О честности апостола Фомы

04.05.2025
Просмотры: 100

«Вот у апостола Фомы хватило этой честности и духа хватило. И он изо всей силы своей веры воскликнул: «Господь мой и Бог мой». Это значит – я больше не сомневаюсь. Это значит – я больше не боюсь. Это значит – больше нет смерти. Это значит – я больше никогда не буду один. Это значит, что все не напрасно. Господь мой и Бог мой».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Вот ровно те же слова, которые я сейчас произнесу, апостолы сказали своему другу, которого не было с ними рядом тогда, когда им явился Христос: Христос воскресе. Вот как тогда, так и сейчас никто не ответил: воистину воскресе.

Я о другом, я об апостоле Фоме. Он так же тихо промолчал. Может быть, это прозвучало не так громко, не так убедительно. Может быть, в этих словах был какой-то страх. Или сами еще не верили. Может быть, по какой-то другой причине.

Но апостол Фома – удивительный, ревностный, очень быстрый, горячий, очень решительный, твердый, человек, который проповедовал Христа на многих континентах, который проповедовал Христа в землях, о которых можно было бы сказать, что они не были совершенно пригодны к сеянию веры в Господа и Спасителя Христа, они были как каменистая почва. Но апостолу удалось не только там проповедовать, а оставить и поныне существующие удивительные общины верующих во Христа людей и цветущие Церкви в пустынях и в каменистых местах.

Так вот апостол Фома еще и был человеком очень честным, совершенно честным. Он не был человеком, о которым можно было бы современным языком сказать: ну, как все, так и я. Даже сейчас, когда мы отвечаем «воистину воскресе», будем честны, не всегда даже понимаем сути этого исповедания. Верим. А иногда, как отец несчастного ребенка, говорим: «верую, Господи, помоги моему неверию».

Фома был человеком честным, и он не сразу разделил радость со своими друзьями. Он прямо им сказал: «пока я не увижу следов Его ран и не осязаю их, я не поверю в Его воскресение».

И дальше начинается удивительное. Христос не сразу объявляет Себя апостолу Фоме и другим ученикам. Ну, из нашей обычной человеческой логики: как только ребенок заплачет в семье, все бросает мать или отец и бежит бегом. Христос не побежал бегом на неверие Своего ученика. Проходит 8 дней, прежде чем Спаситель вновь явится ученикам, среди которых будет и Фома.

Вы представьте себе, как жил эти 8 дней апостол Фома. Ну, не только апостол Фома. Как эти 8 дней жили ученики. Ведь апостол Фома мог подумать, что ученикам что-то показалось. А ученики – и сомневаться. А ученики могли подумать: с течением этого времени может действительно нечто особенное происходит.

Но все эти 8 дней все апостолы и апостол Фома удостоверивались в воскресении Христовом не посредством того, к чему они привыкли – пока не увижу, не поверю; пока не услышу, не буду доверять; вот пока сам все не разузнаю, для меня это еще не факт и неправда. Они все еще жили по-человечески, по тому человеческому. Ведь даже и сам апостол Фома говорит: «пока не увижу ран Его…», даже не подразумевая, что Господь воскрес в ином теле, без язв, ран. Впрочем, святитель Иоанн Златоуст позже скажет об этом, что это было снисхождение Божие для Своих учеников, когда Он показал эти раны, как снисхождение.

И все эти 8 дней апостолы начинают жить верой. Они поступают так, как если бы они были прямо сейчас рядом со Спасителем Христом. Они говорят так, как если бы Сам Спаситель Христос сейчас их слышал. Они относятся к другим так же, как тогда, когда Спаситель был с ними, а они с Ним. И всему тому, чему они научились у Него, теперь делали они. Эти 8 дней они не ждали, что Он сейчас же им явится. Они жили верой в Него. Зная, что во всеобщем воскресении они, конечно же, увидятся с Ним, да еще и на Страшном суде.

Когда Спаситель, спустя 8 дней живой, очень горячей веры учеников, является им вновь – среди них и Фома. Он говорит ему: «на, осязай, увидь, почувствуй». Мы знаем, как апостол Фома отвечает: «Господь мой и Бог мой». Ну, а далее Спаситель говорит нечто, за что нам всем стоило бы поблагодарить апостолу Фому. Он говорит ему: «ты уверовал, потому что увидел, блаженны те, кто не видит и верит».

Через апостола Фому Христос дарит нам блаженство. Через апостола Фому Христос дарит нам блаженство тех, о которых сказал, что они блаженны не потому, что увидели и поверили, а потому что не видели, но поверили. Блажен тот, кто верит не от увиденного, а оттого, что полюбил сердцем, что полюбил душой, оттого, кому посвятил всю свою жизнь.

Эти 8 дней, мне даже трудно их представить, насколько они, кажется, по-человечески, из-за нашего маловерия могли бы быть мучительны. Они могли кого-то погружать в еще большее сомнение, в смущение, но только не тех, кто верит.

Тот, кто верит, никогда не бывает смущен ни предательством, ни жестокостью, даже смертью. Тот, кто верит, никогда не смущается ничем, потому что знает, что присутствующий в его жизни Господь намного больше, намного живее, намного важнее, любимее, светлее. И поэтому держится за Него, как за горизонт, к которому идет.

Об апостолах все очень честно описано в Священном Евангелии. И нам бы тоже поучиться быть такими же честными и не смущаться тому, что иногда ты сомневаешься, а иногда ты не доверяешь. Ты можешь испугаться, как пугался Петр. Ты можешь засомневаться, как засомневался Фома. Ты можешь сказать: «хотим быть с Тобою рядом, ближе, чем все другие».

Но самое важное и самое главное, что святые апостолы показали не только свою изменяющуюся человеческую сущность, не физическую, конечно, а сущность души, восприятия сердцем веры, они показали еще честность любви к своему Создателю. И Петр плачет и говорит Ему: «Ты знаешь, Господи, как я люблю Тебя». И Фома отвечает: «Господь мой и Бог мой». Они показали еще самую главную силу своей честности, и это сила веры.

И тогда, когда мы хотим что-то сказать очень честно и даже предупреждаем: «ну сейчас я скажу все, как есть», чаще всего, за этими словами следуют слова нередко горькие, которые трудно проглотить, а потом они, как ком, стоят в горле. Но есть еще одна честность, которую не всегда хватает нам духа сказать.

Вот у апостола Фомы хватило этой честности и духа хватило. И он изо всей силы своей веры воскликнул: «Господь мой и Бог мой». Это значит – я больше не сомневаюсь. Это значит – я больше не боюсь. Это значит – больше нет смерти. Это значит – я больше никогда не буду один. Это значит, что все не напрасно. Господь мой и Бог мой.

И вновь, и вновь возблагодарим апостола Фому за то, что через его честность и через его исповедание Бог подарил нам блаженство не видевших, но уверовавших.

Христос воскресе! Воистину воскресе Христос! Аминь.

27 апреля 2025 года. Михайловский храм Пятигорска

100