24 апреля в Православной Свято-Никольской классической гимназии города Кисловодска прошел семинар "Духовно-нравственное воспитание учащихся: состояние, перспективы, задачи". В семинаре участвовали учителя и директора общеобразовательных учебных заведений города, руководители муниципальной системы образования.
Гостей приветствовал помощник руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Пятигорской и Черкесской епархии, духовник Православной Свято-Никольской классической гимназии, протоиерей Димитрий Моничев. Выступил хор учащихся старших классов гимназии под руководством протодиакона Михаила Поддубного.
Участники делились опытом и советами по духовно-нравственному воспитанию в учебной и внеучебной деятельности. На семинаре присутствовали учащиеся Гимназии № 19, которые не только показали свои работы, но и рассказали, как создавались эти произведения.
Вера Дементьева, начальник управления образования администрации города-курорта Кисловодска, отметила, что "школа – это центр, где формируются взгляды учащихся. Через школу проходят все граждане России. Перед школой стоит серьезная задача воспитать духовно-нравственную личность. Для проведения семинара не случайно была выбрана Православная гимназия города Кисловодска, где духовно-нравственное воспитание тесно связано с верой в Бога, и как следствие, дети отличаются от учащихся светских школ своим благочестием".
Любовь Пискунова, учитель мировой художественной культуры Гимназии № 19 выступила с докладом на тему "Формирование у детей мотивации к духовно-нравственному развитию через знакомство с родной культурой". На уроках черчения и моделирования изучается храмовая архитектура, затем дети по сохранившимся эскизам создают модели древних русских храмов и колоколен.
Людмила Гюльвердиева, профессор Кисловодского гуманитарно-технического института, поделилась своим опытом проведения родительского собрания на тему "Грех сквернословия в Православии и исламе".
Светлана Рожнова, заместитель директора по воспитательной работе СОШ № 10, рассказала каким образом в многонациональной школе можно проводить уроки нравственности. По ее словам, самое главное в воспитательной работе – это личность педагога.
Нонна Хачанова, директор СОШ № 2, также считает, что духовно-нравственное воспитание детей начинается с поведения взрослых. Она говорила о роли педагога и родителей в духовном становлении ребенка.
Светлана Челнокова, учитель химии и биологии СОШ № 9, выступила с докладом на тему "Духовно-нравственное воспитание через краеведческую деятельность". Выступление сопровождалось многочисленными презентациями. Она считает, что дети при желании они могут совершать героические поступки, находить необходимые исторические документы.
В практической части семинара Клавдия Ровенская, учитель русского языка и литературы Православной Свято-Никольской классической гимназии, провела мастер-класс "Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы в 10 классе". Свое выступление она назвала "Штрихи к уроку – драма А. Н. Островского "Бесприданница". Опираясь на отрывки из текста, а также эпизоды современных художественных фильмов, снятых по этой драме, Клавдия Владимировна показала, что действительная причина гибели главной героини заключалась в ее душевном состоянии. "Не понимая истинного смысла любви, она искала только удовольствия, развлечения". В подтверждение были приведены наглядные примеры, показывающие какой должна быть истинная любовь. "Лучше всего об этом сказано Апостолом Павлом в 1 послании коринфянам (1Кор.13:1-8).
Подводя итоги обсуждения, протоиерей Димитрий Моничев разъяснил значение слов "духовно-нравственное воспитание". "Духовность и нравственность – это разные вещи. Духовность связана с Богом. Можно быть высоконравственным человеком и при этом бездуховным, поэтому главная цель воспитания заключается в том, чтобы находить общее и уважать другое мнение, культуру, традицию".
В ходе семинара были разработаны рекомендации.