«Он призывал Бога себе на помощь не того, который приходит извне, а призывал Бога себе на помощь, которого носил в своей душе, в своей совести. Он не прикрывался именем Божиим, он жил этим именем. В этом и была великая доблесть и сила благоверного Александра».
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, жители нашей станицы Александровской нашей любимой Кабардино-Балкарии, наши гости и паломники, сегодня в нашей станице, здесь, в нашем замечательном храме престольное торжество – день памяти благоверного князя Александра Невского, с чем я искренне и всем сердцем поздравляю каждого из вас.
Много на Руси удивительных имен. Много на Руси верных сыновей и верных дочерей. И было так от самой древности, от времен великого князя Владимира и до дней нынешних. Эти имена, русские имена прославлялись и глубокой верой людей, и прославлялись их подвигом, прославлялись их любовью к своей земле.
И всегда в нашей земле мы с особым тщанием, с особым вниманием прославляли и прославляем, и, даст Бог, еще в веках будем прославлять имена просиявших в нашей земле святых угодников Божиих. Ведь всегда на землю, насколько она пригодна, смотрят по плодам. И верны слова Священного Евангелия, которые говорят: «по плодам их узнаете их» (Мф 7:16). Эти слова не только о делах людских, но еще и о целых народах, и о целых странах.
Плоды нашей русской земли — это благоверные князья, преподобные угодники, княгини, это инокини и иноки, это благочестивые миряне, это наши братья и сестры, которые в разные времена, но не изменяя своей вере, любили небо и были преданы своей русской земле.
Таким был и великий князь Александр Невский. И не потому лишь, что родился он в княжеской семье, и долг его княжеского воспитания побуждал его к тому, чтобы защищать свою землю, но потому прежде, что он всегда опирался на силу присутствующего Бога, присутствующего, прежде всего, в его жизни, в его собственном сердце.
Он призывал Бога себе на помощь не того, который приходит извне, а призывал Бога себе на помощь, которого носил в своей душе, в своей совести. Он не прикрывался именем Божиим, он жил этим именем. В этом и была великая доблесть и сила благоверного Александра.
И тогда, когда он защищал западные пределы с оружием в руках, и тогда, когда он защищал восточные пределы Отечества нашего, уже с утонченным образом и силой умения договориться, умения вести переговоры и силой слова убеждать захватчиков не трогать земли своей.
Самая первая битва, которая вспоминается в жизнеописании Александра Невского, произошла тогда, когда ему было всего чуть более 20 лет. Совсем юный человек, который еще и не только не имеет собственного жизненного опыта, а еще и не имеет того, что так нужно воину: доблести, умения в совершенстве владеть науками, связанными с военным делом.
Но он обладал другой наукой. И небольшому своему отряду тогда он скажет: «не в силе Бог, а в правде». И когда они будут смотреть на него с изумлением, и на полчища тевтонцев, тогда он продолжит свои слова и скажет: «они на колесницах и на конях, - вспоминая слова пророка Давида, - а мы имя Божие призовем, и живы будем».
Та схватка была окончена победой юного князя и его небольшого войска. Победой, которую он, прежде всего, одержал в своем собственном сердце, твердо веруя в присутствие Божие. Он знал, что не меч силен в его руке. Князь знал, что он сам силен, как меч, если будет в руке Божией. Мы же имя Божие призовем, и живы будем.
И вся его жизнь была именно такой. Русский сын своей земли, он и меч держал острым, но и душу, и совесть свою не затуплял ни отчаяньем, ни унынием, ни страхом. Он всегда на острие держал свою веру, которую не омрачал ни самомнением, ни гордостью, ни превознесением.
В его жизнеописании есть множество примеров, которые говорят о том, что он был человеком справедливым по отношению не только к своей дружине, но и к народу своему. И мира он искал для мирного народа. И, прежде всего, сам показывал пример горячей молитвы о своей земле, показывал пример доблести, защищая ее от внешних врагов. Но и, защищая ее от врагов внутренних, как сейчас нередко произносится, врагов, которые живут не на границах Отечества, а которые живут в сердцах, в умах, в душах, в наших домах, которые живут с нами так близко и так рядом. Он, прежде всего, защищая единство своей земли, показывал пример этого единства в одной вере, в одной традиции. Он показывал пример этого единства в помощи друг другу. В его времена не было хат с краю. В его времена все старались жить вместе.
И этот пример из далекого XIII века будет хорошим вдохновением и для нашего XXI века: для времени, когда теперь мы испытываем многие опасности и на границах нашего Отечества, времени, когда наши сыновья и братья, сёстры проливают свою кровь, времени, о котором со всей честностью можно сказать, что это время лукавое, время подлое, время коварное, потому что и обмана, и коварства, и подлости не становится меньше.
Но именно в это время мы вспоминаем доблестных сынов нашей русской земли, чтобы позвать их на брань. Но бороться не там, на линии боевого соприкосновения, а позвать на брань бороться на линии сердца и души, бороться за каждого, кто испугался, бороться за каждого, кто отчаялся, кто начал ненавидеть, перестал любить, бороться за каждого, за его душу и сердце, чтобы не упало царство и не рухнуло, разделившееся само в себе. Благоверный князь перед смертью принимает монашество.
И сегодня мы прославляем его как преподобного, человека, который не отвергает княжеских одежд, но одевает на себя одежды иноческие с тем, чтобы предстать пред Богом таким, каким он всегда старался быть – человеком смиренным и покорным волей Божией. А именно смиренным дается и благодать, и спасение. Живший доблестными подвигами он перед смертью совершает подвиг, принимая иноческое пострижение, и предстает пред Богом смиренным иноком.
Пусть его пример, и пусть его доблесть, его глубокая вера княжеская, и пусть его удивительное глубокое смирение иноческое будут нам, каждому из нас, вдохновением, как два крыла, чтобы и нам Божией помощью, молитвами святых защитников земли нашей пережить все эти испытания.
Благоверный княже, ты тогда прославил свою землю, прославь и ныне землю свою, Родину нашу, Церковь нашу. Аминь.
6 декабря 2025 года. Александро-Невский храм станицы Александровской