Положение православных религиозных организаций в Карачаево-Черкесской автономной области в 1980-е годы

28.05.2013
Просмотры: 3028

Кратов Е. В., Кратова Н. В.

 

В 1970–1980-е гг. политика государства в отношении религиозных объединений существенно потеплела по сравнению с хрущевским периодом. Прекратились кампании по закрытию храмов, принудительной ликвидации религиозных организаций.

Однако до середины 1980-х гг. говорить о либерализации в государственно-конфессиональной сфере все же нельзя. Активное распространение получила политика искусственного сдерживания роста числа религиозных объединений, велась широкая атеистическая пропаганда, органы власти третировали религиозные общины постоянными проверками, вопрос об открытии новой общины, ремонте или строительстве культового здания превращался в многомесячную, а порой и многолетнюю бюрократическую процедуру, почти без шанса на позитивное решение.

Отношение к религии радикально изменилось в бурную эпоху перестройки, которая стала преддверием религиозного ренессанса постсоветского десятилетия, завершившего крайне непростой для россиян ХХ век.

В настоящей статье мы постараемся рассмотреть основные тенденции развития государственно-церковных отношений в Карачаево-Черкесской автономной области в эту переломную эпоху. Основным источником стали материалы из архива уполномоченного по связям с религиозными организациями Главы Карачаево-Черкесской Республики.

В 1981 было образовано Карачаево-Черкесское благочиние, каноническая территория которого совпала с границами области. Сложность религиозной ситуации в регионе заставила ввести в области должность уполномоченного Совета по делам религий по Карачаево-Черкесской автономной области. Назначенный на эту должность Николай Григорьевич Проваторов курировал религиозную сферу в Карачаево-Черкесии и после ликвидации Совета по делам религий, вплоть до 1998.

После гонений на Церковь в период хрущевских «заморозков» количество зарегистрированных православных приходов оставалось неизменным до первой половины1980-х гг. Закрытие церквей и сокращение численности духовенства не смогли полностью изжить «религиозные пережитки». Согласно информации Н. Г. Проваторова, в ряде населенных пунктов, где нет церквей, женщины пожилого возраста организуют проведение похорон верующих по религиозным обрядам [1].

Об уровне религиозности населения можно судить по данным социологических исследований, проведенных Карачаево-Черкесским НИИ в 1978-1980 гг. Среди абитуриентов из ст. Исправной 20,4% считали себя верующими. Интересны данные и в целом по уровню религиозности населения станицы – 28% опрошенных заявили, что участвуют в религиозных праздниках, 23,1% имеют дома предметы культа, 13,3% крестят детей, 74,1% считают необходимым хоронить умерших родственников по религиозному обряду, 26,5% признают целесообразным религиозное воспитание в семье [1].

В такой ситуации власти активизировали политику, направленную на снижение уровня религиозности населения. По официальной статистике, в 1980 г. количество венчаний, крещений и похорон по религиозному обряду уменьшилось по сравнению с 1979 г. Так, крещений уменьшилось на 159, венчаний – на 13, похорон – на 89, однако количество очных отпеваний возрастает. В справках отмечается, что это, скорее всего, неполные данные, так как доходы Церкви по официальной документации несколько возрастают. Данные о количестве соборований и причащений верующих на дому невелики, так как проводить их можно было только по разрешению районных и городских исполкомов [1]. В дальнейшем официальная статистика фиксирует некоторое снижение количества религиозных обрядов, однако это было далеко от реальности, так как участились случаи скрытых обрядов крещения и крещений за пределами области, проводились отпевания и соборования на дому у верующих без разрешения исполкомов [2; 3]. По данным отдела пропаганды и агитации обкома КПСС, в первой половине 1980-х гг. были отпеты по православному обряду 60-80% от числа всех умерших. Так же оценивался и процент прошедших обряд крещения [7].

Н. Г. Проваторов отмечал в своем отчете за 1984, что большинство молодых родителей крестили своих детей, не считая себя верующими. При этом многие переплачивали за крещение, чтобы их фамилия не была записана в церковных книгах [4].

Власти пытались контролировать и содержание проповедей. По данным на 1980 г., комиссиями содействия исполкомам по контролю соблюдения законодательства о культах в православных церквях было прослушано 40 проповедей. Особое внимание уделялось тому, чтобы религиозные проповеди не выходили за рамки религиозно-нравственных и религиозно-патриотических тем. Отмечалось, что «произносились моления за сохранение мира, за мудрость и здоровье советского правительства и представителей власти на местах, осуждались хищения народного добра нечестными людьми…» [1].

В целом в этот период ситуация в православных общинах Карачаево-Черкесской автономной области оставалась достаточно стабильной. Доходы приходов составляли 230–250 тыс. руб. Однако попытка усилить контроль власти за финансовой деятельностью показала, что реальный доход церквей был выше. Так, исполнительным органом Усть-Джегутинской церкви за первое полугодие 1982 г. было скрыто 10 тыс. руб. [3]. В целом же храмы Карачаево-Черкесской автономной области выбрали тактику, не показывая реального увеличения доходов, увеличить перечисления в различные фонды: Фонд мира, Фонд охраны памятников истории и культуры и другие.

В 1980-е гг. посещаемость храмов оставалась стабильной. Ежедневно в храмы приходили от 20 до 120 человек, а на Пасху – от 400 до 2 500 человек [12]. Политика властей в этот период была направлена на то, чтобы не допустить молодежь в храмы. Власть применяла различные меры, чтобы сдержать рост численности верующих. Верующую молодежь исключали из средних специальных и высших учебных заведений. По всем населенным пунктам рассылались формуляры, в которых должен был вестись учет детей и молодежи, принимающих участие в богослужениях во время великих праздников. Более того, у дверей храма дежурили дружинники, которые пропускали на службу только пожилых, а для людей среднего возраста и молодых вход был закрыт. По воспоминаниям протоиерея Валентина Корнеева, в середине 1980-х гг., обучаясь в семинарии, он приходил на службы в церковь в одежде семинариста, но это вовсе не останавливало доблестных дружинников, и ему с большим трудом удавалось попасть на службу [11].

Власти активно проводили атеистическую работу. За один только 1980 было прочитано для населения области свыше двух тысяч лекций по научному атеизму, более четырех тысяч лекций по естественнонаучной тематике и более тысячи лекций по социалистической обрядности. Проводилась планомерная работа по внедрению социалистической обрядности среди населения. Большое внимание уделялось профилактике религиозности среди учащихся школ. Во всех общеобразовательных учреждениях Карачаево-Черкесской автономной области были созданы кружки по изучению научного атеизма [1].

Власти также стремились не допустить увеличения количества приходов. Так, в 1981 была прекращена деятельность небольшой группы верующих в с. Спарта Адыге-Хабльского района, проводивших богослужения самостоятельно, без священника [2].

Что же касается защиты законных прав Церкви, то власти в этом вопросе такого рвения не проявляли. Когда в 1981 из Покровской церкви выкрали 2 иконы и 5 медных крестов, то ни имущество, ни преступники найдены не были [2].

В период пребывания на посту Генерального секретаря ЦК КПСС К. У. Черненко усилилось давление на Церковь. Только за один год было принято четыре антицерковных постановления [14, с. 396]. В Ставропольском крае в это время активизировалась работа аппарата уполномоченного, комиссий содействия, правоохранительных органов «по пресечению незаконных действий экстремистской части священнослужителей и верующих» [5]. Однако в Карачаево-Черкесской автономной области с 1984 г. наметились более конструктивные отношения власти и Православной Церкви. Начали проводиться встречи религиозного и партийно-советского актива, православным верующим Черкесска было разрешено участвовать в возложении венков к братской могиле воинов, павших в Великой Отечественной войне [4]. Впрочем, до государственно-церковной симфонии было по-прежнему далеко. Попытка верующих ст. Преградной провести коллективное моление о дожде в мае 1985 была пресечена райисполкомом. В своем отчете уполномоченный, говоря об этом факте, не преминул отметить, что дождь и без молений пошел на второй день – по метеопрогнозу [6].

Эпоха перестройки кардинально изменила отношение к религии в советском обществе. С 1987 наблюдалась активизация церковной жизни. Увеличилось количество прихожан: в воскресные дни храмы посещали от 40 до 250 человек. Были отремонтированы церкви, построены подсобные помещения. В том же году на регистрацию были приняты документы православной общины ст. Преградной, до этого несколько лет безуспешно пытавшейся легализоваться (зарегистрироваться удалось лишь в 1988 г.) [8].

В январе 1988 вышло постановление Совета по делам религий, в котором властям предписывалось без проволочек удовлетворять все правомерные просьбы верующих, чтобы не создавать конфликтных ситуаций и не дискредитировать перестройку в глазах верующих. В 1988 г. в Карачаево-Черкесской автономной области было широко отпраздновано 1000-летие Крещения Руси.

13–14 октября в Черкесске прошли торжества, посвященные этому событию, в которых приняли участие руководство области, руководители местных органов власти и представители общественности [9]. Через год, 9 сентября 1989 г., прошла знаковая встреча православного и мусульманского духовенства с народным депутатом СССР, первым секретарем Карачаево-Черкесского обкома КПСС В. Е. Лесниченко [10]. Верующие позитивно восприняли эту встречу, «они увидели признание в себе равноправных советских граждан… наконец-то правовые нормы в отношении верующих, декларативно провозглашенные в Конституции СССР и других правовых актах, стали осуществляться на деле» [13]. Встреча широко освещалась в местных средствах массовой информации. Подтверждением признания Церкви полноценной частью системы общественных отношений стало избрание благочинного православных церквей области протоиерея Василия Афонина в  правление областного Фонда милосердия и здоровья, в президиум областного Общества Красного Креста и Полумесяца. В 1990 г. он был избран в депутаты Черкесского горсовета [10].

Таким образом, религиозная политика, проводимая властями в Карачаево-Черкесской автономной области в 80-е годы ХХ века, в целом была направлена на постепенное искоренение церковного влияния на советского человека. Проводилась она различными методами: через антирелигиозную пропаганду, создание многочисленных комиссий по усилению контроля соблюдения законодательства о религиозных культах, попытки отстранить священнослужителей в своих приходах от административных и финансовых вопросов, регулярный подсчет количества верующих, посещавших храм, и т. д.

Однако полностью устранить религию из общественной жизни властям так и не удалось. Храмы и мечети продолжали функционировать, совершались религиозные обряды, сохранялись церковные административные структуры. Благодаря этому в период перестройки стал возможен религиозный ренессанс, позволивший восстановить позиции религиозных институтов в обществе.

Источники и литература:

1. АУГ КЧР. Отчет о деятельности религиозных обществ и состоянии религиозной обстановки в КЧАО за 1980 год.

2. АУГ КЧР. Отчет о деятельности религиозных обществ и состоянии религиозной обстановки в КЧАО за 1981 год.

3. АУГ КЧР. Отчет о деятельности религиозных обществ и состоянии религиозной обстановки в КЧАО за 1982 год.

4. АУГ КЧР. Информационный отчет о деятельности религиозных обществ, состоянии религиозной обстановки и контроля за соблюдением законодательства о культах в КЧАО за 1984 год.

5. АУГ КЧР. Информационный отчет уполномоченного по делам религий при Совете Министров СССР по Ставропольскому краю за 1984 год.

6. АУГ КЧР. Информационный отчет о деятельности религиозных обществ, состоянии религиозной обстановки и контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах в КЧАО Ставропольского края за 1985 год.

7. АУГ КЧР. О религиозной обстановке, выполнении законодательства о культах и недостатках атеистического воспитания населения области. Информация отдела пропаганды и агитации обкома КПСС №586 от 29.10.1986.

8. АУГ КЧР. Информационный отчет о деятельности религиозных обществ, состоянии религиозной обстановки и контроля за соблюдением законодательства о культах РСФСР в КЧАО Ставропольского края за 1987 год.

9. АУГ КЧР. Программа торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. Черкесск, 1988.

10. АУГ КЧР. Информационный отчет о деятельности религиозных обществ, состоянии религиозной обстановки и контроля за соблюдением законодательства о культах РСФСР в КЧАО Ставропольского края за 1988–1989 годы.

11. Личный архив Н. Кратовой. Полевые материалы 2012 года. КЧР, г. Черкесск. Интервью с о. Валентином Корнеевым, 1961 г.р.

12. ЦДОДП КЧР. Ф. 1. Оп. 65. Д. 253. Л. 23.

13. ЦДОДП КЧР. Ф. 1. Оп. 68. Д. 369. Л. 53.

14. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2010.

3028