«Бог долготерпелив. И даёт это нам всё лишь только с одной надеждой – что в нас ещё останется некоторое количество живой совести, которая скажет: «Бог дал мне, значит, я могу помочь тебе». Бог даёт мне, чтобы моими руками поддержать и тебя».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Удивительную притчу сегодня мы услышали, и полагаю, что вместе со святителем Василием Великим каждый мог бы задать себе вопрос: а почему человеку алчному, жестокому, ленивому дается многое, а человеку, который трудится, заботится о чем-либо, дается очень мало? Этот вопрос нередко звучит в нашей жизни. Он звучит нередко не из вне, не к нам, а из нас, когда мы наблюдаем за другими людьми и говорим: «вот надо же, этот особо ничего и не делает, а все у него есть, и еще больше дается».
Василий Великий так и спрашивает: «почему же это?» И даёт удивительный ответ: «это показывает всем нам долготерпение Божие». Господь долготерпит на человеке, который не вкладывает своего труда. Бог даёт и силу неба, чтобы оно дождило, и семени, чтобы оно выросло, и волам, чтобы они пахали землю, - продолжает Василий Великий. Бог все стихии вокруг, управляя ими, подчиняет их Своей воле, и они дают плод тому, который, увидев этот плод в этой притче, человек говорит: «как много уродилось, теперь это навсегда мое».
Бог долготерпит над каждым из нас. И если посмотреть на урожаи своей собственной жизни, то в них не так уж и мало всходов и собранного. Бог многое даёт нам в юности, в зрелости. Но всё, что иногда мы принимаем как то, что получили от какого-либо, называя это стечением счастливых обстоятельств, удачного принятого решения, вложения и так далее, и присваиваем это себе, даже всю свою собственную жизнь, говорим, что «я живу только для себя».
Как этот сегодняшний герой притчи, когда получил богатый урожай, говорит: «всё оставлю себе; прежние житницы развалю, построю большие, и всё сложу туда, и скажу себе: «ешь, пей, душа, веселись, на долгие годы у тебя сложено».
Бог долготерпелив. И даёт это нам всё лишь только с одной надеждой – что в нас ещё останется некоторое количество живой совести, которая скажет: «Бог дал мне, значит, я могу помочь тебе». Бог даёт мне, чтобы моими руками поддержать и тебя.
У святителя Иоанна Златоустого есть такие замечательные слова, что самые надёжные хранилища – это нуждающиеся, в которых мы вкладываем свои таланты, свои дары, свои возможности, которым мы дарим своё время, свои чувства, свою дружбу, свою любовь, свою надежду, свои молитвы.
Василий Великий говорит, что, когда человек не отвечает на те дары, таланты, которые Бог даёт нам, и когда человек всё это присваивает только себе, как этот неблагоразумный богач в этой самой сегодняшней притче, тогда приходит время справедливого наказания Божия. Как пишет евангелист, повторяя слова Спасителя: «безумец, в ночь сию душу у тебя заберут, кому ты всё это оставишь?».
Наказание Божие – это, когда ты всё сделал для жизни, а её нет. Ты всё сделал для своей счастливой жизни, а счастья этого ты не чувствуешь, не видишь. Ты всё собрал для того, чтобы жизнь свою сделать благополучной, но сердце твоё неспокойно, душа у тебя не на месте. Все вокруг не радует тебя. В ночь сию душу твою возьмут у тебя. Что ты сделаешь с тем, чем разбогател в себя самого? Какой дашь выкуп за свою душу? Чем ты её выкупишь?
Она, купленная драгоценной кровью Спасителя Христа, выкупается делами благодарности к этой бесценной жертве Божией. Для жизни вечной она выкупается, чтобы стать её наследницей, делами милосердия, делами любви, делами терпения, надежды. Она выкупается теми, для которых ты открывал житницы своей жизни не для того, чтобы их разорить и сделать большие, и повесить громаднейший амбарный замок своего черствого сердца, а выкупался тогда, когда эти двери были открыты, и все, что было твое, было и тех, кто был с тобой рядом.
Твоё время, твои молитвы, твои надежды, твои чувства, твои возможности, твои слова – все было сокровищем, и для других, с которыми ты делился, утешая, поддерживая, назидая. Бог долготерпелив - говорит святитель Василий Великий, и долготерпелив Он над каждым из нас. И кажется, что сегодняшнее утро, наступившее в жизни каждого из здесь находящихся сейчас в храме, как и богатый урожай, который собрал человек, о котором сегодня рассказывает нам святой евангелист в притче Христовой.
Мы получили богатый урожай жизни: мы увидели этот день, мы увидели своих родных и близких, наше сердцем не безразлично бьётся, глядя на тех, кто рядом с нами. Мы имеем богатый урожай в нашей жизни. И на самом деле все, что необходимо нам для нашей жизни, сейчас у нас есть. Но только это малое, когда не сеется в сердца, души и карманы, как говорит Златоуст, в других людей, очень быстро истощается.
Потому что само в себе не живёт. Само в себе счастье не живёт. Само в себе не живёт ни надежда, ни любовь. Сами в себе не живут добродетели. Они всегда коренятся в сердцах и душах других, в которых ты их всеваешь. Не в Бога богатеешь – так об этом человеке заканчивается сегодняшняя притча. Оказался он совершенно нищим пред лицом Божиим. А все его человеческое богатство нисколько не послужило ему.
Помоги, Бог, каждому из нас богатеть в Бога. Быть богатым – это, значит, иметь в себе много Бога. Богатый – то есть светлый душой, наполненный надеждой. Богатый – то есть искупивший слезами покаяния свой грех и выместивший из себя его, и это место занявший добрыми делами. Богатый – это, значит, Божий. Господь долготерпелив и показывает нам Свое долготерпение. И когда сегодня утром мы почувствовали себя богатыми, получившими от Бога бесценное богатство жизни, дай Бог, чтобы каждый из нас это богатство всеял в сердца тех, кому так нужны и доброе слово, и надежная рука, и горячее сердце, и преданная душа. Аминь.