Союза журналистов Российской Федерации:
В 1932 году советским правительством было принято никогда не публиковавшееся "Постановление о безбожной пятилетке". Оно было разработано председателем "Союза воинствующих безбожников" Ярославским (Губельманом) и подписано лично Сталиным.
За пять лет намечалось, говоря современным языком, уничтожить материальную базу Русской Православной Церкви (монастыри и храмы), ликвидировать кадровый потенциал (священнослужителей и активных верующих) и вытравить из сознания народа сами мысли о Боге. План последовательно выполнялся, но самыми страшными оказались 1937 и 1938 годы. За два года были расстреляны 107800 священнослужителей. А вот участь храмов оказалась различной. Во всей огромной стране оставались нетронутыми сто храмов. Часть остальных, как, например, храм Христа Спасителя в Пятигорске и Свято-Никольский собор в Кисловодске, были взорваны. Строили храмы крепко, техники для сноса в то время не было и их зачастую просто взрывали. Другие постигла более тяжкая участь. В них открывали кинотеатры, как, например, в недавно отреставрированном и заново освященном Главном военно-морском Свято-Никольском соборе в Кронштадте. В Санкт-Петербургском Воздвиженском храме на Фонтанке был устроен абортарий: в храме – бойня для неродившихся младенцев. В храмах устраивали клубы. Можно себе представить, что звучало под сводами этих храмов.
В 1963 году я поступил в Ростовский государственный медицинский институт. Он размещался в зданиях бывшего госпиталя Войска Донского в центре города. На его территории была госпитальная церковь. В 30-е годы там находился студенческий клуб. На фресках были намалеваны аэропланы, танки, звезды, флаги, лозунги. В 1964 году церковь эту взорвали. Кстати, хулиганки-кощунницы, устроившие рок-концерт в храме Христа Спасителя, на короткое время превратили его фактически в клуб. Почувствуйте, как перекликаются события. Правда, российские СМИ ласково и нежно называют их девушками.
В храмах устраивали амбары, склады, мастерские, артели.
В Ставрополе был женский монастырь. После закрытия в нем устроили филиал краевой психиатрической больницы. В алтаре монастырского храма многие годы был туалет.
В 2008 году после нападения Грузии на Южную Осетию в Кисловодске была собрана гуманитарная помощь. В числе сопровождавших был мой друг и коллега, такой же, как и я, врач, и такой же, как и я, член Союза журналистов Попков Геннадий Иванович, который по возвращении написал замечательную статью. В ней он приводит такой эпизод. Колонна остановилась на привал в каком-то селе. На окраине возле дороги стояла заброшенная, полуразрушенная церковь. Он решил ее осмотреть. Зайдя, тут же в ужасе выскочил. Проезжающие по трассе многие годы использовали ее как придорожный туалет. Сколько еще таких церквей и храмов по России? Нет им числа.
Долорес Ибаррури сказала замечательные слова: "Лучше умереть стоя, чем жить на коленях". Но она лишь озвучила то, чем руководствовались все мученики Христовы. Они предпочитали умереть стоя, т.е. не сломив своей веры, чем продлить временную земную жизнь, оказавшись от Христа, т.е. жить на коленях.
Так вот, некоторые избранные Богом храмы умирали стоя, в один момент, в том числе наш Свято-Никольский собор, избежав другой унизительной участи. Он умер, чтобы возродиться во всем величии и красоте.
Если б сохранился, его конечно бы восстановили, но ведь он был раза в три меньше воссозданного из ничего величественного Свято-Никольского собора, гордости, украшения и достопримечательности города-курорта Кисловодска.
На месте разрушенного собора разбили сквер и поставили памятник "вождю мирового пролетариата", как символ победы над Богом.
Но Господь поругаем не бывает.
Посмотрите, как Он посмеялся над своими врагами. Все памятники Ленину были стандартными. Чаще всего левую руку он держал за отворотом пиджака или пальто, а правой указывал в светлое будущее. Так вот там, куда указывал, в соседнем сквере стоял общественный туалет, за сквером в том же направлении - стационар кожно-венерологического диспансера. В народе говорили: "Показывает - верной дорогой идете, товарищи!"
Папа мой родом из села Воронцово-Александровского, ныне город Зеленокумск. Он рассказывал, что в 30-е годы на площади поставили такой же памятник, и товарищ Ленин так же показывал на находившуюся недалеко тюрьму. Сельчане поясняли: "Указывает - все там будете!"
Я не знаю, сохранились ли в городах региона Кавказских минеральных вод памятники Ленину, но в Кисловодске такой памятник есть в самом центре города, напротив Колоннады - центрального входа в курортный парк, и Крестовой горы.
Показательна история этого места. До войны там был скверик. В войну немцы хоронили здесь своих офицеров в цинковых гробах в полной парадной форме со всеми орденами и при оружии. Когда они покидали город, гробы выкопали и увезли. На этом месте и установили памятник Ленину.
Было непонятно, чего он так пристального смотрел на Крестовую гору. А потом в 60-е годы в гроте у основания Крестовой горы появилась скульптура демона. И все стало ясно. Ленин смотрел на демона, а тот задумчиво на Ленина. У нас ходит поговорка: "В Кисловодске два черта – один напротив другого".
Кстати, в маленьком Кисловодске 25 улиц носят имена соратников Ленина и даже четырех германских коммунистов: Карла Либкнехта, Клары Цеткин, Розы Люксембург и Эрнста Тельмана. В самой Германии о них уже давно забыли.
Все это не так безобидно, как может показаться, но это отдельная тема.
Первым волю Божию о восстановлении Свято-Никольского собора озвучил приснопоминаемый Владыка Гедеон. Он благословил возрождать приход и строить собор священника Иоанна Знаменского, который с этой задачей блестяще справился.
На тот момент кроме участка земли не было вообще ничего. Как тут не вспомнить слова из Священного Писания: "В начале было Слово". И это слово чудным образом воплотилось в материальные стены, купола, роспись собора. Но ведь все это появилось не само собой. Вдохновителем, организатором, движущей силой, исполнителем свершившегося был и остается Иоанн Знаменский, потомственный священник, кандидат богословия, в 40 лет ставший митрофорным протоиереем. Личность с неуемной энергией, он всегда ставит перед собой заведомо невыполнимые задачи и почему-то всегда их успешно решает. У него огромный круг проблем: организационных, финансовых, хозяйственных, строительных, педагогических, воспитательных. Настоятель Свято-Никольского собора, благочинный церквей Кисловодского округа, секретарь Епархиального Совета, председатель отдела катехизации, директор православной Свято-Никольской классической гимназии, кстати, первой в Ставропольском крае. Непонятно, когда успевает все делать, даже с учетом того, что он на своем рабочем месте с раннего утра и до поздней ночи.
Конечно, у него были и есть единомышленники, помощники и сослуживцы, но ведь талант организатора проявляется и в том, чтобы таких людей найти и объединить.
В истории возрождения Свято-Никольского собора много удивительных событий. Владыке Гедеону предложили строить собор, похожий на разрушенный, но он решительно отверг это предложение и распорядился возводить тот, который мы сейчас имеем. Ему возражали: "Зачем такой большой, прихожан немного, пустовать будет", на что Владыка ответил: "Вы стройте, а прихожане будут". И действительно, сейчас, особенно по праздникам, собор практически полностью заполняется верующими.
Когда преставилась мамочка Владыки Гедеона, матушка Матрона, Владыка пожелал чтобы ее похоронили в ограде собора. До разрушения старого собора здесь были захоронения священнослужителей, заслуженных и почетных людей, благотворителей. Затем все надгробия, кроме художника Н. А. Ярошенко, были снесены. Пожелание Владыки было очень ответственным, т.к. надо было найти место и при этом не повредить ни одного захоронения. Отец Иоанн долго молился в алтаре, в одиночестве ходил по территории и, в конце концов, указал: "Ройте здесь". И, действительно, могила оказалась на свободном месте.
Купола водружали ранней весной, было очень холодно, дул сильный ветер, поднимать многотонные конструкции подъемными кранами было нельзя. На территории собора уже много часов служился молебен. Внезапно ветер полностью стих и купола очень быстро и благополучно были установлены.
Нежданно-негаданно находились благотворители из других городов, которые жертвовали для собора значительные суммы денег, некоторые из них желали при этом оставаться неизвестными. Один из работников собора сказал: "Мы уже ко всему привыкли, чудеса здесь совершаются чуть ли не каждый день". По словам отца Иоанна, самое главное чудо - это возрождение Свято-Никольского собора по молитвам и заступничеству перед Богом святителя и Чудотворца Николая.
Сергей Есенин писал: " Глаза в глаза лица не увидать, большое видится на расстоянии". Идут годы, и все меньше в живых остается участников и свидетелей этих событий.
Есть сухая хроника строительства собора – что и когда было сделано, но думается, возрождение собора заслуживает написания яркой и увлекательной его истории с рассказами и воспоминаниями еще живых участников и очевидцев. Пока не поздно.