«Хорошая жизнь невозможна, когда рядом тебе не говорят «спасибо» за твою доброту. Хорошая жизнь маловероятна, когда тебе не говорят «спасибо» за то, что ты смог простить. Хорошая жизнь невозможна, когда ты никого не любишь. Она невозможна, когда ты не помнишь тех, кого обидел. Она невозможна, когда ты не исправляешь своих прежних грехов. В том смысле, в котором можно говорить о ней, как о той, что станет наследством в вечности».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Как же хочется жить долго. Для этого все сейчас. Кажется, что именно это становится очень заметной частью жизни каждого человека. Хотя, наверное, о жизни, особенно, долгой жизни рассуждают те, которые в своей временной жизни нашли нечто, что вполне эту жизнь устраивает и наполняет. То есть как же хочется жить долго хорошо. И это «жить хорошо» звучит очень часто и в наших пожеланиях другим и, надо признаться, в наших пожеланиях самим себе. Хорошо.
И вот когда мы эти слова произносим сами себе, что же становится источником этого хорошего? Настроение? Благоприятная погода? Что же становится источником этого хорошего? Положение? Возможности в обществе? Да много что может стать источником того, что мы признаем как хорошее, как лучшее, как самое надежное. И к этому стремимся.
Некоторый начальник подошел ко Христу, как мы сегодня слышим в Священном Евангелии, и говорит Ему: «как мне, Господи, жить и что мне делать, чтобы достичь жизни вечной?». Жизни вечной, сопоставляя ее с тем хорошим положением, которое он имел в своей жизни временной. Вот все у него было хорошо и так хотелось это хорошо переносить не только изо дня в день, из года в год, но еще и перенести в самую вечность, чтобы и там было хорошо.
Христос ответил ему: «соблюди заповеди». Это совершенно очевидно и понятно – чтобы человек оставался в вечности человеком с душой, наполненной светом, оставался в вечности живым, ему надобно быть живым сейчас, ему надобно сейчас не болеть смертью греха. Потому и говорит Господь: «сохрани заповеди». Тот человек, который жил честно и действительно старался жить хорошо, говорит: «эти заповеди я сохранил от юности своей»
. Тогда Спаситель, взглянув на него, говорит: «хочешь быть совершенным, раздай имущество твое нищим и последуй за Мною, и тогда будешь иметь сокровище, богатство на небесах». Тот же человек опечалился и отошел от Христа. В момент все хорошее закончилось. Христос не забрал у него ничего. С этим человеком не случились никакие болезни, с ним не случилось никаких потрясений. На него не напали ни воры, ни хищники и не отобрали у него все. Он не был оклеветан перед государем, и царь не судил его, отобрав у него все имущество. У этого человека ничего не отобрали. И в моменте ему перестало быть хорошо. Он отошел очень опечалившимся.
Когда, и это мы видим в сегодняшней истории, человек всю свою жизнь связывает с верной и правильной своей рачительностью, благоразумием, но рачительностью, которая только создаёт тебя самого и никому не дарит ни надежды, ни милосердия, ни смелой дружбы, тогда жизнь твоя хороша только сейчас как мыльный пузырь.
Хорошо – это не тогда, когда тебе хорошо только лишь. Хорошо – это тогда, когда рядом с тобою те, кто находятся, радуются тебе, любят тебя, верят тебе. Этот человек, о котором мы рассуждаем сегодня, общающийся со Христом, говорит Ему: «я сохранил эти заповеди от своей юности», и делает хорошо. Чего, пожалуй, не каждый из нас может сказать, что от юности своей сохранил заповеди. Но даже эта его благочестивая жизнь, лишённая милости к нуждающимся и сострадания к плачущим, не делает его наследником вечной жизни.
Святитель Иоанн Златоуст замечает, что у этого человека был один очень горький и тяжкий недуг – его сребролюбие, которое заключалось в самом себе. Он очень надеялся на то, что имел, и боялся расстаться с этим. И всё, что он имел, он боялся вложить в жизнь других людей, а оставлял всё только для себя, утешая себя мыслью, что этим и можно обеспечить свою хорошую жизнь.
Хорошая жизнь невозможна, когда рядом тебе не говорят «спасибо» за твою доброту. Хорошая жизнь маловероятна, когда тебе не говорят «спасибо» за то, что ты смог простить. Хорошая жизнь невозможна, когда ты никого не любишь. Она невозможна, когда ты не помнишь тех, кого обидел. Она невозможна, когда ты не исправляешь своих прежних грехов. В том смысле, в котором можно говорить о ней, как о той, что станет наследством в вечности.
Конечно, с этими словами можно было бы спорить, как некогда и тот человек спорил со Христом, говоря Ему: «всё это я сохранил от своей юности, что же мне сделать, чтобы войти в вечную жизнь, и чтобы там было хорошо». И когда услышал о своём недуге, о своей страсти, очень огорчился. Но ведь он мог бы эту жизнь прожить так, как хотел бы, и зачем ему размышлять о том, что будет, когда, кажется очевидным, важно то, что есть. В том-то весь и парадокс нашей жизни, что вечность более очевидна, чем временная жизнь. Всё временное напоминает нам о вечном. И, источаясь здесь, открывает нам то, что никогда не будет истощено – жизнь вечная.
Кто-то скажет: «ну, что же, тогда стоило бы, если верить в жизнь вечную, и вовсе не замечать жизни временной». Но вечная жизнь начинается в благодарности, в счастье, в искренности, в честности, в святости тех людей, кто рядом с нами.
Вечная жизнь на нас смотрит глазами людей благодарных, обнимает нас руками людей любящих. Вечная жизнь согревает нас словами настоящих друзей. Вечная жизнь делает нас счастливыми рядом с нашими родителями, близкими, родными. Вечная жизнь дышит уже сейчас. Отними это все, и тогда жизнь временная потеряет всякий смысл. Не жить другими, не сопереживать другим, не замечать других, не слышать, не видеть, не знать других, остаться одному сейчас – и тогда лишить себя и вечности.
Раздать, поделиться – это не значит лишить себя, это значит жить вместе с другим. Поделиться своим добрым словом – это значит поговорить с другим. Поделиться чем-то из того, чем бы ты мог поделиться из своих вещей или предметов, которыми ты пользуешься – это значит в свой дом пригласить друга. Поделиться с другим щедростью сердца – это значит сделать его легче. Поделиться с другим своей любовью – это значит сделать её больше. Своей дружбой – это значит сделать её крепче. Поделиться с другим – это значит стать больше, не ничтожным, хотя и кажущимся себе хорошим, а большим, которого заметит Бог, говоря: «и наследуешь жизнь вечную».
Помоги, Господи, каждому из нас, размышляя об этих словах, и о том, что значит хорошо, и о том, как это хорошее продлить до вечности, размышляя об этих словах, научиться делиться, чтобы душа становилась больше и сердце легче, и жизнь хорошей. Аминь.
14 декабря 2025 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска