«Во святом Православии Бог Сам открывает Себя человеку. В вере, которую Господь дарует нам, как Свой дар, Он открывает нам Свою тайну. Всегда Тот, Кто любит, доверяет и говорит о Себе столько, сколько можем принять».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я поздравляю всех нас с днем Святой Пятидесятницы, с днем Сошествия Духа Святого на апостолов, праздник, который называется еще и день Святой Троицы. Сейчас мы совершили Божественную литургию и находимся в преддверии особого молитвенного прошения. Мы находимся в преддверии особой службы, которая совершается единожды в году, когда мы испрашиваем, чтобы Господь Духом Своим Святым сошел на каждого из нас.
Я думаю, не только мне, но и многим из вас приходилось объяснять другим людям то, что, кажется, изначально очень сложно объяснить – о том, что же есть Святая Троица. Но вместе с этим, без этого объяснения даже самому себе невозможно правильно исповедовать Бога. Нам очень важно, очень значимо знать Того, Кому мы поклоняемся.
Во святом Православии Бог Сам открывает Себя человеку. В вере, которую Господь дарует нам, как Свой дар, Он открывает нам Свою тайну. Всегда Тот, Кто любит, доверяет и говорит о Себе столько, сколько можем принять.
Святые отцы, уча о Святой Троице, говорят о том, что Бог очень прост. И вместе с этим, наш человеческий ум и человеческое сознание не может познать Его в полноте, находясь сейчас в этом нашем ограниченном состоянии и только вечность откроет нам возможность Его познания в Своей полноте. Но Бог открывает нам Себя таким, каким мы можем узнать Его.
Когда мы в своей жизни с кем-то общаемся, когда мы в своей жизни кому-то доверяем свою жизнь, то мы должны обязательно знать нечто, что всегда будет нас связывать. И тогда, когда мы это нечто знаем, и когда мы об этом говорим, и когда мы на это опираемся в своих отношениях, тогда они действительно, бывают очень полезными, и идут, что называется, в гору.
Бог открывает Себя человеку так, чтобы мы Его знали. Итак, что же это за тайна Святой Живоначальной Троицы? Во-первых, именуя Отец, Сын и Святой Дух, мы именуем не по старшинству Личности Святой Троицы, или как мы называем их Ипостаси, а именуем так, как Бог Сам Себя открыл, никем не сотворенный, никем не созданный, всегда живущий, не имеющий начало и не имеющий конца, Бог стал причиной всего мира. Он есть Создатель.
И как Создателя мы именуем Его Отец. Бог явил Свою Личность Отца, создав весь мир видимый и невидимый. Бога не создавал никто. Он был всегда и всегда будет. Но вместе с этим, Бог, создав мир и создав каждого из нас в этом мире, одарив нас разумом и свободой, подарил нам самое драгоценное. Кто-то скажет, что самое драгоценное – это жизнь. Отчасти. Но и она, жизнь, дана для чего-то.
Бог подарил нам счастье познавать Себя. Бог подарил нам счастье общаться с Ним. Как Создатель и Творец, Он подарил нам нашу жизнь и сделал эту жизнь познаваемой. Мы учимся. Мы учимся не только говорить, писать, мы не только развиваем в себе таланты. Мы учимся познавать Создателя.
Все, что мы умеем, прежде всего, это только ради того, чтобы познать создавшего нас Бога, удивляясь Его творению. Бесконечно удивляясь Его творению в нашем небольшом мире и в громадном космосе, который Он создал. Удивляясь Его законам. Удивляясь простоте этого создания. И вместе с этим, удивляясь удивительному стройному творению мира.
Бог – Отец, Создатель. Создавший человека дал человеку свободу. Человек согрешил. Наш прародитель Адам вместе с нашей праматерью Евой нарушили заповедь Божию о послушании и не вкушении плодов древа познания добра и зла. Они были через этот грех оторваны от общения с Ним. Всякий человек, который прерывает общение с Создателем, с Отцом, уже не может в полной мере называть себя Его Сыном, но через этот разрыв общения становится слишком далеко от Него.
Бог сократил это расстояние. Бог воплотился. И через Деву Марию, через новую Еву, как называет Ее Церковь, Бог пришел в наш мир. Бог воплотился. Он явил Свою вторую Ипостась, Лицо – Сына. Как воплощенный Сын, тот же Бог, тот же Творец и Причина всего Он являет Себя человеку. Через Свое воплощение Господь искупляет человеческий грех. Господь возвращает Свое создание в Свой дом. Через Свою искупительную жертву Бог прощает первородный грех и стирает проклятие греха, которым человека пленит диавол. Бог истинный, создавший весь мир видимый и невидимый, становится истинным Человеком.
Не другой, а тот же Бог являет Себя миру. И Господь, совершив Свой искупительный подвиг, совершив дело Своей любви, сокращает это расстояние, которое было положено через первородный грех и открывает двери Своего Царства. Но и в человеческом мире, в мире, который Он создал, в мире, в котором теперь мы живем, Он не оставляет нас. Он являет Себя всегдашним Своим присутствием, как Своим дыханием, Своим Духом. Бог Дух Святой, тот же Бог Отец и тот же Бог Сын, Бог Дух Святой, Единый Бог, через Свое пришествие в мир, начинает дышать сначала через апостолов и всех, кто уверовал и всех тех, кто принял Его.
Бог Дух Святой становится дыханием в нашей жизни. Сотворивший мир Отец, искупивший от первородного греха Сын и дающий всему жизнь и свободу Дух Святой, один Бог действует, дышит, совершая дело Своей любви в каждом из нас. Бог явил Себя в разных Ипостасях, показывая нам Свою отеческую любовь.
И Отец, и Сын, и Святой Дух – один Бог в трех лицах, как исповедует Его святая Церковь. Бог, который делает Себя узнаваемым. И когда мы смотрим на этот сотворенный мир, мы говорим: «велик Ты – Бог Отец, и велико творение Твое». И когда мы смотрим на Спасителя Христа, говорим Ему: «велик Ты – Бог Сын, который взял на Себя все человеческое». И когда мы от греха встаем к праведной жизни, и тогда, когда мы от мрака просыпаемся к рассвету, и тогда, когда от прошлого мы, отворачиваясь, совершаем новое, настоящее, говорим: «велик Ты – Бог Дух Святый, дающий нам новое дыхание, дышащий в нас, живущий в нас, действующий в нас».
И сейчас мы за богослужением, которое начнется, этого Дыхания испросим. И во всей полноте, в благодарности прославим создавшего нас Бога, искупившего нас от греха Бога Сына, и прославим давшего нам надежду, прощение, изменение и силы к этим изменениям Бога Духа Святого. Единую Святую и Живоначальную Троицу, одного Бога, Отца и Сына и Святого Духа, явившего Себя нам, открывшего нам тайну Своего Божества, Своей любви, и Мудрого Отца и Жертвенного Сына, и Любящего и Милующего Духа Святого, Одного Бога, Того, Которому честь, поклонение и слава подобает во веки веков. Аминь.