«Вся наша жизнь может быть рассматриваема как суббота, которую Бог дает нам, чтобы добрыми делами наполнить свою жизнь настоящим смыслом и научиться во всем и всюду видеть Бога и служить Ему».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Евангелие, которое мы сегодня слышим – о субботе, о том, что положено и не положено делать в особенные дни – многому может нас научить. В сегодняшнем повествовании мы слышим, как Господь приходит в синагогу и находит там женщину, которая 18 лет страдала тяжким недугом. Она была скована, парализована. И возлагает на нее руку и исцеляет ее от болезни.
Кажется, все так очевидно, все так понятно и ничего не должно вызвать недоумения. Но находящийся там начальник общины говорит людям: «достаточно других дней, чтобы совершать эти дела, тогда и приходите целиться, но не в субботу, это особый день, который мы посвящаем сосредоточенности на себе самих и на общении с Богом».
Тогда Христос отвечает этому начальнику: «лицемер, разве не позволяет закон в субботу отвязывать осла, чтобы напоить его? Разве вы не заботитесь о тех, кто в этот даже и субботний день нуждается в том, чтобы поддержать – животное? Неужели Господь не позаботится о Своих верных? Неужели не стоит развязать эту женщину, которая 18 лет была скована, от ее недуга?» И стыдился этот начальник, хотя, скорее, не стыдился, а злился. И радовались люди, услышав этот удивительный ответ. Чему же это может нас научить?
В нашей жизни очень много важных дел, таких дел, которые нередко на периферию, на далекую окраину выдвигают все другое. От простого. «Я сейчас очень-очень занят, давай я потом тебе перезвоню». И не делаем этого. «Знаешь, у меня сейчас, мама, нет совсем времени заехать к тебе, я позже это сделаю, сегодня столько много дел, которые я должен выполнить». Ради вот этой самой субботы, как образа своей сосредоточенной только на себе жизни. И таких примеров можно найти множество: когда мужу некогда пообщаться с женой, когда жене некогда искренне, откровенно и смело поговорить со своим мужем, когда у родителей не хватает времени на своих детей, когда дети платят тем же. Когда вся наша жизнь вращается вокруг себя самих.
Та суббота, которую заповедовал Бог чтить, она имеет самое главное, внутреннее значение, в том смысле, что в эту субботу мы общаемся с Богом. И всякое общение с Богом открывает нам доброе сердце к людям. Если ты по-настоящему чтишь Бога – ты внимательный к другим людям. Если ты по-настоящему любишь Бога, то ты любишь и других людей. Если ты хочешь услужить Богу – ты служишь, прежде всего, тем, кто рядом с тобой.
Когда ты отворачиваешься от человека и говоришь себе, что не время для этого человека, есть другое время, и смотришь на этого человека как на того, кто вне твоего интереса, что же Бог скажет тогда тебе? То же, что и сегодняшнему начальнику – лицемер. Какой горький, какой справедливый, и какой иногда, как нужное лекарство, упрек. Разве - говорит Господь - не стоило бы в эту субботу творить добрых дел?
Вся наша жизнь может быть рассматриваема как суббота, которую Бог дает нам, чтобы добрыми делами наполнить свою жизнь настоящим смыслом и научиться во всем и всюду видеть Бога и служить Ему. Если я спешу к своим делам, и безразлично, а иногда уже даже с какой-то раздраженностью прохожу мимо других, то кто я? Как этот начальник сказал с раздраженностью: «есть другие дни, тогда и приходите целиться, но не в субботу».
Все его раздражало. Все было против его внутреннего устройства, в котором он мнил, что служил Богу, в котором он мнил, что делал нечто очень важное, но за этим важным, как ему казалось, и лицемерным служением, которое не было угодно Богу, он презирал других людей - «не до тебя», «некогда», «потом».
У святителя Феофилакта Болгарского есть такая удивительная мысль. Размышляя об этом Евангелии, он говорит: «смотри, как дьявол ненавидит все доброе; и даже очевидное – исцеленный человек, женщина 18 лет страдала параличом, и вдруг она выпрямилась, очевидное чудо и облегчение жизни вызывают у него ненависть, он ненавидит все доброе». Может быть, именно его сила охватывает меня, когда я от кого-то отмахиваюсь и говорю, что «некогда», «не до тебя»? Может быть, это он заставляет меня обходить доброе, когда я мог бы и простить, и пообщаться, да просто в глаза взглянуть, за руку взять, обнять своих престарелых родителей, сказать добрые слова, ведь для этого так немного нужно. Но он это ненавидит и нашептывает мне: «не сегодня», «не сейчас», «посмотри, ты и так уже опаздываешь, беги в другую сторону».
Милосердный Бог никогда не проходит мимо скорченной души, никогда не пройдет мимо души, которая бывает парализована и находится без добрых дел. Бог найдет, как ее посетить. Господь никогда не оставляет наших душ, которые скорчены от дел бесконечной суеты. Он знает, когда нас встретить и как прикоснуться к нам. И хорошо, когда это прикосновение в тишине и радости. Бывает горько, когда это прикосновение в боли, в шуме, в одиночестве. Но Господь не оставляет никого из нас. И сегодняшнее Евангелие показывает нам это.
Посмотри, женщина эта не просила у Него: «исцели меня». Она не подходила к Нему и не стояла перед Ним сгорбленная, и не обнимала Его за ноги, не целовала их с просьбой: «пожалуйста, выпрями меня». Она не плакала перед Ним с горьким сожалением о недобрых, злых делах, которые, должно быть, были и в ее жизни, как в жизни каждого человека. Все это в ней совершалось внутри. Она согбенная и так кроме ног человеческих ничего не видела. Она давно уже не заглядывала в глаза другим людям, она давно не видела их лиц. Ей было невозможно это, больно поднять свою голову и посмотреть на человека. А когда-то, когда могла смотреть в глаза, не всегда этим дорожила. И не всегда поднимала голову к лицу другого человека, должно быть, нередко отворачивалась и делала вид, что не замечает. А теперь ее согбенную никто не замечал из людей, разве что Бог. Она выплакала, вымолила свою душу, в этом своем 18-летнем особом служении, особой жизни. И Бог выправил ее.
Дай, Господи, и каждому из нас быть открытым к доброму. И когда в сердце рождается мысль: «а вот я рядом со своим другом, который находится в больнице», сразу же разворачивайся в сторону больницы. Как только у тебя появится мысль: «да вот надо позвонить своим родителям или своему родному человеку» - не откладывай надолго, делай сразу же. Как только появляется добрая мысль – помолиться о другом человеке – сразу же все оставь, и внутренне всей силой своей веры помолись об этом человеке, скажи: «Господи, должно быть, сейчас его душа так просит вдохнуть полным своим естеством милости Божией, помилуй, Господи, этого человека и пощади его, Господи».
Как только появляется добрая мысль попросить прощения, не ищи поводов. Уже одна эта мысль – хороший повод сказать: «прости меня». Как только появляется мысль простить и перестать мстить, перестать обижаться и перестать на каждом углу поносить имя этого человека – сразу же воспользуйся этой доброй мыслью, прости.
Дьявол ненавидит добрые мысли и завидует, и трепещет, и просто сотрясается, когда видит наши добрые дела, ими он и прогоняется из жизни. А когда он изгнан, вся жизнь выпрямляется, как у этой женщины 18 лет согбенной. Бог изгнал из нее того, кто поразил ее даже до тяжкой болезни. И вернул ей свободу, и вернул ей возможность вновь стоять ровно и поднимать свою голову к небу.
Господи милосердный, помоги нам разогнуться от наших грехов. Помоги нам, Господи, избавиться от паралича наших злых дел, к которым мы так привыкли. Помоги нам, Господи, развяжи нас, приведи нас к водопою Твоей вечной жизни, как несмысленных, чтобы сохранить в нас осмысленную жизнь, наполненную благодарностью к Тебе, Господи, верой в Тебя, Господи, любви Твоей, Господи. Аминь.
7 декабря 2025 года. Екатерининский храм станицы Ессентукской